по
Litera
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Щупленков Николай Олегович
Социодинамика, 2016-4
Щупленков Н.О. - Внецерковные молодежные движения в Советской России и Русском Зарубежье (1917–1930-е гг.) c. 68-80

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.4.17611

Аннотация: Актуальность исследования вызвана необходимостью изучения роли молодого поколения в государственно-конфессиональных отношениях. Политические и внецерковные объединения на протяжении нескольких столетий обращались к подрастающему поколению как резерву своего будущего существования. История внецерковных молодежных движений в Советской России и Русском Зарубежье 1917–1930-е гг. показывает насколько важно правильно расставлять акценты в молодежной политике, чтобы завоевать авторитет в молодежной среде. Данный период в отечественной истории считается переломным в отношении советского государства к церкви, окончательного отделения светскости от религиозного. Принципы системности и альтернативности позволяют создать объективную историческую картину зарождения молодежных организаций в Советской России и Русском Зарубежье 1917–1930-х годов. В первой трети XX в. социокультурное пространство русского мира охватило все обжитые территории земного шара. Национальные чувства духовного единства и моральной ответственности связывали русский народ в единое цивилизационное пространство, объединенное общим национальным самоощущением и самосознанием. Для русского народа характерно чувство любви и привязанности к своей земле, дому, родным и близким. Народы, проживающие на территории РФ воспринимают русскую культуру как часть своего целого, не отделяя собственное миропонимание от общенационального.
Genesis: исторические исследования, 2015-2
Щупленков Н.О. - Воинские традиции в системе преемственности воспитания молодого поколения в российской эмиграции c. 77-103

DOI:
10.7256/2409-868X.2015.2.14125

Аннотация: В статье рассматривается организация патриотической деятельности в кадетских корпусах российского зарубежья 1920–1930-х годов, роль русского офицерства в передаче воинских традиций подрастающему поколению. Историческая преемственность российского военного образования в новых исторических условиях. Консолидация российской диаспоры в сохранении и формировании патриотических чувств. Стремление преподавателей и кадет не только сохранить, но и обогатить, расширить, придать актуальности и сохранить для будущих поколений традиции и обычаи, существовавшие еще в дореволюционной России. Ретроспективный метод позволяет восстановить историческое пространство, на фоне которого происходил процесс становления кадетского образования в эмиграции. Исследование показало, что в условиях эмиграции, когда молодежь особенно остро нуждалась в развитии патриотических чувств, гордости за великое прошлое своего Отечества, лишь воинские традиции, верность к родине и воинский долг могли дать им основу, на которой можно было построить целостную личность, готовую сохранять и приумножать скудные ресурсы, которыми обладала российская эмиграция.
Юридические исследования, 2014-11
Щупленков Н.О. - Формы гражданского контроля в судопроизводстве Древней Руси c. 36-60

DOI:
10.7256/2305-9699.2014.11.1348

Аннотация: В статье рассматривается история становления института форм гражданского контроля в судопроизводстве Древней Руси, его характерные черты и особенности. Показано влияние конфликтологии и юриспруденции на осуществление медиативных процедур. Актуальность работы обусловлена тем, что количество публикаций, посвященных теме медиации в Древней Руси, сравнительно мало. Роль медиатора в разрешении конфликтов в судопроизводстве Древней Руси практически не была изучена. Целью исследования становится анализ зарождения института медиации на Руси. Исследуются должностные лица судебной системы Древней Руси, ответственные за разрешение споров альтернативными средствами. Для исследования проблемы была проанализирована следующая литература: найденные научные статьи по теме досудебного разбирательства, тексты Псковской судебной грамоты XV века, а также Новгородских берестяных грамот. Альтернативные способы урегулирования споров, как институты саморегулирования гражданского общества, могли применяться в Древней Руси наряду с судебной формой защиты. При этом такие процедуры отнюдь не подменяли собой государственное правосудие и не нарушали законного права граждан на судебную защиту. Благодаря альтернативным способам урегулирования споров, стороны могли самостоятельно урегулировать конфликт на взаимоприемлемых условиях, что способствовало укреплению их репутации и сохранению партнерских отношений. Автор идентифицирует среди работников судебной системы Древней Руси лиц ответственных за альтернативные способы разрешения споров.
Юридические исследования, 2014-4
Щупленков Н.О. - К вопросу содержания понятия естественного права в трудах отечественных мыслителей второй половины XIX — начала XX века c. 170-207

