по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Деметрадзе Марине Резоевна
Международные отношения, 2023-4
Деметрадзе М.Р., Шорохова С.П. - Фундаментальные теории конфликтологии: необходимость практического применения в оценках международных и внутригосударственных конфликтах c. 78-94

DOI:
10.7256/2454-0641.2023.4.39491

Аннотация: Глобализационные процессы современного мира вовсе не характеризуются определенностью и безопасностью, т. к. конкуренция между государствами, основанная на принципах рынка и борьбой за мировое лидерство по социально-экономическим показателям, приводят к международным и внутриполитическим проблемам. Ситуация усугубляется и тем, что применяемые раньше политтехнологи навязывания образа внутреннего или внешнего врага либо этноцентризм, когда одним определённым группам придавали негативный образ, а другим исключительно положительный, почти перестали приносить нужные результаты. Поскольку, в эпоху информационных технологии создающих возможности многостороннего получения сведений, практически невозможно достичь абсолютной манипуляции общественного сознания. Во многом этому способствовало создание западными учеными классических теории, раскрывающих специфику поведения инициаторов (зачинателей) конфликтной ситуации и побудительных мотивов консолидации людей в соответствии с определенной идеологией. Вместе с тем, практика показывает, что классические теории сегодня не приносят тех необходимых результатов, а разработка и предложения новых концепций, способствующих прогнозированию, предупреждению или устранению конфликтов на сегодняшний день почти не возможны. Проблема заключается еще и в том, что существующие теории могут дать лишь общую картину конфликта, но не контролировать или в точности спрогнозировать исход ситуации, что затрудняет обеспечение безопасности, и стабильности современных глобализационных процессов. В связи с этим раскрытие специфики классических теории и их переосмысление в XXI веке имеют фундаментальное значение для всех обществ и прежде всего для постсоветского пространства, т. к. возникшие здесь конфликты имеют как в латентную, так и открытую форму. Данное положение усложняется и тем, что практика применения научных подходов в государственном управлении и правило учета прогностических материалов здесь еще не сложилось, поскольку собственные теории пока никем не разработаны.
Мировая политика, 2023-3
Деметрадзе М.Р., Шорохова С.П. - Роль «Кремниевой долины» в современных геополитических процессах. Вызовы для постсоветских государств c. 46-58

DOI:
10.25136/2409-8671.2023.3.38727

Аннотация: Настоящая работа посвящена актуальной теме роли технопарков в современных глобализационных процессов мировой и национальной экономики. Это далеко не случайный факт, поскольку специфическая структура современного миропорядка бросает особые вызовы обществам постсоветского пространства. Перспективы их развития и равноправного участия в модернизационных процессах зависят от их способности соответствовать новым требованиям. В связи с этим, глубокого переосмысления и тщательного анализа требуют её движущие механизмы, затрагивающие практически все государства и общества. В работе особое внимание уделяется феномену «кремниевых долин», роли науки в США и странах Юго-Восточной Азии, производится сравнительный анализ их специфических черт. На основе полученных данных определятся степень отставания постсоветских обществ, предлагаются меры по его преодолению, прежде всего – путём реформирования образовательной системы и науки, автоматически выдвигающих на первое место человеческий фактор и интеллектуальный капитал. В работе используется междисциплинарный подход социально-гуманитарных дисциплин, в частности – социокультурной антропологии, семантики, структурный, сравнительный анализ – на основе которых выявляются проблемы постсоветских обществ, анализируются современные модернизационные и глобализационные процессы. Работа ориентирована на широкий круг читателей, интересующихся феноменом «кремниевых долин», а также научных деятелей в сферах политики, права, социологии, экономики, культурной антропологии.
Национальная безопасность / nota bene, 2021-3
Деметрадзе М.Р., Буслаев А. - Специфика применения технологии политического спектакля в российской и американской политике c. 35-45

