по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Прись Игорь Евгеньевич
Философская мысль, 2018-6
Прись И.Е. - Знание как истинное обоснованное мнение и случаи Геттиера c. 41-52

DOI:
10.25136/2409-8728.2018.6.23396

Аннотация: Исследуется определение знания как истинного обоснованного мнения, а также рассматриваются некоторые квази-стандартные определения знания. Приводятся аргументы в пользу того, что эпистемология для решения своих проблем нуждается в философии языка и философии сознания. В частности, проводится параллель между "трудной проблемой" философии сознания и проблемой определения знания. Предлагается определение знания как «успешного» мнения, то есть истинного обоснованного мнения, при условии, что эпистемический «провал» между обоснованием (мнением) и фактом (знанием) закрыт «прагматически» в смысле витгенштейновской проблемы следования правилу. Вторая философия Витгенштейна комбинируется со сначала-знание-эпистемологией Тимоти Уильямсона. В качестве фундаментального эпистемического правила (нормы) для мнения принимается знание. Утверждается, что так называемые случаи Геттиера имеют прежде всего концептуальный статус. Они указывают на то, что стандартное определение знания что-то упускает из виду. Предложенная точка зрения на знание близка к точке зрения Стефена Хетерингтона, согласно которой знание есть истинное обоснованное мнение, при условии, что осознаётся всякое в эпистемическом смысле специфическое обстоятельство.
Философская мысль, 2017-8
Прись И.Е. - Случаи Гетье как случаи «объяснительного провала» c. 8-23

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.8.20119

Аннотация: Предметом исследования является наличие предполагаемой связи между анти-случайной эпистемологией когнитивных способностей Дункана Притчарда и эпистемологией Санди Голдберга. Последняя апеллирует к понятию эпистемически допустимых предложений и симпатизирует сначала-знание-эпистемологии, а первая предлагает двух-компонентный анализ понятия знания. Общим у двух подходов является введение условия объясняемости веритического экспланандума, – факта, что мнение истинно. В то же время природа объяснения, к которому прибегают философы, различна. В рамках подхода Притчарда объяснение даётся в терминах эпистемологии эпистемических способностей, тогда как у Голдберга - в терминах эпистемически допустимых предложений. Мы сравниваем функционирование обоих подходов на одном из примеров, предложенных Притчардом. В этом примере истинное мнение безопасно и получено в результате применения субъектом своих эпистемических способностей, но не является знанием. Мы заключаем, что подходы Притчарда и Голдберга совместны. Мы предполагаем, что они являются рациональной реконструкцией более фундаментального подхода, к которому мы относим сначала-знание-эпистемологию. Мы также интерпретируем случаи Гетье как случаи «провала» в имплицитных предположениях в процессе применения концепта знания.
Философская мысль, 2017-6
Прись И.Е. - Знание как наиболее общее фактивное ментальное состояние c. 29-35

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.6.19388

Аннотация: Предметом исследования являются аргументы Марка Шрёдера [5], утверждающие, что перцептивное ментальное состояние «видеть, что», вообще говоря, не является знанием и, следовательно, знание не является наиболее общим фактивным ментальным состоянием (установкой). Этот вывод противоречит позиции Тимоти Уильямсона [6]. В частности, мы анализируем, каким образом Шрёдер применяет положения, что наличие знания с необходимостью влечёт наличие мнения, и что знание есть норма для мнения, которые он разделяет с Уильямсоном. Методами исследования являются сначала-знание эпистемология Тимоти Уильямсона [6-8] и витгенштейновский по духу терапевтический метод анализа понятия перцептивного опыта, предложенный в работах Жослина Бенуа (см. [1], а также [2,9]). Устанавливается, что аргументы Шрёдера основаны на ложной предпосылке, что перцептивный опыт cам по себе может иметь репрезентационное содержание. «Видеть, что» не есть чистая перцепция, а концептуализированный перцептивный опыт, предполагающий знание. Мы, таким образом, отдаём предпочтение позиции Уильямсона. К новизне исследования относится комбинация аналитического и терапевтического методов.
Философия и культура, 2017-5
Прись И.Е. - Проблема ценности знания c. 26-35