DOI:
10.7256/2305-9699.2014.4.11649

Аннотация: В статье рассматриваются особенности развития естественно-правовых взглядов в России с XIX по начало XX вв., анализируются основные факторы, способствовавшие становлению и развитию концепции естественного права в русской правовой мысли. История развития представлений о естественном праве в России в период с XIX по начало XX вв. истоки свои имеет первоначально в христианизации страны, а дальнейшие импульсы к развитию естественное право получает в процессе европеизации России. Эти факторы сохранят свое влияние и в дальнейшем, однако при этом все большое значение начнет приобретать задача выражения самобытности русской православной духовности через все наслоения западноевропейского философско-правового наследия. Рассматривая развитие естественного права, необходимо применять единство исторического и логического методов исследования. Такое единство заключается в освобождении логической модели от случайных исторических наслоений. Логическая схема развития естественного права приложима к разнообразным историческим ситуациям и не связана со случайными, преходящими обстоятельствами. Без исторического воспроизведения правового развития исключается возможность логического осознания его закономерностей, также как и без логического осмысления объективного хода исторического развития права невозможно вскрыть внутренние причины механизма закономерного его движения. Христианство способствовало гуманизации нравов на Руси и выходу на иную нравственную орбиту во взаимоотношениях между людьми и представлениями о должном поведении на всех уровнях социальных отношений. Кроме того, христианство способствовало европеизации Руси, в том числе на уровне ментальности и нравственных ориентиров. Другое дело, что европеизация проходила достаточно медленно и сталкивалась с противодействием консервативного начала на всех уровнях. Но в любом случае, христианизация страны способствовала тому, что в истории России получила развитие естественно-правовая точка зрения. Однако сама история становления и развития концепции естественного права была достаточно долгой и противоречивой.
Социодинамика, 2014-4
Щупленков Н.О. - Некоторые аспекты понимания политического лидерства в России c. 47-88

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.4.11650

Аннотация: Современный мир с его несомненно активной политической жизнью и быстро меняющимися реалиями нуждается в тщательном изучении сферы политики и такого важного её звена, как политическое лидерство. Политические отношения общества априори порождают феномен политического лидерства, как необходимое и обоснованное глубокими политико-культурными, религиозными, а также социально-экономическими причинами явление. Политическое лидерство, таким образом, играет ключевую роль в организации любого политического процесса, вследствие чего его актуальность неоспорима, а феномен политического лидерства, его модели и концепции представляют собой интересный предмет для изучения не только ученых-политологов, но и исследователей иных областей научных знаний. На современном этапе кардинальным образом изменился характер позиционирования партийной элиты в российском политическом пространстве. Создание Общероссийского Народного фронта свидетельствует о том, что иная модель, складывающаяся в современной России, идет на смену старым партийным системам. В российскую политическую элиту стремятся войти новые люди, чьи интересы представляют вновь создаваемые партии. Основополагающим проблемным полем является складывание современных концепций политических партий. Эти концепции, с одной стороны, находятся в системе общих достижений современной концептуальной мысли. С другой стороны, эти концепции трансформируются под воздействием реалий политического процесса в разных нормативно-правовых ландшафтах. В этом плане партогенез, партийное строительство и функционирование партий в России отмечено не только общероссийским содержанием, но и региональным и местным своеобразием. Также представляется возможным выделить региональные особенности отечественного партогенеза в его фактическом и формальном воплощении. В связи с этим перспективный и конкретный исследовательский интерес представляет партийное участие в оптимизации противоречий социального развития, в том числе в модернизации традиционных сообществ, сложившихся и функционирующих в разных регионах России.
Человек и культура, 2014-4
Щупленков Н.О. - Сохранение национально-культурной идентичности и поиск новых ее форм в эмиграции «первой волны» c. 58-84

