по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Цыганков Александр Сергеевич
Философия и культура, 2016-5
Цыганков А.С. - Национальная идентичность и конструирование исторической памяти: от "единства" к "дисперсии"

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.5.14897

Аннотация: В статье осуществляется анализ процессов коммеморации, реализовавшихся в городе-герое Волгограде в послевоенный период времени в их взаимосвязи с проектами национальной идентичности. На основе рассмотрения памятников, возведенных в советский и постсоветский период, посвященных советским солдатам, которые погибли в ходе Сталинградской битвы и после ее окончания, утверждается, что сам процесс коммеморации фундируется наличием в коллективном сознании социума проекта национальной идентичности, генетически встроенного в представление об «идеальном обществе», социальном должном. Данный проект выступает целью исторического развития, задавая собой не только вектор, наличие которого обусловливает возможность существования исторического пути в общественном сознании, но также и процесс конструирования исторической памяти. Из содержания проекта реализуется интерпретация памятников, которая актуализируется при помощи ритуальных практик поминовения, осуществляющихся в праздничные дни, связанные с победой в Сталинградской битве и в Великой отечественной войне в целом. Выявляется, что советский проект, подразумевающий наличие такого социального должного, как «единый советский народ», обусловливал появление памятника в городе-герое Волгограде, транслирующего идею «единства» национальностей, проживающих на территории СССР – памятник Р.Р. Ибаррури, В. Каменщикову, Х. Фаттяхутдинову, возведенный на Площади павших борцов. После распада СССР историческая память начинает подвергаться «дисперсии», что проявляет себя в процессах коммеморации и их результатах – памятниках, поставленных на Воинском мемориальном кладбище, которое расположено на Мамаевом кургане. Данный процесс «дисперсии» исторической памяти о Сталинградской битве, задающий собой коммеморацию в постсоветский период времени, фундируется множеством проектов национальной идентичности, которые создают отдельные национальности, представители регионов и личности, созидая, таким образом, новую личную и коллективную идентичность вне тотального советского проекта.
Genesis: исторические исследования, 2015-5
Цыганков А.С. - Историческая память о Царицыне в советском и постсоветском процессах коммеморации c. 500-507

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.5.15691

Аннотация: В статье реализуется анализ процессов коммеморации исторической памяти о г. Царицыне, которые осуществлялись и осуществляются на территории г. Волгограда в советское и постсоветское время. На основании рассмотрения различных памятников – результатов процесса коммеморации, – которые посвящены истории Царицына, утверждается генетическая взаимосвязь процессов коммеморации с представлениями о природе исторического времени. В советское время, где доминирующим выступало представление о линейности исторического времени, его прогрессе, история Царицына интегрируется в советскую историю, начавшуюся после Октябрьской революции. В постсоветское время процессы коммеморации исторической памяти о Царицыне, представленные в памятниках, лишаются возможности для создания единой истории прошлого. В качестве основных методов при проведении исследования использовался феноменологический метод описания исторического сознания, который позволил зафиксировать присутствующее в историческом памятнике отношение к историческому времени, а также методология, разработанная современной немецкой исследовательницей А. Ассман. В результате исследования было выявлено, что основным содержанием функциональной памяти жителей города является память о Сталинградской битве, которая и задает историческую идентичность. В советский период существовала практика перекодировки памяти о Красном Царицыне из накопительного в функциональный модус памяти, что во многом определялось возможностью, которую предоставлял для этого исторический метанарратив. В постсоветское время в связи с отказом от метанарратива память о дореволюционном Царицыне потеряла возможность приобщаться к памяти-травме о сакральной битве, что привело к «расколу» исторической памяти.
Litera, 2015-2
Цыганков А.С. - Смысловой генезис слова ritter в средневерхненемецком языке XII – XIII вв. c. 59-70

DOI:
10.7256/2409-8698.2015.2.16059

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению смыслового генезиса слова ritter в средневерхненемецком языке XII – XIII веков. Смысловой генезис слова анализируется посредством обращения к немецкоязычным источникам рассматриваемого периода времени, а также к новейшим достижениям современной немецкоязычной медиевистики. На основании проделанного анализа утверждается, что первоначально, в немецкоязычном средневековом универсуме, слово ritter не имело общих смысловых коннотаций с широко известным образом благородного воина на коне, которые полностью устанавливаются лишь к концу XIII века. Ведущим методом исследования является этимологический анализ в его применении к средневерхненемецкому языке XII – XIII вв. Доказывается, что произошедшие трансформации смысла были обусловлены диалектической взаимосвязью двух исторических факторов: во-первых, ростом феодальных отношений, который способствовал формированию страты рыцарства с присущим ей самопониманием и самоименованием; во-вторых, «символическим импортом», который осуществлялся германскими императорами из Франции, как эталона сильной и независимой королевской власти.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.