по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Чернов Дмитрий Николаевич
Психология и Психотехника, 2019-3
Чернов Д.Н. - Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей младшего подросткового возраста c. 92-107

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.3.27003

Аннотация: Предметом исследования являются особенности взаимоотношений в системе «ребенок–мать» в семьях, воспитывающих детей младшего подросткового возраста. Автором поднимается вопрос о недостаточной методологической проработанности эмпирических исследований детско-родительских отношений и предлагается рассмотрение проблемы с позиций субъектно-деятельностного подхода. Особое внимание уделяется анализу детско-родительских отношений в младшем подростковом возрасте с позиции сформированности детско-родительской общности как коллективного субъекта. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как особенности структуры взаимоотношений на этапе начала младшего подросткового возраста, стилевые особенности родительского отношения в этот период, аспекты межличностных переживаний, указывающие на психологический кризис в детско-родительских отношениях. В работе использован психодиагностический комплекс из шести методик, которые позволяют исследовать стили родительского воспитания, особенности отношения подростка к ближайшему социальному окружению, личностные особенности матери и ребенка. Научная новизна исследования заключается в том, что особенности детско-родительских отношений в период вхождения ребенка в подростковый кризис проинтерпретированы с позиций субъектно-деятельностного подхода. Обнаружено, что родительско-детские отношения в этот период жизни ребенка характеризуются значительным разнообразием вариантов эмоционально-поведенческих реакций. Использованная в работе процедура факторного анализа позволяет структурировано описать лишь половину взаимосвязанных изменений показателей детско-родительских отношений. Возникает несовпадение переживаний матери и младшего подростка относительно функционирования системы «ребенок–мать»; обнаружены маркеры возникновения кризиса в становлении детско-родительской общности по типу коллективного субъекта. Наблюдаются варианты социально неадекватного поведения ребенка в ответ на чрезмерно требовательное отношение матери.
Психолог, 2019-2
Чернов Д.Н. - Методологические основы построения модели социокультурной обусловленности языковой компетенции ребенка в онтогенезе c. 56-70

DOI:
10.25136/2409-8701.2019.2.27806

Аннотация: Предметом исследования является теоретическая модель социокультурной обусловленности речеязыкового развития ребенка в онтогенезе. Автором поднимается вопрос о необходимости выявить среди множества изученных факторов становления речи и языка ребенка те условия, которые являются системообразующими, опосредующими влияние различных биосоциокультурных факторов на процесс развития речи и овладения языком. Особое внимание уделяется рассмотрению проблемы характера социальной детерминации речеязыкового развития, предлагается вариант ее разрешения с использованием концепции коллективного субъекта (С.Л. Рубинштейн, А.Л. Журавлев). Показано, что успешное решение проблемы возможно при рассмотрении в качестве объекта исследования концепта "языковая компетенция" (Е.Д. Божович). В работе проведен метаанализ уже выполненных теоретических и эмпирических исследований, позволяющих наметить подходы к решению проблемы. Новизна работы заключается в рассмотрении проблемы с позиции общетеоретических подходов и современных достижений в области психогенетики, психологии индивидуальных и межгрупповых различий, социальной психологии, психолого-педагогической практики языкового обучения. Особым вкладом автора в исследование темы является то, что в качестве центрального системообразующего основания для построения модели социокультурной обусловленности становления языковой компетенции в онтогенезе предлагается рассматривать систему коллективных субъектов, включающих значимый для ребенка на каждом этапе онтогенеза круг взрослых и сверстников. Приведена характеристика коллективного субъекта "родитель - ребенок". В контексте проблемы эффективности языкового обучения изложены методологические основания для формирования коллективного субъекта "педагог-ученик (учебная группа)". Приводятся эмпирические доказательства авторской точки зрения.
Психолог, 2018-1
Чернов Д.Н. - Опыт создания квазиязыкового материала для языкового обучения в среднем школьном возрасте c. 25-38