DOI:
10.7256/2409-8744.2014.4.14130

Аннотация: В статье рассматриваются основные направления деятельности по сохранению национально-культурный идентичности российскими эмигрантами 1920–1930-х годов. Оказавшись в инокультурной среде, российская диаспора была вынуждена создавать новые модели поведения, зачастую конфликтующие с прежним укладом жизни, что грозило социальной разобщенностью, конфликтами с представителями других стран, денационализацией. Глубокая обеспокоенность мыслящей частью российской диаспоры утратой национальных идеалов, национально-культурных традиций предопределили активный поиск духовных скреп. В условиях современной России историческая память о недавнем опыте сохранения национально-культурной идентичности российскими эмигрантами 1920–1930-х годов может помочь понять наилучшие пути развития общества. Ретроспективный метод позволяет восстановить историческое пространство, на фоне которого происходил процесс сохранения национально-культурной идентичности. Показана роль русских традиций, русской православной церкви в формировании и поддержании национально-культурной идентичности эмигрантов. Выделены несколько уровней, составляющих самосознание российских эмигрантов, позволивших им долгое время сохранять идентичность в условиях инокультурной среды: вербальный, психолого-конструктивный и уровень культурно-ценностной осознанности. Выявлена роль российской эмиграции «культурного моста» между западной цивилизацией и Россией.
Философская мысль, 2014-3
Щупленков Н.О. - Традиционные ценности и русский либерализм в творчестве Г.П. Федотова c. 149-199

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.3.11651

Аннотация: В статье анализируется творчество известного русского ученого Г. П. Федотова. Религиозное видение истории Г. П. Федотовым определялось широким горизонтом всеобъемлющей культуры, частью которой выступала реальная церковь, а христианство облекалось в культурный стиль эпохи. Поэтому его формула гласила: «От мира — в Церковь, от Церкви — в мир». Церковь понималась им, прежде всего, как мистическое Тело Христово, в которой каждый должен выступить соработником Божиим. Тем самым личность, наделенная свободой воли, выдвигалась на первый план. История как процесс лишался цели, ибо последняя не дана, а задана каждому. Но единство задания для всех придавало ему универсальный характер и являлось основой для «общего дела», а значит и для всеобщности. Взгляд Г. П. Федотова на историю был трагичен. В соответствии с законами жанра трагедии гибель героя, обусловленная неизбежным конфликтом, борьбой со злом в себе или в окружающем мире, приводила к очищению. Формой такого очищения являлось покаяние. Тем самым трагизм истории, раскрываемый в ее познании, выступал средством воспитания мужества, ибо без него нельзя смотреть прямо в глаза смерти. Опираясь на совокупность историко-культурных методов и приемов, автор статьи сделала упор на выявление и раскрытие историко-культурных аспектов публикаций ученого. В частности, в статье анализируется использование междисциплинарных приемов исследования в методологической системе Федотова, рассматриваются концепция историко-культурной динамики российского общества и перспективы его демократического преобразования. При сложном синтетическом характере его учения, Г.П. Федотов как политический мыслитель по совокупности его идей относится скорее к консервативному направлению политической мысли, так как отвергает любые проявления радикализма и прожектерства, основанного на абстрактных принципах, а в построении своей политико-философской концепции опирается на принципы реалистической политики, традиционные христианские идеалы и глубокое уважение к историческому опыту. Его консерватизм при этом может быть определен как «либеральный», так как важнейшее значение в его концепции, наряду с ценностями христианских традиций и общественной солидарности, имеет защита прав и свобод личности.
Genesis: исторические исследования, 2014-2
Щупленков Н.О., Щупленков О.В. - Особенности развития политико-правовой ориентации социал-демократического движения в России c. 22-77