DOI:
10.7256/2454-0668.2021.3.35579

Аннотация: Работа посвящена актуальной теме использования манипулятивной технологии, называемой политическим спектаклем, реализуемой при помощи методов замещённого управления-участия. Данный концепт, разработанный американскими социологами, преподносится авторами статьи в новом свете. Вводится категория дихотомии «участие/управление», раскрывается суть воспроизводства консервативных социокультурных ценностей. В статье также проводится сравнительный анализ политических процессов в США и РФ, выделяются их общие и специфические черты, на основе которых устанавливается причины ускоренной модернизации Америки, а также факторы, препятствующие аналогичным процессам в России. В заключении приводятся конкретные предложения по преодолению отставания России в модернизационных процессах. Работа может быть актуальна для широкого профиля читателей: специалистов в области международных отношений, политологов, культурных антропологов, социологов, а также всех заинтересованных в улучшении российско-американских отношений.    Воспроизводству традиционных форм управления в современной России, как и во всём постсоветстком пространстве, искажающее основные элементы демократии, посвящено множество работ как отечественных, так и зарубежных исследователей. Однако, к рассмотрению традиционной формы управления в контексте политического спектакля, введённого в социологию американским учёным Мюрреем Эдельманом, её применение к нашей действительности до сих пор отсутствует. Именно это и послужило основной мотивацией для написания предложенной работы. Авторы постарались применить методологию названного автора в условиях российской действительности, провести сравнительный анализ политических процессов, функционирования институтов, политической культуры российского и американского обществ, и сделать выводы о способах преодоления затруднений и проблем, перехода современного российского общества на более высокий уровень модернизационного развития.
Политика и Общество, 2018-9
Деметрадзе М.Р. - Стратегия сочетания конфуцианства с капитализмом в тайванской модернизации президента Ч. Кайши c. 40-52

DOI:
10.7256/2454-0684.2018.9.23354

Аннотация: Работа посвящена анализу исторических предпосылок модернизационных процессов в Китайской Республике – Тайвань; выявлению позитивных и негативных сторон модернизации в этой стране. Особое внимание уделяется специфике и роли интеллектуального капитала в модернизационных процессах, особенностям китайского традиционализма и другим аспектам, представляющим интерес при формировании социокультурной стратегии модернизации обществ постсоветского пространства. Предметом исследования является стратегия внедрения конфуцианства в процессах создания нового государства президентом Ч. Кайши, а объектом выявление инновационно-догоняющей модели модернизации. Инновационно-опередительный, инновационно-догоняющий, или имитационно-догоняющий вектор модернизации определяется с помощью специально разработанной социокультурной методологии. Стержнем социокультурной стратегии являются первенство человеческого фактора и его социальных интересов в государстве, а не экономические либо иные показатели. Применяются сравнительно-классификационные, структурно-семантические, культурно-антропологические, политологические, правовые и социологические методы. Научна новизна: 1. показываются положительные и отрицательные стороны модернизации Тайваня; 2. предлагается идея создания условий трансформации инновационно-заимствующей стратегии в инновационно-опережающую. Исследование проводится в целях отыскания образцов модернизации различных стран мира и их институционализации в постсоветских странах. Анализируя отдельные аспекты развития тайванского общетсва, автор приходит к выводу, что позитивные и рационально-конструктивные факторы модернизации преобладали над негативными и деструктивными. Выводы статьи могут помочь не только в осмыслении практического опыта модернизации постсоветских обществ, но и выявлению улучшения перспектив развития Тайваня
Политика и Общество, 2017-7
Деметрадзе М.Р. - Истоки консерватизма политической культуры Китая. Центральная зона традиционных конфуцианских ценностей c. 22-27

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.7.23214

Аннотация: Работа посвящена выявлению устойчивости традиционных конфуцианских ценностей в Китае. Выделяется значение «ста школ», ученых книжников, конфуцианской ученой элиты. Традиционные конфуцианские ценности представлены как центральная зона культуры общества, играющая важную роль на различных этапах истории Китая, в том числе и в современных политических системах капиталистического и коммунистического Китая. Предметом исследования является традиционные конфуцианские ценности, переломные события середины двадцатого века, разделение единой страны на два государства и т.д. В работе применяются структурно-функциональные, классификационно-сравнительные, культурно-антропологические, политологические, правовые и социологические методы. Новизна исследования заключается в выявлении содержательного ядра культуры Китая, которая сформировалась под влиянием различных религиозных течении: буддизма, даосизма, легизма, конфуцианства. Они образовали содержательное ядро интеллектуального капитала Китая, интеллектуальные сети и многовековые связи между поколениями, символы общественного и государственного порядка. Каждую школу можно представить как прообраз политической партии, а их соперничество – как противостояние политических оппонентов и оппозиционное экспериментаторство.
Политика и Общество, 2016-8
Деметрадзе М.Р. - Специфика формирования и создания интеллектуального капитала. Преемственность созданных в Античности интеллектуальных сетей и законов интеллектуальной деятельности