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.1.22624

Аннотация: Предметом исследования стало создание стимульного квазиязыкового материала, позволяющего проводить обучающую деятельность в зоне ближайшего развития языковой компетенции учеников в среднем школьном возрасте. Разработана серия искусственных текстов, практически полностью состоящих из квазислов. На выборке детей среднего школьного возраста проведена проверка эквивалентности текстов друг другу по уровню сложности перевода на русский язык. Выявлены стратегии перевода квазитекстов и, на основе их, – индивидуализированные стратегии обучающей работы с детьми. Созданные тексты состоят из слов, в которых корневые основы представляют собой искусственные языковые конструкции. Эти квазислова не имеют аналогов в русском языке, однако их организация подчиняется каким-либо морфологическим / словообразовательным моделям русского языка. Квазислова имеют определенную грамматическую роль в предложениях. Правила составления предложений из этих слов подчинены грамматике и синтаксису русского языка. Поэтому носитель языка потенциально может предложить вариант адекватного перевода текста на русский язык. Обнаружено, что квазитексты взаимоэквивалентны по уровню сложности перевода для детей среднего школьного возраста. В ходе совместной деятельности учащегося и педагога необходимо выработать у ребенка адекватную стратегию решения задачи. Содержание стратегии – направленность на воссоздание общего смысла текста и его удержание в сознании при переводе в сочетании с проверкой перевода на соответствие морфологическому и грамматическому контексту. Предполагается, что в ходе обучающей работы квазиязыковой стимульный материал позволит минимизировать использование ребенком заученного знания о русском языке и обращение к житейскому речевому опыту и приведет к обострению интуитивного «нащупывания» значений слов и смысла текста в заданных рамками языка условиях.
Психолог, 2017-5
Чернов Д.Н. - Актуальные проблемы языкового обучения в «зоне ближайшего развития» школьника c. 67-76

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.5.22410

Аннотация: Предметом исследования является языковое обучение в «зоне ближайшего развития» в школьном возрасте. Цель работы – проанализировать возможности использования квазиязыковых средств для создания программ обучения правилам русского языка при условии организации субъект-субъектного взаимодействия педагога и учащегося. Проанализированы истоки использования искусственных языковых построений с целью актуализации творческого потенциала реципиента в литературном творчестве (Л. Кэрролл, "заумный" язык футуристов, современные детские писатели), демонстрации значительного потенциала грамматики для передачи смысла высказывания (Л. В. Щерба, Н. Хомский). Показано, что экспериментирование с правилами языка является закономерным этапом языкового развития ребенка (период детского словотворчества). Проведен анализ современных диагностических и тренинговых методик, в которых с целью актуализации языковой креативности ребенка используется искусственный материал, содержащий бессмысленные слова, построение и сочетание которых друг с другом подчиняется формальным языковым правилам. Основные выводы проведенного исследования выражаются в следующих положениях: языковое обучение в школьном возрасте должно актуализировать творческий потенциал овладения языком; эффективным методическим приемом является использование при построении нестандартных заданий, состоящих из искусственных слов, правила словоизменения которых аналогичны правилам русского языка, из предложений и текстов, в которых сочетание квазислов подчиняется правилам русской грамматики; соблюдение баланса между спонтанным и реактивным обучением при применении такого языкового материала возможно при построении взаимодействия обучающего и обучающегося как сотрудничества в «зоне ближайшего развития» ребенка.
Психология и Психотехника, 2016-6
Чернов Д.Н. - Роль фактора этнической принадлежности в языковом развитии школьника: обзор современных исследований