DOI:
10.7256/2306-420X.2014.2.10668

Аннотация: Рассматриваются основные аспекты социал-демократии с учетом современной актуальности политико-правовых воззрений движения. Особое значение для социал-демократии имеет отказ от марксистской экономической концепции социализма. Частная собственность на средства производства имеет право на защиту постольку, поскольку она не препятствует развитию справедливого социального порядка. Рыночное хозяйство, свободная конкуренция и свободная предпринимательская инициатива признаются современными социал-демократами в качестве основополагающих инструментов экономического роста, экономической эффективности и социальной справедливости. Именно благодаря тезису равенства, солидарности, справедливости партии социал-демократической ориентации возникают практически на всех континентах. Благодаря использованию исторического метода мы можем проследить генезис социал-демократизма на всех этапах его развития. В условиях, когда в мире в начале XXI в. наблюдается новое столкновение – теперь уже не на идеологической (тоталитарные и демократические режимы), а на цивилизационной основе (в первую очередь между западным индивидуализмом и восточным традиционализмом, наиболее отстаиваемым исламским фундаментализмом), на долю именно социал-демократии выпадает роль связующего звена, прежде всего по той причине, что ее ценностные установки вбирают в себя как индивидуалистские, так и коллективистские начала.Необходимо подчеркнуть, что все главные принципы социализма – равенство, справедливость, солидарность – сохраняются и в новом социализме, обеспечивая его преемственность с социализмами прошлого. Но эти принципы реализуются по-новому, приобретают новые черты, обеспечивая место социализму и в новом, постиндустриальном обществе.
Мировая политика, 2014-2
Щупленков Н.О., Щупленков О.В. - Советско-китайские отношения в 1920-1930-е гг. c. 86-181

DOI:
10.7256/2306-4226.2014.2.10775

Аннотация: В статье исследуется роль и место Советского Союза во внешнеполитической стратегии гоминьдана.Очаг гражданской войны в Маньчжурии сохранялся на протяжении еще долгого времени. Русское население разделилось на противников советской власти и тех, кто ее поддерживал. Материальное положение было неодинаковым, что приводило к пассивному противостоянию друг другу. Бесправие, экономическая зависимость, отсутствие работы озлобляло русских эмигрантов по отношению к советским гражданам, подталкивало их к вступлению в военно-политические организации, стоявшие на антисоветских позициях. Для Советского Союза такие организации представляли серьезную опасность, особенно на начальном этапе своего существования. Белая военная эмиграция находилась под бдительным оком советских спецслужб. Потребовалось немало усилий в борьбе с подрывной деятельностью белоэмигрантов, которая проводилась с целью свержения советской власти. Столкновения между двумя группировками выходцев из России на территории Маньчжурии нередко сопровождались жертвами. Особенно наглядно это проявилось в конфликте на КВЖД 1929 года. В статье был использован сравнительный метод. Данный метод помог сравнить позиции Китая и позиции России в контексте двусторонних отношений. Следующий метод, который был использован в данной работе, это исследовательский анализ. Было обработано достаточное количество литературы, материалов, на основе которых и складывалось содержание данной статьи. За прошедшие десятилетия была проделана значительная работа - опубликованы фундаментальные исследования, аналитические статьи; вопросы истории неоднократно обсуждались на научных конференциях. Особое значение имеет издание документальных серий, основанных в значительной степени на архивных и иных материалах, иллюстрирующих источниковедческую базу советских исследований, дополнительные публикации в советских журналах отдельных архивных документов. Публикуемые документы, как правило, привлекает внимание общественности.В настоящее время наступает новый этап в освещении прошлого, в том числе внешнеполитической истории предвоенных лет. Он связан прежде всего с восстановлением научных связей между учеными СССР и КНР, доступностью архивных материалов в наших странах. В течение многих лет приоритетное место в советском китаеведении отводилось советской политике в изучении советско-китайских отношений.
Социодинамика, 2014-2
Щупленков Н.О., Щупленков О.В. - Социально-антропологические основания взаимодействия церкви и государства в современной России c. 41-74