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.8.19869

Аннотация: В работе рассмотрено зарождение интеллектуального капитала в Античности, выявляется специфика интеллектуальной деятельности и преемственности интеллектуального капитала; дается ответ на вопросы, когда и при каких условиях интеллектуальный капитал становится капиталом первостепенной значимости в государстве, какой труд можно считать интеллектуальным капиталом. Главным является социоцентрический стержень интеллектуального капитала, который не допускает отклонения, поскольку в этом случае интеллектуал становится предвзятым, а его разработки – конъюнктурными, что неизбежно влечет потерю статуса и выпадение индивида из интеллектуальных сетей. В работе применяется социокультурная методология.. Выделяются критерии умственного труда: новизна идеи, социальная значимость и социальная полезность разработок, связь умственного труда с общественными проблемами и запросами человека. Фундаментом и опорной точкой интеллектуального капитала являются свобода мышления и действий, плюрализм, интеллектуальное соперничество, оппозиция власти, секуляризация, авангардизм, реформаторство, постоянный поиск нового, экспериментаторство. Созданный интеллектуальный капитал является концепцией и теоретической основой земного порядка общественной жизни, он непосредственно связан с индивидом и его интересами.
Политика и Общество, 2016-2
Деметрадзе М.Р. - Вертикально-восходящая стратегия и горизонтально-нисходящие процессы переходного периода. Институциональные и неинституциональные процессы модернизации

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.2.17192

Аннотация: В данной работе предметом исследования является выявление особенностей переходного периода постсоветских общетсв, а целью сокращение дисстанции между ними и развитыми странами мира, условия способствующие росту социального благополучия простых членов общетсва и их включения в современные глобализационные процессы. Рассмотрены социализирующие, опережающие, адаптационные механизмы определяющие стратегию иновационных преобразований; выделяются категории социокультурное пространство, сетевые и иерархические типы организаии политической системы, критерии оценки эффективности государственного управления и т.д. Предлагается способы использования мирового опыта научного изучения социокультурных процессов, которые должны помочь построению рабочих моделей и гипотез управления политическими процессами переходного периода постсоветских общств. Применяемые социологические, политологические, антропологические и социокультурные методы исследования показали, что для модернизации постсоветских общетств необходимы реформы и придание процессам транссформации целенаправленный и рационально-конструктивный характер. Социокультурные аспекты позволили выделить степень готовности постсоветских обществ к восприятию новых образцов, пониманию того, насколько эти образцы соответсвуют социальным интересам и запросам индивидов и их развитию. В работе анализируется специфика переходного периода обществ на постсоветском пространстве, а также условия, при которых процессы проходят позитивно или негативно. В первом случае события развиваются в русле «вертикально-восходящей стратегии» – тенденции к созданию современного государства при восходящей динамике общества; во втором – развитие общества отклоняется от вектора модернизации, и горизонтально-нисходящие процессы отбрасывают общество в худшее положение, чем на старте модернизации, растет неопределенность, условия жизни ухудшаются.
Социодинамика, 2016-1
Деметрадзе М.Р. - Защита суверенных прав народа и социокультурных запросов индивидов актами гражданского неповиновения. Задачи постсоветских обществ c. 44-74

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.1.17471

Аннотация: Работа посвящена созданию институциональной модели гражданского неповиновения как способа давления общества на власть для защиты социальных запросов и интересов, практика которой отсутствует на постсоветском пространстве. Цель исследования: показать какой тип политической активности и политической репрезентативности является легитимным как со стороны общества, так и государства; какие сферы политического пространства может охватить гражданское общество и где следует провести границу между правом гражданского общества и государства; как избежать опасности постоянной мобилизации граждан против государства. Предметом исследования является гражданское неповиновение, как социальное движение, а объектом – гражданские инициативы, гражданская активность направленные на защиту суверенитета общества (основного носителя власти в государстве) и от произвола властей. Выделяется структура и функции организации гражданского неповиновения, социокультурные запросы как мотивы протеста, условия при которой неповиновение носит правовой характер и как социальный запрос превращается в инструмент давления в руках общества, не вступая при этом в противоречие с демократическими процедурами и нормами. Методология социокультурной антропологии подчинено задаче создания условии формирования и повышения потенциала гражданского общества и современной политической культуры на постсоветском пространстве. Выявляется способы закладывания правового фундамента гражданского неповиновения, как социальной формы протеста и обеспечения ее законного статуса. Исследование политико-правовых аспектов гражданского неповиновения предполагает применение методов социальной, правовой, культурной, политической антропологии, с помошью которых осуществляется разносторонный подход к изучению феномена гражданского неовиновения, как социального движения. Автором впервые в отечественной социально-правовой науке предлагается модель института защиты суверенных прав народа и социокультурных запросов индивидов, структура организации протеста, механизмы соотношения целей и координации социального поведения граждан.
Социодинамика, 2015-12
Деметрадзе М.Р. - Социокультурный вектор как инновационная стратегия модернизации обществ постсоветского пространства. Положительный опыт развитых стран Запада c. 61-80