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.6.20347

Аннотация: Работа посвящена проблеме социокультурной обусловленности языкового развития ребенка. Проведен метаанализ исследований, рассматривающих роли фактора этнической / расовой принадлежности в языковом развитии детей в школьном возрасте. Акцент сделан на изучении языкового развития школьников из семей иммигрантов, социализация которых проходит в чужом для них социокультурном пространстве, в котором основным является какой-либо один язык «титульной» нации. Современные зарубежные и отечественные работы анализируются в аспекте сопоставления подходов, методов, полученных эмпирических результатов. Для метаанализа использованы зарубежные работы, представленные в базах данных Medline, Scopus и Web of Science, и отечественные исследования, размещенные в системе elibrary.ru. Удельный вес исследований, выполненных на контингенте детей школьного возраста, в общем массиве научных работ сравнительно мал. В зарубежных исследованиях, проведенных с помощью стандартизированных языковых тестов, показано, что дети из семей иммигрантов отстают в языковом развитии в сферах лексики, грамматики и семантики. В современных работах большое внимание уделяется изучению особенностей нарративов. На примере детей из семей иммигрантов-афроамериканцев школьного возраста, для которых основным средством коммуникации является афроамериканский английский диалект, показано, что в развитии нарративной способности они, как правило, не отличаются от белых американцев, а по некоторым параметрам нарративов, демонстрируют своеобразие и даже превосходят их в развитии. В отечественных исследованиях проблема изучается в связи с вопросом об адекватном усвоении русского языка детьми из семей мигрантов. Дети-инофоны проходят в овладении русским языком стадии, свойственные русскоязычным детям, однако в их русской речи наблюдаются особенности, которые, в норме, к школьному возрасту у детей исчезают. Многие языковые особенности обусловлены интерференцией русского и родного для ребенка языков. Показано, что важнейшей социокультурной причиной трудностей в овладении русской речью является непоследовательный и неосознанный подход родителей детей-инофонов к усвоению их детьми русского языка.
Психология и Психотехника, 2014-9
Чернов Д.Н. - Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.9.12165

Аннотация: Предметом исследования стала структура детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих старших дошкольников. Взаимоотношения внутри детско-родительской общности рассматривались через призму активно разрабатываемого в отечественной психологии понятия «коллективный субъект». Изучение структурно-динамических компонентов, составляющих сущность детско-родительских отношений, в контексте концепта коллективного субъекта, позволило построить субъектноориентированную модель взаимоотношений в диаде «родитель – старший дошкольник», а сопоставление настоящих результатов с полученными автором ранее результатами исследований семей, воспитывающих детей младшего дошкольного возраста, позволило изучить онтогенетический аспект изменения данной модели. Методологической основой работы стал субъектно-деятельностный подход. Экспериментальное исследование проведено на 106 диадах «мать – старший дошкольник» с помощью методического комплекса, позволяющего раскрыть структуру и содержание детско-родительских отношений с точки зрения степени сформированности коллективного субъекта. Обнаружено, что детско-родительская общность характеризуется наличием взаимосвязанности / взаимозависимости родителя и ребенка, стремлением к расширению сфер совместной с ребенком активности и рефлексивным отношением к индивидуальной и совместной жизнедеятельности в сочетании с типом родительского отношения «потворствующая гиперпротекция». В этом случае ребенок воспринимает семейную ситуацию положительно, он социально адекватен во взаимоотношениях с окружающими, любознателен и общителен. Обсуждаются перспективы полученных результатов для теории и практики изучения роли детско-родительских отношений в становлении личности ребенка.
Психология и Психотехника, 2012-4
Чернов Д.Н. - Особенности детско-родительских отношений при воспитании младших дошкольников в условиях эмиграции
Аннотация: Детско-родительские отношения в семьях казахстанских немцев, эмигрировавших в Германию, рассматриваются с позиций субъектно-деятельностного подхода с учетом социокультурной ситуации жизнедеятельности семьи. Исследование 60 диад «мать–младший дошкольник» показало, что особенности детско-родительских отношений находятся в зависимости от представлений родителей о цели и смысле развития ребенка в новых социокультурных условиях. В семьях с бикультурно-воспитательными мотивами становление взаимоотношений с ребенком происходит по типу коллективного предсубъекта в атмосфере повышенной моральной ответственности, Данная модель детско-родительских отношений может стать основанием для психолого-педагогической работы с семьей с целью развития бикультурной личности ребенка.
Психология и Психотехника, 2011-12
Чернов Д.Н. - Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих младших дошкольников
Аннотация: Детско-родительские отношения изучены с позиций субъектно-деятельностного подхода. Предложен методический комплекс, позволяющий исследовать особенности формирования детско-родительской общности по типу коллективного субъекта. При исследовании 60 диад «мать–младший дошкольник» обнаружено, что для них характерен предсубъектный уровень развития коллективного субъекта «родитель–ребенок» в сочетании с тенденцией к рефлексивному отношению родителя к совместной жизнедеятельности. Исходя из реализованного субъектно-деятельностного подхода, предложены новые ориентиры в психолого-педагогической работе с системой «родитель-ребенок».
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.