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.2.10777

Аннотация: В данной статье рассматривается взаимодействие между церковью и государством в современной России. Возможность диалога религии и науки.Сложившаяся в России ситуация религиозной свободы, которой так долго добивались все представленные религиозные организации, образовала чрезвычайно насыщенное и разнородное конфессиональное пространство, о котором шла речь выше. Эта религиозная свобода ставит каждого россиянина, имеющего религиозные потребности, особенно из числа впервые обращающихся к вере, в ситуацию непростого выбора, а религиозные организации – в ситуацию жесткой конкуренции за привлечение этих людей к себе. Многоконфессиональным отношениям в России в новых условиях необходим новый импульс, при котором каждый народ, каждая культура, религия, должны иметь возможность проявить свою самобытность, свой потенциал в гармоничном единстве со всем российским обществом. В качестве выводов следует выделить следующие положения:1. При организации, проведении и методическом сопровождении любой практики изучения религии в российских светских образовательных учреждениях специалистам органов управления образованием, руководителям образовательных учреждений, и непосредственно преподавателям важно не допускать нарушений законодательства об образовании.2. Не следует допускать искусственных ограничений изучения религии в светских образовательных учреждениях, так как такие ограничения противоречат нормам международного права и российского законодательства.3. Необходимо обеспечить повышение правовой культуры работников образовательной сферы.4. Необходимо интенсифицировать теоретические и прикладные разработки по проблемам взаимодействия государства и церкви в области образования, создать для этой цели соответствующие региональные научно-исследовательские подразделения и центры.
Человек и культура, 2014-2
Щупленков Н.О. - Когнитивно-дискурсивный подход к описанию терминов Русского Зарубежья (1920-1930-х гг.) c. 67-96

DOI:
10.7256/2306-1618.2014.2.12030

Аннотация: В языках для специальных целей важную роль играет связь информации со знаниями и их использование в речевой деятельности, которая рассматривается в когнитивной лингвистике как особый вид обработки информации. Это сложный когнитивный процесс, включающий передачу и получение закодированной языковыми средствами информации, зависящей от условий его осуществления и от того, между какими партнерами он протекает. Поэтому изучение языковой обработки информации, необходимой для передачи знаний и проблемы коммуникации становятся центральными аспектами современного кoгнитивно-дискурсивного направления в терминоведении. Когнитивно-дискурсивный подход признает двумя главными функциями языка когнитивную и коммуникативную и преследует цель «изучать эти функции в постоянном взаимодействии и согласовании друг с другом». Когнитивная составляющая данной парадигмы позволяет анализировать типы знаний/информации, вербализуемых в научном тексте, и стоящие за ними ментальные единицы и структуры, в то время как дискурсивная составляющая позволяет выявить способы представления информации адресату с учетом прагматической направленности текста, интенций автора и особого контекста коммуникативного акта.Термины оптимизируют процесс сохранения и передачи информации в ходе научной коммуникации, так как смысл термина формируется характеристиками концептов, которые всегда представлены в системном значении слова. В этом состоит одно из отличий терминов от слов общелитературного (естественного) языка, концептуальные характеристики которых, по мнению когнитологов, проявляются только на функциональном уровне, то есть в высказывании. Поэтому важно отметить, что наличие у термина дефиниции позволяет использовать его как относительно стабильный элемент научного познания. Определение термина фиксировано, хотя и подвержено коррекции в связи с развитием научных знаний, то есть характеристики концептов, формирующих значение термина, в нем отражены достаточно точно и соответствуют определенному этапу развития науки.
Философская мысль, 2014-1
Щупленков Н.О., Щупленков О.В. - Проблема семиософии ноосферной реальности c. 65-112