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.5.20222

Аннотация: В статье рассматривается проблема ценности знания и некоторые подходы к её решению и, в частности, классическая точка зрения Платона, подходы Дункана Притчарда, Тимоти Уильямсона и Эрнеста Созы. Анализируется предлагаемое Притчардом различие между первичной, вторичной и третичной проблемами ценности знания. Акцент делается на особой ценности знания. Рассматриваются аргумент Притчарда, направленный против тезиса о финальной ценности знания, защищаемого эпистемологией способностей/достоинств Созы, и утверждающий особую ценность понимания, а также позиция Картера и Гордона, что особую ценность имеет объектное понимание. Сравнительный анализ различных позиций позволяет выявить их сильные и слабые стороны. Особая ценность знания, если таковая существует, должна быть одной и той же для всех видов знаний и, в частности, для тех видов знаний, которые, согласно Джону Греко, подчиняются различным (более или менее сильным) эпистемическим нормам. Мы отвергаем позиции Притчарда и Картера & Гордона в пользу тезиса об особой ценности знания и отдаём предпочтение экстерналистской точке зрения Тимоти Уильямсона, что особая ценность знания состоит в его фактивности. Мы также делаем предположение, что позиция Уильямсона совместима с позицией Витгенштейна.
Философская мысль, 2016-1
Прись И.Е. - Виттгенштайновская проблема следования правилу: МакДауэлл versus Роберт Брэндом c. 42-53

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.1.17533

Аннотация: В статье излагается подход Джона МакДауэлла к виттгенштайновской проблеме следования правилу и предлагается критика макдаулловской критики подхода Роберта Брэндома к этой проблеме. В частности, сравниваются точки зрения двух философов на виттгенштайновское понятие интерпретации, понятие имплицитной нормативности и проблемы регулизма и регуляризма. Акцент делается на том, что правилу следуют практически, в действии, которое первично и в котором «провал» между правилом и его употреблением отсутствует с самого начала. Подходы МакДауэлла и Брэндома сравниваются между собой, а также с позицией Виттгенштайна в рамках его "второй философии". Утверждается, что теоретический подход Брэндома в своих основных чертах совместим с терапевтическим подходом Виттгенштайна и терапевтической интерпретацией проблемы следования правилу, предложенной МакДауэллом. В то же время подход Брэндома даёт основания для критики, в частности, что касается предполагаемого существования двух уровней нормативности.
Философская мысль, 2015-5
Прись И.Е. - Инстинктивное знание без знания рефлексивного и vice versa c. 1-31

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.5.15174

Аннотация: Предметом исследования является понятие знания и, в частности, описанный Тимоти Уильямсоном случай, когда субъект знает, что p, несмотря на то, что имеющаяся у него очевидность почти с достоверностью свидетельствует о том, что он не знает, что p. Мы интерпретируем этот случай при помощи вводимого нами различия между инстинктивным и рефлексивным/интроспективным (и, в частности, феноменальным) знанием. При этом мы принимаем классическое определение знания как обоснованного истинного мнения. Мы предполагаем существование особого причинно-нормативного процесса формирования рефлексивного знания, устанавливающего отношение семейного сходства между более или менее рефлексивными видами знаниями. К основному выводу проведённого исследования относится возможность существования глубоко инстинктивного знания без соответствующего рефлексивного знания и наоборот. Мы также полагаем, что всякое знание в конечном итоге имеет феноменальный (в широком смысле) характер, что позволяет закрыть эпистемологический «провал» между обоснованным мнением и знанием. Мы интерпретируем случаи Гетье как случаи истинных мнений с неполным обоснованием.
Философия и культура, 2015-3
Прись И.Е. - О проблеме объяснительного провала в философии сознания