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.12.1647

Аннотация: В статье рассматривается роль политической и промышленной революций, ставших для Европы катализатором 1) замещения старых социальных норм новыми, 20 формирования социальной организации общества, 3) становления правового государства и современного гражданского общества. Целью данной работы является создание новой социокультурной модели модернизации, максимально эффективной для обществ постсоветского пространства. Задача исследования – выявить содержательную сторону модернизации постсоветских государств, раскрыть социокультурную преемственность этих процессов с теми, которые проходили в европейских государствах в XVII-XX вв. Традиционные исторические подходы недостаточны для актуального моделирования процессов модернизации, так как они, хотя и выявляют этапы развития европейских обществ, но не показывают, при каких условиях западная модернизация может быть успешной для обществ иного социокультурного типа. Научная новизна исследования состоит в раскрытии положения о социокультурной основе модернизации и доказательстве того факта, что социокультурные процессы являются необходимой базой современной социальной модернизации. Различная скорость социокультурных изменений предопределяет различие в динамике модернизации государств, возникших и функционирующих на постсоветской пространстве. Недооценка социокультурных факторов модернизации существенно затрудняет адекватную экспертную и научную оценку эффективности реформ, которые в настоящее время здесь осуществляются.
Политика и Общество, 2015-12
Деметрадзе М.Р. - Социокультурные механизмы модернизации. Адаптационно-догоняющая стратегия политики переходного периода постсоветских обществ

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.12.17220

Аннотация: Предметом исследования является феномен модернизации и ее роль в современных политических процессах. Цель исследования - обосновать возможности применения социокультурных механизмов преобразовании направленные на устранение неопределенности переходного периода постсоветских общетсв. Автором подробно рассматривается адаптационно-догоняющая стратегия модернизации, которая требует социализацию общества и формирование высококвалифицированной властной структуры одновременно. Ведь неподготовленные к переменам индивиды не могут создать современное государство, а непрофессиональные политики управлять сложными динамичными процессами. Работа опирается на специально разработанной научно обоснованной социокультурной концепции с выделением четких этапов, фаз ее реализации. Особое внимание отводится выявлению препятствующих факторов развития общества и созданию социокультурной модели государства. Акцент ставится и на проблему недооценки ведущей роли науки, интеллектуального капитала и научной основы политики в государстве, без которого институционализация процессов неосуществимы. В работе применялась методология междисциплинарности для многостороннего подхода к институционализации социокультурного пространства. Важную роль сыграли теории социальной мобильности, социального взаимодействия, структурно-функциональные направления и четыре основные стандарты «функциональных императивов»: адаптация, целеориентация, интеграция и поддержание образцов, Талкотта Парсонса. Социальные изменения выступают в качестве социальной перестройки постсоветсикх обществ. В основу научной новизны легли следующие вопросы: 1) носят ли изменения целеориентированный или спонтанный характер (то есть какова их природа); 2) каковы условия для изменения (базис и ресурсы); 3) что надо изменить, как и какими средствами; 4) насколько управленческие механизмы соответствуют изменениям и т.д.
Право и политика, 2014-1
Деметрадзе М.Р. - Деметрадзе М.Р. д.п.н. Проблемы несоответствия социокультурной политики России процессов глобальной модернизации

