по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Ситникова Александра Александровна
Педагогика и просвещение, 2015-3
Ситникова А.А. - Коренное образование: актуальное состояние и проблемы

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.3.17048

Аннотация: Предметом исследования является коренное образование в различных странах мира, в том числе в Австралии, Канаде, Норвегии, США. Рассматриваются зарубежные и российские практики коренного образования. Сделан акцент на мировом опыте получения высшего образования коренными народами Севера. Проанализированы возможности современных российских университетов для разработки международно значимых программ магистратуры по проблематике коренного образования. С помощью описания университетов Норвегии, США, Австралии, Канады, современных российских университетов ставится задача разработки актуальных и динамичных магистерских программ в сфере коренного образования для народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Основной метод исследования - критический анализ университетских программ, содержания учебных курсов в сфере коренного образования. Теоретический обзор дополняется знаниями, полученными в ходе полевых исследований в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Красноярского края в 2010-2015 гг. Основными выводами проведенного исследования является необходимость рекомендаций для органов федеральной и региональной исполнительной и законодательной власти, для органов местного самоуправления, общественных организаций коренных малочисленных народов Севера, а также для руководителей университетских образовательных программ. Предлагается на базе Сибирского федерального университета разработать и внедрить новую образовательную программу, соответствующую международным стандартам коренного образования.
Социодинамика, 2015-1
Ситникова А.А. - К вопросу о методологии исследований культуры как социально-антропологической системы c. 75-100

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.1.14237

Аннотация: Предмет исследования - методологические подходы к анализу культуры как социально-антропологической системы. Тем самым культура выступает предметом комплексного социального познания. В данном исследовании представлен анализ методологии культурологии на современном этапе развития науки: рассмотрена существующая классификация методов культурологии, предложена классификация методов культурологии на основании роли и значения практического культурного исследования для получения знания о культуре и определено место исследования культурных концептов в предложенной системе методов. Основное внимание уделяется обоснованию синтетической методологии исследования культуры в контексте социально-антропологической проблематики. Основной метод исследования - аналитический и критический обзор существующих подходов, концепций, методологий. Сделана классификация методологических подходов, обоснованы наиболее эффективные методологические стратегии. Основные выводы проведенного исследования: 1) Теоретические методы направлены на разработку категориального аппарата культурологии. Теоретические методы предназначены для построения культурологии как науки по образу логической системы построения естественных наук. 2) Прикладные методы посвящены исследованию конкретных определенных исследователем явлений культуры. Прикладные методы культурологии возникают тогда, когда проблемы культурологии могут быть решены методами смежных гуманитарных наук. Прикладные методы культурологии – это: полевая экспедиция, социологическое исследование, психологический эксперимент, философско-искусствоведческий анализ, филологический анализ текста, моделирование преобразующих культурных практик. 3) Синтетические методы исследования культуры как социально-антропологической системы предполагают специфическое построение культурного исследования, где прикладное исследование обязательно сопровождает формирование теоретического знания. Суть синтетических методов культурологии состоит в исследование культуры прошлого с целью познания культуры современности, для рефлексии над современным состоянием культуры. Синтетическими методами культурных исследований являются – функциональный анализ культуры, структурный анализ культуры, герменевтика, лингвокультурологический анализ.
Социодинамика, 2014-9
Ситникова А.А. - Современные практики форсайт-исследования будущего социально-антропологических систем, в том числе этнокультурных групп северных регионов Российской Федерации c. 44-62

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.9.13405

Аннотация: В настоящей статье рассмотрены принципы проведения современного форсайт-исследования. Во введении определено место форсайт-исследования в кругу других операций с прогнозированием будущего, таких как: прогнозирование, научная фантастика и планирование. Перечислены преимущества форсайт-исследования перед ними как наиболее научного и достоверного подхода к предвидению будущих сценариев развития определенных явлений в жизни человечества. Второй раздел статьи посвящен описанию современных методик проведения форсайт-исследования. Приведена статистика наиболее употребляемых методов форсайта согласно данным европейского исследования 2007 года, представлено краткое описание и область применения наиболее применяемых методов – обзора литературы, библиометрического анализа, Делфи-опроса, критических технологий, метода проведения экспертных панелей, мозгового штурма, разработки сценариев будущего, SWOT-анализа и др. Приведена схема наиболее традиционных сочетаний нескольких методов для проведения комплексного форсайт-исследования. Третий раздел статьи посвящен построению стратегии использования методов форсайт-исследования для изучения социально-антропологических систем и этнически-культурных популяций. Основной метод исследования - аналитический и критический обзор научных источников. В результате обзора методов форсайт-анализа предлагается определенная методологическая стратегия форсайт-исследования северных регионов Российской Федерации. В данной части фиксируется то, что в настоящее время культурологические форсайт-исследования находятся на стадии становления, формулируются некоторые базовые принципы методологической стратегии культурологического форсайт-исследования. Помимо этого в статье выделен спектр существующих методов форсайт-исследования, которые должны быть применены для изучения этнокультурных систем. В частности, подчеркивается значимость проведения гражданских панелей, что отличает форсайт-исследование этнокультурной системы от других областей его применения (политики, промышленности, экономики и т.п.). Также в статье предложен спектр тем для проведения экспертных панелей по изучению будущего этнокультурных систем.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.