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.3.10930

Аннотация: Статья представляет собой введение в проблему объяснительного провала в философии сознания. Даётся обзор основных подходов к решению этой проблемы. Внимание акцентируется с одной стороны на попытках преодоления чисто физикалистских подходов, а с другой на критике дуализма. Блок, например, вводит понятие имплицитно физических феноменальных концептов. Папино признаёт, что феноменальные концепты имеют особую природу. Левин возвращается к понятию экуэйнтанс. Варела предлагает расширить традиционную науку и развивает нейро-феноменологию. Исследование проводится методом сравнения основных подходов к решению проблемы объяснительного провала. Предпочтение отдаётся феноменальному реализму. Устанавливается что традиционный материализм/физикализм сталкивается с принципиальными трудностями в решении проблемы объяснительного провала. В то же время дуализм свойств является неприемлемой позицией, противостоять которой, по всей видимости, может лишь неметафизическая версия натуралистического феноменального реализма, или нетрадиционный контекстуалистский натурализм/физикализм виттгенштайновского типа.
Философия и культура, 2014-10
Прись И.Е. - О феноменальных концептах Лоара

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.10.10528

Аннотация: В статье анализируется введённое Лоаром понятие феноменального концепта и утверждается, что оно не противоречит философии Виттгенштайна и является необходимым этапом в решении проблемы объяснительного провала. Концептуальный дуализм в смысле Лоара, однако, не может быть окончательным решением этой проблемы; он перемещает её на концептуальный уровень. «Провал» между концептами феноменальными и концептами физикалистскими/функциональными должен быть объяснён (или закрыт) материалистически. Понятие узких и одновременно толстых имплицитно физических феноменальных концептов Неда Блока позволяет сделать шаг в этом направлении. Можно предположить, что более тесный синтез второй философии Виттгенштайна и метафизики феноменальных свойств и концептов позволит полностью решить проблему объяснительного провала. Основным методом исследования является аналитический метод современной философии сознания. Вкратце делается также сравнительный анализ различных подходов к феноменальным концептам. В статье анализируется введённое Брианом Лоаром понятие феноменального концепта и его применение для решения проблемы объяснительного провала в контексте других подходов. В статье утверждается, что это понятие не противоречит философии позднего Виттгенштайна и, в частности, аргументу частного языка. Указывается перспектива полного решения проблемы объяснительного провала.
Философская мысль, 2014-10
Прись И.Е. - Проблема доступа в теории эпистемологического дисджонктивизма c. 1-25

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.10.1364

Аннотация: Излагается и анализируется предложенное Дунканом Притчардом решение проблемы доступа в теории эпистемологического дисджонктивизма, который утверждает, что в парадигматических случаях перцепции агент знает, что p, в силу рациональных оснований для его мнения, что p, которые одновременно доступны рефлексии и фактивны, то есть с необходимостью влекут наличие самого факта, p. Проблема доступа состоит в том, что приобретение знания об относящемся к внешнему миру (то есть эмпирическом) факте при помощи одной лишь рефлексии (то есть a priori) невозможно. Эта проблема, однако, в теории эпистемологического дисджонктивизма оказывается иллюзорной. Предлагается трактовать эпистемологическую проблему (любого, а не только перцептивного) знания в тесной связи с проблемой объяснительного провала в философии сознания, которая в свою очередь может трактоваться в терминах виттгенштайновской проблемы следования правилу. В случае знания «провал» между рациональными основаниями для мнения и фактом (знанием) закрывается прагматически, или феноменологически в широком смысле. В этом смысле любое знание, а не только знание перцептивное, имеет феноменологическое измерение. Классическое определение знания как обоснованного истинного мнения сохраняется, при условии, что обоснование предполагает свою укоренённость в факте, то есть является обоснованием подлинным (полным). Знание можно также определить как «успешное мнение».
Философская мысль, 2014-9
Прись И.Е. - О двух подходах Дэвида Папино к феноменальным концептам c. 84-149