DOI:
10.25136/2409-8728.2014.1.10670

Аннотация: В статье авторами ноосферное развитие понимается как осознанно управляемое природосообразно ориентированное соразвитие Человека, Природы и Общества, при котором удовлетворение потребностей происходит без ущерба для Вселенной и последующих поколений. Небывалая ранее роль выпала на долю образования. Оно может стать лидером ноосферного перехода т.е. тем звеном, потянув за которое, можно решить другие проблемы современного общества. Ноосферное образование не отрицает ранее существующие системы, а основывается на лучшем, что выработало человечество, укрепляя образование знанием законов развития ноосферной системы. Формулируется и обосновывается концепция семиотической репрезентации ноосферного универсума в рамках учения В. И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу. Проблемы ноосферного универсума анализируются в контексте соотношения категорий «семиотика» и «семиология», «основной ноосферный закон» и «универсальный семиотический закон», «языковое сознание» и «семиосознание», «семиосфера» и «инфосфера», «биогеохимическая энергия» и «ноогенная биогеохимическая энергия» и т. д. Философско-методологический анализ семиотической репрезентации ноосферы (ноосферной реальности) позволяет предположить, что современное семиотическое знание, развиваясь по линии, намеченной Вяч. Вс. Ивановым и Ю. С. Степановым, способствует формированию новой синтетической семиотической дисциплины — универсумной (ноосферной) семиотики, или семиософии.В настоящее время правомерно говорить об экологизации мировоззрения, которое является формой гуманизации знания. Экологизация выполняет задачу духовно-практического освоения природы с целью создания системы «природа-общество», функционирующей «под контролем», в том числе и прежде всего технико-технологическом, человека. Процесс перехода биосферы в ноосферу, рассмотренный через призму семиотики и представлений о знаках Вселенной, оказывается адекватным кластеру принципов современного естествознания, дающему возможность понимания и объяснения путей развития человеческой цивилизации в рамках современных глобализационных процессов. Семиосознание и семиотическое мышление Вернадского позволяют говорить не только о научном и религиозном, но и образном, знаковом и символическом понимании ноосферы, что обеспечивает глубинные формы ноосферного дискурса. Семиосознание помогает более глубоко понять процессы формирования ноосферы и саму ноосферу как непостижимое не только в контексте ХХ, но и в контексте наступившего XXI века.
Человек и культура, 2014-1
Щупленков Н.О., Щупленков О.В. - Русский язык эмигрантского зарубежья «первой волны» как средство сохранения национальной самоидентификации c. 31-57

DOI:
10.7256/2306-1618.2014.1.10686

Аннотация: Рассматриваются конкретные особенности русской эмигрантской речи представителей первой «волны» русской эмиграции в иностранном окружении, свидетельствующие о глубоких изменениях в русском языке и национальном самосознании потомков этой «волны» в конце ХХ века.Сегодня многими исследователями ощущается определенный концептуальный вакуум, и они все громче говорят о необходимости пересмотра и переосмысления старых концептуальных подходов к анализу феномена «русская эмиграция». Этот вакуум не в последнюю очередь связан с вопросом, в каких терминах и категориях описывать культурно-исторический феномен диаспоры – в категориях национальной истории и / или коллективной памяти – общей и параллельной, или в категориях развиваемой ныне транснациональной истории? Установка на возвращение в Россию предопределила постоянную и разнообразную по формам и методам борьбу Русского Зарубежья за сохранение национального самосознания, одним из самых очевидных проявлений которого является осознание своей этнической принадлежности. В этой борьбе культура в целом и ее языковые аспекты, в частности, имели первостепенное значение. Стремление к сохранению русской диаспорой своей этнокультурной идентичности способствовало оформлению идеи национального возрождения. Эта идея была нацелена на возрождение прежней, дореволюционной России и содержала сильную социокультурную доминанту, включающую в себя: понятие единства (в православии опирающееся на понятие соборности); служения обществу (в данном случае – эмигрантскому сообществу, которое понималось как «малая Родина»); жертвенности; сохранения прежних национально-культурных традиций.
Мировая политика, 2014-1
Щупленков Н.О., Щупленков О.В. - Экономико-правовые формы сотрудничества Советской России и Германии в 1920-е гг. c. 21-63