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.1.9546

Аннотация: Работа посвящена выявлению факторов, препятствующих модернизации России. Анализируется кризис различных институтов власти и гражданского общества, системы объектов жизнеобеспечения и поддержания жизни. Рассмотрены требования современной социокультурной политики как наиболее приемлемой теоретической основы для институционализации модернизационных процессов в России и на постсоветском пространстве. Однако, как показывает реальность, необходимость институциональных рационально-конструктивных форм управления, выявления негативных факторов развития общества, поиска способов преодоления различных форм консервативного традиционализма и создания социокультурной модели государства пока еще не осознана ни политиками, ни индивидами постсоветских обществ. Социальные изменения и преобразования, научно-технологический прогресс, урбанизация, конкурентоспособность государств, стиль их участия в мировых экономических, политических процессах и международных организациях – качество этого набора необходимых признаков стало критерием традиционности либо современности обществ и государств. Вместе с тем, с точки зрения социокультурного подхода, которого мы придерживаемся, модернизацию нельзя рассмотреть в контексте исключительно экономической выгоды, пользы и доминирования одних государств над другими. Оценивать происходящие процессы в России и на постсоветском пространстве следует опираясь на объективные признаки, характеризующие положение простых членов общества в государстве (антропологическая основа социокультурной методологии придает ей четко выраженную социокультурную направленность). Таким образом, модернизацию можно определить как социокультурные преобразования в обществе в условиях его перехода к более высокой форме развития на основе выявления движущих сил, направленных на создание современного государства.
Социодинамика, 2014-1
Деметрадзе М.Р. - Социокультурная основа междисциплинарности внутригосударственной политики и международных отношении современности c. 15-35

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.1.10758

Аннотация: Модернизационный характер современных глобальных процессов требует новых знаний, высокой квалификации государственного управления. Это необходимое условие институционализации модернизационных процессов во всех сферах жизни общества, участия в мировой экономической системе на современной основе, ведения внутренней и внешней политики в интересах общества и человека. Модернизационные показатели сегодня определяют авторитет, статус, престиж, уровень развития государств, а не территориальные, военные либо природные ресурсы. Вот почему все более тесно переплетаются внутренняя и внешняя политика, и вот почему эта проблематика непосредственно связана с распространением современных стандартов в разных сферах жизни общества. Без такой внутренней политики включенность государств в глобальные модернизационные процессы не только искажается и обессмысливается, но и сами государства лишаются статуса полноценного участника международных отношений. Социокультурная методология междисциплинарности вводит методы анализа ситуации, диагноза проблем и прогноза построения модели социокультурного пространства в будущем и участия общества, страны в современных модернизационных процессах. Ключевую роль играет идея-цель модернизации, которая создает содержательную матрицу курса страны и отвечает на вопросы: что надо изменять, как и почему, к чему следует стремиться, с какой пользой для общества и в какие временные рамки. Социокультурные методы междисциплинарности являются инструментом воздействия на конкретные объекты, определяют траекторию их перехода из одного состояния в другое и параметры движения к цели.
Law and Politics, 2014-1
Деметрадзе М.Р. - Деметрадзе М.Р. д.п.н. Проблемы несоответствия социокультурной политики России процессов глобальной модернизации

DOI:
10.7256/2454-0706.2014.1.42315

Аннотация: Работа посвящена выявлению факторов, препятствующих модернизации России. Анализируется кризис различных институтов власти и гражданского общества, системы объектов жизнеобеспечения и поддержания жизни. Рассмотрены требования современной социокультурной политики как наиболее приемлемой теоретической основы для институционализации модернизационных процессов в России и на постсоветском пространстве. Однако, как показывает реальность, необходимость институциональных рационально-конструктивных форм управления, выявления негативных факторов развития общества, поиска способов преодоления различных форм консервативного традиционализма и создания социокультурной модели государства пока еще не осознана ни политиками, ни индивидами постсоветских обществ. Социальные изменения и преобразования, научно-технологический прогресс, урбанизация, конкурентоспособность государств, стиль их участия в мировых экономических, политических процессах и международных организациях – качество этого набора необходимых признаков стало критерием традиционности либо современности обществ и государств. Вместе с тем, с точки зрения социокультурного подхода, которого мы придерживаемся, модернизацию нельзя рассмотреть в контексте исключительно экономической выгоды, пользы и доминирования одних государств над другими. Оценивать происходящие процессы в России и на постсоветском пространстве следует опираясь на объективные признаки, характеризующие положение простых членов общества в государстве (антропологическая основа социокультурной методологии придает ей четко выраженную социокультурную направленность). Таким образом, модернизацию можно определить как социокультурные преобразования в обществе в условиях его перехода к более высокой форме развития на основе выявления движущих сил, направленных на создание современного государства.
Социодинамика, 2013-12
Деметрадзе М.Р. - Социокультурная основа междисциплинарной методологии социально-гуманитарных наук c. 17-40