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.9.13310

Аннотация: В статье рассматривается эволюция взглядов Дэвида Папино на феноменальные концепты, и, в частности, подробно излагаются два основных его подхода к ним (Папино-2002, Папино-2006). Акцент делается на свойстве феноменальных концептов одновременно упоминать и употреблять феноменальный опыт, которое предлагается интерпретировать в контексте виттгенштайновского понятия «употребления» (языковой игры). В рамках такой интерпретации «употребляемый» феноменальный опыт вносит свой вклад в когнитивный акт. Для Папино, напротив, ассоциированный с употреблением феноменальных концептов опыт позволяет лишь объяснить существование иллюзорной интуиции о так называемом объяснительном провале в психо-физических тождествах, но в семантическом и эпистемологическом смыслах является нейтральным. Сходство между феноменальными концептами и концептами перцептивными, а также «сходство» между феноменальными концептами и феноменальным опытом, интерпретируется в виттгенштайновских терминах семейного сходства. Подход Папино сравнивается с подходом Неда Блока. У обоих философов решение так называемой проблемы объяснительного провала в психо-физических тождествах содержит прагматическое измерение. В более общем плане эволюция взглядов Папино может быть охарактеризована как сближение с прагматизмом виттгенштайновского типа, который избавляет от иллюзии существования объяснительного провала. «Минимальный подход» Папино-2014 к понятию феноменального концепта ограничивается введением лишь одного существенного свойства феноменальных концептов – их априорной независимости от теоретических/научных концептов, что позволяет избавить это понятие от многих стандартных возражений. Можно согласиться с Папино-2014, что в сущности, анти-материалистические аргументы основываются лишь на апостериорном характере психо-физических тождеств.
Философская мысль, 2014-7
Прись И.Е. - Феноменальные концепты совместимы с виттгенштайновским аргументом частного языка c. 64-98

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.7.12468

Аннотация: Недавно Дэвид Папино аргументировал, что феноменальные концепты несовместимы с виттгенштайновским аргументом частного языка, и что проблематичным является виттгенштайновский аргумент, а не феноменальные концепты. Мы анализируем аргумент Папино. В частности, мы анализируем и критикуем некоторые его интерпретации, относящиеся к известному мысленному эксперименту Джэксона с учёной Мэри и его модификации, аргументу «зомби» и аргументу частного языка Виттгенштайна. В конце статьи предлагается понимание психофизического тождества в рамках аналитического прагматизма Роберта Брэндома. Мы комбинируем аналитический метод современной философии сознания с прагматизмом и натурализмом позднего Виттгенштайна, а также некоторыми элементами «континентальной» реалистической философии Жослина Бенуаста. Мы заключаем, что феноменальные концепты совместимы с аргументом частного языка. Несовместимость может возникать при ограниченном или неправильном понимании виттгенштайновского аргумента или феноменальных концептов. В частности, утверждение Папино о возможности прямой идентификации нового вида феноменального опыта благодаря использованию стока имеющихся в распоряжении потенциальных феноменальных концептов не противоречит философии Виттгенштайна.
Философская мысль, 2014-6
Прись И.Е. - О (не)существовании вывода a priori физико-физических и психо-физических тождеств c. 157-182