DOI:
10.7256/2306-4226.2014.1.10705

Аннотация: В статье рассматривается процесс сближения Советской России и Германии в условиях проведения концессионной политики. Автором выявлены причины сближения двух государств. Сепаратный мирный договор, заключенный между Советской Россией и странами германской коалиции в марте 1918 г. в Брест-Литовске, нанес стране огромный экономический ущерб.Помимо этого, Брестский мир послужил для стран Антанты оправданием для введения против России режима экономической изоляции. Акцентируется внимание на том, что сотрудничество продолжалось, пока государства были заинтересованы друг в друге. Рассекреченные в последние годы документы российских архивов подтверждают: наличие трений и противоречий между СССР и Германией в этот период, которые значительно снижали эффективность духа Paппалло в обоюдных торгово-экономических, политических и военно-технических связях. На рубеже 1926–1927 гг. произошел перелом в советско-германском сотрудничестве. Вступление Германии в Лигу наций и «гранатный скандал» выявили реальный предел такого сотрудничества, которое к началу 1927 г. подверглось пересмотру и изменениям. С переходом на легальные формы военно-технические контакты между обеими сторонами постепенно шли на убыль. С уходом активных творцов такого сотрудничества (Ленин, Троцкий, Вирт, Сект) у советского руководства постепенно нарастало сомнение в возможности укрепления обороноспособности Советского Союза с помощью финансово-технической поддержки Германии. С включением Германии, а затем и СССР в мировую политику обе стороны получили возможность использовать альтернативных партнеров и начали переосмысление двусторонних отношений не только в военной, но и в политической и торгово-экономической сферах. Сугубо прагматический подход Берлина и Москвы к обоюдному сотрудничеству ставил под вопрос судьбу курса Paпалло, который к концу 1920-х гг. стал терять для обеих сторон свою политическую и практическую значимость.
Социодинамика, 2014-1
Щупленков Н.О., Щупленков О.В. - Перспективы развития миграционного права в России c. 36-75

DOI:
10.7256/2306-0158.2014.1.10776

Аннотация: В статье рассматривается влияние миграционной политики на формирование правового статуса мигрантов в России.Правовая неурегулированность отношений, связанных с определением понятия, структуры и содержания права на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства, отрицательно сказывается на соблюдении других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Его нарушение приводит к невозможности реализации, например, права на свободное распоряжение своими способностями к труду, права на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование, субъективного избирательного права. В связи с этим возникает необходимость комплексного видения всей системы прав и свобод человека и гражданина, установления взаимосвязи между удовлетворением личных потребностей и защитой публичных интересов, разрешения проблемы ограничения свободы передвижения. Нами обозначены основные, наиболее очевидные и существенные функции миграционно-правовой политики, которые могут видоизменяться либо дополняться в зависимости от этапов осуществления правовой трансформации данной сферы общественных отношений, от восприятия предпринимаемых населением шагов, от соответствия используемых правовых средств полученным результатам. Для решения данных проблем обосновывается целесообразность разработки и принятия Стратегии развития миграционного законодательства конкретизирующей этапы построения и функционирования эффективной миграционной политики в Российской Федерации. В частности, должны быть разработаны федеральные программы выхода из демографического кризиса содействия переселению в Россию иммигрантов (с учетом научно обоснованной стратегии их расселения по регионам, а также социокультурной адаптации коренного населения и мигрантов формирования у них толерантности.
Психолог, 2013-9
Щупленков Н.О., Щупленков О.В. - Субъектность как интегральная психо-философская характеристика человека c. 51-82