DOI:
10.7256/2306-0158.2013.12.1072

Аннотация: Предметом исследования» являются социологические, экономические, политические, правовые, культурологические теории и дисциплины; методология их соединения, социокультурная основа междисциплинарности и ее внутренняя и внешняя структура; специфика применения во внутренней и внешней политике. Неотъемлемой частью современной системы международных отношений являются вопросы безопасности, модернизации, социализации, социального партнерства, социальной справедливости, социального равенства и социального благополучия общества, государств. В нее внедрены новые правила участия стран и их взаимодействия, принципы конкуренции, соотношения внутренней и внешней политики, современные стандарты качества жизни граждан, механизмы установления приоритета норм международного права, системы контроля государств и т.д. Если после Второй мировой войны международные организации, прежде всего ООН, контролировали государства на основе международного права, то специфической чертой настоящего времени становится тот факт, что начиная с конца ХХ века такая система контроля усилена рядом механизмов социального контроля. Их внедрение было вызвано множеством обстоятельств: усилением дистанции между развитыми и отстающими государствами, доминированием интересов сильных государств на международной арене, политизацией государственной политики в обществах традиционного типа, торможением процессов модернизации, слабое внимание к вызовам модернизации, замкнутость традиционных обществ и т.д. Таким образом, целью создания механизмов международного социального контроля является нейтрализация угроз международной безопасности и отчужденности традиционных обществ в отношении либерально-демократических ценностей, первичности человеческого фактора в государстве и принципов социального государства. Социокультурная методология исследованияНеотъемлемой частью современной системы международных отношений являются вопросы безопасности, модернизации, социализации, социального партнерства, социальной справедливости, социального равенства и социального благополучия общества, государств. В нее внедрены новые правила участия стран и их взаимодействия, принципы конкуренции, соотношения внутренней и внешней политики, современные стандарты качества жизни граждан, механизмы установления приоритета норм международного права, системы контроля государств и т.д. Если после Второй мировой войны международные организации, прежде всего ООН, контролировали государства на основе международного права, то специфической чертой настоящего времени становится тот факт, что начиная с конца ХХ века такая система контроля усилена рядом механизмов социального контроля. Их внедрение было вызвано множеством обстоятельств: усилением дистанции между развитыми и отстающими государствами, доминированием интересов сильных государств на международной арене, политизацией государственной политики в обществах традиционного типа, торможением процессов модернизации, слабое внимание к вызовам модернизации, замкнутость традиционных обществ и т.д. Таким образом, целью создания механизмов международного социального контроля является нейтрализация угроз международной безопасности и отчужденности традиционных обществ в отношении либерально-демократических ценностей, первичности человеческого фактора в государстве и принципов социального государства. Недооценка на глобальном уровне специфики современного имиджа, статуса и престижа страны, в основе которых лежит социально-экономическое благополучие граждан, обусловили создание в 90-е годы ХХ века специальных механизмов в системе ООН, которые получили название индикаторов и индексов оценки разных сфер жизни общества – социальной, экономической, политической, правовой, культурной. Именно эти показатели и определяют степень развитости либо отсталости государств, а не размер территории либо военный потенциал страны. Такая смена парадигм говорит об укреплении связи внутренней и внешней политики страны, институционализации процессов в системе управления, что требует особого внимания как в области науки, так и в системе образования. Возрастает роль связи науки и образования, а также значение многостороннего изучения ситуации, методов получения рационально-конструктивной информации и т.д. И все это возможно только с помощью междисциплинарного подхода, который требует разработки соответствующей методологии и специальной подготовки студентов, будущих специалистов как в области права, управления, экономики, так и в сфере международных отношений. Междисциплинарность придает фундаментальность современной образовательной системе, без которой она не может обеспечить подготовку специалистов высшей квалификации и их конкурентоспособность с выпускниками вузов стран Запада. - освоение методов междисциплинарности социально-гуманитарных теорий; требований современной науки и системы образования; многостороннего подхода к ситуации; - понимание возросшего значения междисциплинарности в условиях современности; получения рационально-конструктивной информации о разных сферах жизни общества – социальной, экономической, политической, правовой, культурной; - выявление специфических черт современных модернизационных процессов, вызовов и требований модернизации для каждого общества и государств в условиях глобализации; - изучение применения принципов междисциплинарности и созданных на их основе экспертных методов, социокультурных индикаторов, относящихся к конкретным объектам и процессам; - освоение приемов социокультурной междисциплинарности, направленных на преодоление и устранение проблем в различных сферах жизни нашего общества; соотнесение процессов с современными стандартами социальной жизни; построение социокультурной модели развития страны, которая повысит ее имидж и статус в современных международных процессах, приведет к смене парадигм ее участия в международных отношениях и т.д.
Политика и Общество, 2013-11
Деметрадзе М.Р. - Деметрадзе М.Р. Доктор политических наук.Социализация как способ самоактуализации индивида и роста человеческого фактора в России и на постсоветском пространстве