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.6.11807

Аннотация: В статье анализируется дискуссия между Блоком & Сталнакером и Чалмерсом & Джэксоном о физико-физических и психо-физических тождествах и, в частности, о (не)возможности их вывода a priori. Предлагается разрешить эту дискуссию путём корректировки обоих позиций, обобщения понятия вывода a priori, а также устранения некоторых смешений между эпистемологическим и онтологическим уровнями исследования. В статье также вкратце анализируются относящиеся к рассматриваемой проблематике точки зрения других философов. Анализ позиций проводится в духе прагматизма позднего Виттгенштайна и в контексте так называемой проблемы объяснительного провала в философии сознания. При этом в качестве основного неопределяемого понятия используется виттгенштайновское понятие спонтанности. Устанавливается, что Чалмерс & Джэксон преувеличивают роль a priori в традиционном смысле, тогда как Блок & Сталнакер её недооценивают. «Априорное» устранение объяснительного провала в тождествах возможно, и оно возможно лишь post factum и в смысле обобщённого a priori с остаточной спонтанностью.
Философская мысль, 2014-5
Прись И.Е. - Иллюзии возможностей и реальные возможности c. 45-70

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.5.12295

Аннотация: Излагается и анализируется проблема объяснения иллюзий возможных нарушений физико-физических и психо-физических тождеств. Эпистемическое и референционное объяснения, предложенные Крипке, и «если-в-действительности» объяснение оказываются неудовлетворительными. Они, в частности, не всегда удовлетворяют психоаналитическому критерию Стефана Уайбло. Эти объяснения также предполагают, что за иллюзорными возможностями всегда скрываются некоторые реальные возможности, существование которых и объясняет иллюзии. Рассматриваются объяснения иллюзий возможностей, предложенные Перри и Хиллом, которые не предполагают, что за иллюзорными возможностями скрываются реальные возможности. Исследование проводится в рамках виттгенштайновского нормативного прагматизма и натурализма. Понятие семейного сходства играет при этом центральную роль. Предлагается удовлетворяющее психоаналитическому критерию Стефана Уайбло виттгенштайновское объяснение иллюзии возможности нарушения необходимого апостериорного тождества. Иллюзия объясняется тем, что в других контекстах входящие в тождество концепты могли бы быть употреблены по-другому. Утверждается также, что в математике не все иллюзии возможностей являются чисто эпистемическими.
Философская мысль, 2014-4
Прись И.Е. - Квантовая феноменология Хайдеггера c. 46-67

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.4.11625

Аннотация: В статье приводятся аргументы в пользу того, что феноменология Хайдеггера, также как и философия позднего Виттгенштайна, может быть полезна для решения проблемы измерения в квантовой механике и для понимания неклассической физики вообще. Реалистическое понимание квантовой механики возможно лишь в рамках неметафизического реализма. Вводится различие между классическими и квантовыми концептами и иллюстрируется их применение. Устанавливается связь между проблемой измерения, трудной проблемой философии сознания и виттгенштайновской проблемой следования правилу. Исследование опирается на предполагаемую связь между философией Хайдеггера и Виттгенштайна, на виттгенштайновское прагматическое «расстворение» проблемы измерения, а также на интерпретацию философий Хайдеггера и Виттгенштайна как нормативного прагматизма и натурализма. Устанавливается, что квантовые концепты функционируют как виттгенштейновские правила для формирования новой объективированной реальности, а не как понятия, описывающие метафизическую реальность, не зависящую от наблюдателя в абсолютном смысле. Проблема измерения в квантовой механике имеет ту же структуру, что и трудная проблема в философии сознания, и может быть сведена к виттгенштейновской проблеме следования правилу. На теоретическом метафизическом языке Хайдеггера языковая игра Виттгенштайна есть Дазайн. Добавление этого философского понятия к понятийному аппарату квантовой механики позволяет теоретически решить проблему измерения.
Litera, 2014-3
Прись И.Е. - Справедлив ли классический принцип бивалентности? (Чарльз Трэвис versus Тимоти Уильямсон ) c. 60-128