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.9.10671

Аннотация: В данной статье под «субъектом» понимается человек, носитель таких качеств как автономность, противопоставленность миру как объекту, самодетерминация, активность, внутренняя целостность и неделимость. Строго говоря, такое понимание справедливо лишь для европейской нововременной модели субъекта (или жекартезианской парадигмы субъектности), только в рамках которой и стало возможным появлениетермина «субъект» и приписывание ему привычных нам сегодня значений. В средневековом илиантичном мировоззрении не могло появиться ни такой категории, ни подобной интерпретации человека.Спорным является и соответствие картезианской интерпретации современным тенденциям философской мысли: ведь уже И. Кант своим «коперниканским поворотом» вносит значительные коррективы в эту модель. В ранних работах неклассического периода философствования картезианская модель субъекта подвергается еще более резкой критике. И, наконец, заявление о «смерти субъекта», впервые явным образом сформулированное М. Фуко в работе «Слова и вещи. Археология гуманитарных наук» (1966) и ставшее своего рода лозунгом постмодернистской философии, ставит вопрос об отказе от самой категории «субъект». Итак, каждая историческая эпоха «создает» своего собственного субъекта, наполняя новыми смыслами все ту же картезианскую категорию «субъект». Более того, в «прокрустово ложе» этой категории мы пытаемся втиснуть также представления о человеке, например, эпохи Античности или Средних веков.Таким образом, категория «субъект» лишь с натяжкой может использоваться для характеристики других эпох или культур. Однако, если мы и не можем с полным правом назвать, например, христианина эпохи Средневековья «субъектом» в современном смысле, можем ли мы утверждать, что он вообще не обладал в той или иной мере «субъектными качествами»? Очевидно, нет – пожалуй, это означало бы, что он не был и человеком. Таким образом, вероятно, следует вести речь не о несостоятельности категории «субъект» вообще, но скорее о переносе исследовательского интереса со статичной категории «субъект», фиксирующей конкретный исторический тип «субъекта», на категорию, выражающую определенное качество – «способность быть субъектом». И уже это качество может быть в той или иной степени присущим человеку любой исторической эпохи. В этой роли также может выступить категория «субъектность». Такой подход позволит достаточно корректно отразить историческую динамику категории «субъект», обозначая не самого «субъекта», но степень выраженности определенного качества в разные исторические периодыили в разных культурах.Утверждение о том, что некто обладает качеством «субъектность», не дает никаких указаний на то, о субъекте в каком понимании идет речь. Если же принять допущение, что субъектность является имманентной характеристикой человека, а ее формы (типы, парадигмы) могут изменяться в исторической и географической перспективе, ее можно представить как переменную, номинально присущую любой культуре или эпохе, но фактически принимающую разные значения.
Педагогика и просвещение, 2013-4
Петригина В.А. - Прагматическая педагогика Дж. Дьюи

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.4.11768

Аннотация: В статье рассмотрены этапы развития педагогических идей Дж. Дьюи в образовательном пространстве зарубежных стран и России. Показана актуальность идей Дж. Дьюи в современной образовательной практике. Рассматриваются методы, основанные на идеях Дж. Дьюи: Дальтон-план, метод проектов. В заключение автор рассматривает причины отказа от идей Дьюи и возврата классно-урочной системы образования. В настоящее время, в связи с реформированием образования России и развитием идей прогрессивного обучения, интерпретация идей Дж. Дьюи в отечественной педагогике актуальна. Благодаря развитию демократического общества личность в нашей стране приобретает востребованность, перед ней открываются широкие возможности. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий особое место заняли развивающие личностно-ориентированные технологии воплотившие идеи и конкретные разработки. Ценности, сформированные в условиях кризиса, составляют основу для интерпретации новой образовательной парадигмы Дж. Дьюи, а, предложенные им, методы обучения направлены преимущественно на формирование самостоятельного мышления, на интеллектуальное развитие обучающихся. Все это существенно актуализировало педагогическую систему Дж. Дьюи для российского образования.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"