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.11.9545

Аннотация: Работа посвящена вопросам преодоления традиционной консервативной культуры членов российского общества. В качестве способов преодоления рассматриваются механизмы социализации, самоактуализации, на которых основаны рост социальной мотивации индивида, овладение навыком артикуляции социальных запросов. Предлагается концепция социализации как стратегическая составляющая современной социокультурной политики. Анализируются современные ценности и обычаи, повышающие роль, статус человека, а так же принципы «конституционализации человеческого фактора в государстве».Ключевые слова. Социализация, человеческий капитал, обыденная жизнь, самоактуализация, стандарт жизни, качество жизни, уровень жизни, жизненный мир, современные социальные стандарты. В рамках данной статьи теория центральной зоны социокультурных ценностей в целом и теория центральной зоны традиционных ценностей как ее конкретизация для традиционного общества нами не рассматриваются несмотря на ключевое значение для рассматриваемой проблематики и разрабатываемой нами методологии социокультурных исследований. Не рассматриваются также модели социализации для других обществ постсоветского пространства. Отметим только, что, поскольку центральная зона социокультурных ценностей в каждом обществе имеет особенные черты, модели социализации должны их учитывать.
Политика и Общество, 2012-7
Деметрадзе М.Р. - Фабрика мысли - как особый институт гражданского общества США
Аннотация: ннотация: работа посвящена к особой роли «фабрик мысли» в жизни американского общества, благодаря которой наука перестала быть «кабинетной». Цель - заимствование и адаптация в отечественной социально-гуманитарной сфере. Сегодня фабрики мысли препятствуют бюрократизации и формализму науки, поскольку качество результата научной работы оценивается с разных позиций. Все это вместе впервые в истории современного мира создало феномен признания обществом бесспорной ценности социально-научных разработок и преимущества применения научно обоснованных выводов в общественно значимых процессах, приводящих к зависимости научных результатов от общества.
Политика и Общество, 2011-8
Деметрадзе М.Р. - Патерналистско-идеологический традиционализм как фактор, препятствующий развитию отечественной социально-гуманитарной науки
Аннотация:
Политика и Общество, 2011-8
Деметрадзе М.Р. - Патерналистско-идеологический традиционализм, как фактор, препятствующий развитию отечественной социально-гуманитарной науки
Аннотация: В статье анализируюстся проблемы отечественной социально-гуманитарной науки. Раскрыватся три группы проблем: идеологический традиционализм в науке.
Политика и Общество, 2011-5
Деметрадзе М.Р. - Модель институционализации девиантного поведения в обществах традиционного типа (на примере России)
Аннотация: работа посвящена выявлению устойчивых форм консервативного традиционализма российского общества, образующих различные виды девиантного поведения индивидов. Обосновывается необходимость трансформации таких форм личности как "обособленный","приспособленный", "избегающий". Предлагается идея "роста человеческого капитала и человеческого потенциала в страен".
Право и политика, 2009-5
Деметрадзе М.Р. - Социализирующая роль прав человека в современной социокультурной политике России
Аннотация: Необходимость формирования в России современной политической культуры и социального государства не вызывает сомнении. В работе основное внимание уделяется основополагающим принципам международного права, его социализирующей роли. Предлагается возможная модель трансформации традиционной политической культуры в современную, создающая новый тип взаимодействия государства и общества
Law and Politics, 2009-5
Деметрадзе М.Р. - Социализирующая роль прав человека в современной социокультурной политике России
Аннотация: Необходимость формирования в России современной политической культуры и социального государства не вызывает сомнении. В работе основное внимание уделяется основополагающим принципам международного права, его социализирующей роли. Предлагается возможная модель трансформации традиционной политической культуры в современную, создающая новый тип взаимодействия государства и общества
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.