DOI:
10.7256/2409-8698.2014.3.14766

Аннотация: В этой статье в рамках виттгенштайновского прагматизма я предлагаю срединный путь для разрешения дискуссии между Тимоти Уильямсоном (Timothy Williamson) и Чарльзом Трэвисом (Charles Travis) касательно справедливости принципа бивалентности. Как мне кажется, Трэвис не делает различия между новыми употреблениями одного и того же концепта и употреблениями сходного, но отличного (например, более общего) концепта. И его примеры не подтверждают его тезис о нарушении принципа бивалентности. Напротив, Уильямсон не принимает во внимание прагматическое явление «открытой текстуры». Я частично согласен с Уильямсоном, что примеры Трэвиса выглядят как примеры, в которых слова в различных контекстах отсылают к различным свойствам. В отличие от Уильямсона, который оперирует понятиями характера (лингвистического смысла) и содержания, и в отличие от Трэвиса, оперирующего понятиями семантического смысла и понимания, я ввожу три смысловых уровня: лингвистический, семантический (уровень правила/концепта) и прагматический (уровень употребления правила/концепта или уровень смысла-употребления). Я согласен с Уильямсоном, что классический принцип бивалентности не нарушается. Он «нарушается» лишь в области потенциально новых высказываний, истинностные условия которых не являются предетерминированными (таким образом, такие потенциальные, или не полностью определённые высказывания, не являются полностью осмысленными). Это явление концептуальной и, следовательно, как я полагаю, также и онтологической недоопределённости мира, имеющее отношение к «явлению открытой текстуры». «Условие Аристотеля» Трэвиса соответствует условию укоренённости мысли и языка в мире.
Философия и культура, 2014-1
Прись И.Е. - „Смысл есть употребление“

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.1.10509

Аннотация: Теоретизация философии Виттгенштайна в терминах естественных нормативных практик - языковых игр и форм жизни - сближает её с нормативным прагматизмом Хайдеггера. В частности, Хайдеггер тоже отводит фундаментальную роль понятию «употребление». Французский философ Жослин Бенуаст, однако, оспаривает глубинный характер аналогии между понятиями употребления у Виттгенштайна и Хайдеггера. В данной статье я возвращаюсь к вопросу об этой аналогии, а также пытаюсь прояснить возможна ли вообще теоретизация виттгенштайновского понятия употребления. Исследование проводится при помощи синтеза герменевтического и аналитического методов анализа текстов Хайдеггера и Виттгенштайна в контексте достижений современной аналитической философии и, в частности, аналитического прагматизма. В статье делается попытка более тесного сближения философий Виттгенштайна и Хайдеггера в рамках нормативного прагматизма и натурализма. Предлагается аналитическая интерпретация некоторых виттгенштайновских понятий (правила, употребления, семейного сходства, аспекта и других). В статье утверждается, что философия Виттгенштайна содержит имплицитную метафизику, которую Хайдеггер делает эксплицитной.
Философская мысль, 2014-1
Прись И.Е. - О скептическом парадоксе Крипке и виттгенштайновской проблеме следования правилу c. 65-112

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.1.12096

Аннотация: Излагается и анализируется скептический парадокс Крипке, то есть интерпретация Крипке виттгенштайновской проблемы следования правилу применительно к операции сложения чисел. Парадокс указывает на то, что натурализация смысла и проблемы следования правилу в рамках классического (ненормативного) натурализма невозможна. Предлагается рассмотреть проблему с точки зрения виттгенштайновского нормативного натурализма. Вводится понятие нормативной диспозиции. Критикуется недавно предложенное Гинзборг решение парадокса, в частности, её натуралистический «срединный путь» между диспозиционализмом и ментализмом. Парадокс Крипке и подход Гинзборг анализируются в рамках аналитической интерпретации второй философии Виттгенштайна, понятой как нормативный натурализм языковых игр, которые одновременно естественны и спонтанны. Устанавливается, что парадокс возникает в результате пренебрежения прагматикой и нормативным измерением производимых операций. Предлагается решение парадокса. Подход Гинзборг близок к нормативному виттгенштайновскому натурализму, но вводимое ею понятие примитивной нормативности неудовлетворительно. Правильнее говорить не о натурализме с минимальным добавлением нормативности, как это делает Гинзборг, а о нормативном натурализме.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"