Arctic and Antarctica
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Review procedure > Article retraction > Ethics > Legal information > Editorial Board > Council of Editors
Journals in science databases
About the Journal
MAIN PAGE > Journal "Arctic and Antarctica" > Rubric "Natural resources of the Arctic and Antarctica"
Natural resources of the Arctic and Antarctica
Budantseva N.A., Vasil'chuk Y.K. - Geochemical composition of Holocene ice wedge casts of the Southern and Central Yamal Peninsula pp. 1-22

DOI:
10.7256/2453-8922.2017.1.22485

Abstract: The authors study the Holocene syngenetic ice wedge casts of five regions of the Yamal Peninsula: within the thick peat bogs in the Shchuchya River valley and near the Seyakha settlement, in the floodplain of the Erkutayakha and Lakkatoso Rivers and within floodplain sediments of the Ob Bay in vicinity of the Mys Kamenny settlement in eastern coast of Yamal Peninsula. The width of the top of ice wedges in peatlands varies from 0.5 to 1.6 m, their height is from 2 to 5 m, the width of the ice wedges in the floodplain and marsh and swamp also varies from 0.5 to 1.8 m, the visible height is not more than 2 meters. Samples of ice were taken from ice wedges vertically and horizontally. To study the genesis of the water that participated in the formation of Holocene ice wedge casts and ice lenses from the enclosing sediments, the author analyze the content of trace elements and heavy metals. The analysis of trace elements and heavy metals is based on atomic absorption spectrophotometer (AAS-3) at the V.V. Dokuchaev Soil Science Institute. The mineralization and chemical composition of water-soluble salts in segregated and ice wedges are determined in the same place. The radiocarbon dating of the surrounding sediments aging of the ice wedges is carried out at the Geological Institute of the Russian Academy of Sciences. Holocene ice wedges are ultra-fresh and fresh, their mineralization varies from 20 to 200 mg / l, hydrocarbonates and calcium dominate in the ion composition. Participation of chlorides in the ice wedges on terraces indicates the influence of marine aerosols, the same for the ice wedges on the floodplain means the direct participation water of Ob Bay in their formation. The increasing of iron ions in some fragments of ice wedges, comparable to their content in segregated ice in the peat bog, may indicate a periodic participation of swamp waters in the formation of ice wedges.
Vasil'chuk A.C. - Pollen spectra of Holocene ice wedges in the Belyi Island and in the Tambey River valley, Yamal Peninsula pp. 1-24

DOI:
10.7256/2453-8922.2017.2.22777

Abstract: Holocene ice wedge structures in the arctic tundra in the Tambey river valley and in the Belyi Island are the subject of the study. The author studies the pollen spectra in the ice wedges and surrounding sediments and their chemical composition. To substantiate paleograhic reconstructions, the author analyzes radiocarbon datings of the Holocene sediments from the studied areas and the surrounding territories. Pollen analysis is the main research method. Adjacent sediment samples have been studied according to the standard procedure, but without acetolysis mixture. Pollen has been extracted using the simplified method due to low pollen concentration. The main result of the study is the systemization of the data of palynological analysis of Holocene ice wedges located in the zone of sea-level changes' imact. The author shows that ice wedges in the Tambey River valley had been accumulated from precipitations and because of the inundation by marine water. Ice wedges in the first marine terrace of the Belyi Island are characterized by the abnormally high concentration of marine salt, but the salinization is caused by ice wedge formation on the sides of remnant shallow saline lakes, not by sea-level changes.
Rudenko O.V., Vasil'chuk A.C., Enina V.V. - Comparative analysis of the composition of subrecent pollen spectra in bottom sediments of the Laptev Sea and ice complexes of the Siberian Arctic pp. 1-16

DOI:
10.7256/2453-8922.2017.3.24524

Abstract: The research subject is the varieties of subrecent pollen spectra in the unbroken surface layer of bottom sediments of the Laptev Sea shelf, which had been lifted by multicorers in the expeditions ARK 27-3 and Transdrift XXI in 2012-2013 on the shelf and continental slope. The authors substantiate the possibility of reconstruction. The authors consider how the following aspects are reflected in marine pollen spectra: 1) the level of ice coverage of the sea basin, which can be seen in the presence and concentration of index types of marine cysts of dinoflagellates; 2) oscillations of the river flow, assessed by the changes of concentration of organic suspensions of terrigenous genesis in bottom sediments (spores, pollen, fresh-water green algae), transferred mainly from the yedoma sediments; 3) transformed Atlantic water migration, which can traced by index types of microfossils; 4) climate conditions, defining the level of productivity of the flora of the dominating biomes of the shore, pollen to the Laptev Sea shelf comes from. The main research method is the study of marine pollen, which includes the analysis of the species composition and the changes of concentration of terrigenous and water palynomorphs in bottom sediments collected in the southeastern part of the Laptev Sea in the paleovalley of the Lena river, which was drowned during the Postglacial transgression. The obtained varieties of quantitative and qualitative composition of pollen and non-pollen palynomorphs in the unbroken surface layer of bottom sediments and their comparison with the results of the study of pollen from yedoma complex of northeastern Siberia help evaluate the modern conditions of formation of marine pollen spectra. 
Tregubov O.D. - The problems of Pleistocene fauna: thermokarst as a factor of mammoths extinction pp. 1-12

DOI:
10.7256/2453-8922.2017.4.24561

Abstract: This article examines the argumentation of the main hypothesis of disappearance of the large Pleistocene fauna. The four components of the problem are being determined and discussed chronological, landscape-climatic, anthropogenic, and evolutionary. The author analyses the possible effect of the dating method upon the perceptions regarding the chronology of rise and fall of the populations of mammoth fauna, as well as different landscape factors of the destruction and disposal of the fossil fauna, temporal connection of the mass destruction of animals with the eras of climatic cooling and warming. The role of anthropogenic factor of mammoths extinction is being evaluated. Special attention is given to the loesses as a factor that forms the habitat of Pleistocene fauna. The article suggest several original hypothesis of mammoths extinction that are based on the principles of biospheric evolution and catastrophism. Degradation of mammoth fauna at the turn of Pleistocene and Holocene was significantly affected by the following: rapid increase of zonality of the natural environment with reduction in the area of intrazonal landscapes; disruption of the patterns of seasonal and long-term migration of Pleistocene animals, primarily most vulnerable to changes in ration of the large mammals; amalgamation of the resource-viable zoocenosis that led to degradation of grazing lands and disruption of trophic chain. The key role in disruption of the migration patterns and pasture exhausting is assigned to the thermokarst catastrophe.
Khimenkov A.N., Stanilovskaya J.V. - Phenomenological model of the formation of gas emission craters as exemplified by Yamal crater pp. 1-25

DOI:
10.7256/2453-8922.2018.3.27524

Abstract: The subject of this research is the gas emission crater (Yamal crater), located in the southern part of Bovanenkovo deposit on the Yamal Peninsula. Generalization of data on the structure of crater soils components, natural conditions and laboratory results, allowed building a phenomenological model of the Yamal crater, with identification of different stages of its development. The cause for the emergence of the gas emission craters is the formation within the subsurface of permafrost rocks of the underground gas accumulation zones with the abnormally high pressure. The diverse geological and thermodynamic factors substantiate the various scenarios of their development. The main research method lies in consideration of the different structural elements of the Yamal crater as the phenomena that reflect the processes of its formation. In determination of the processes that form the gas emission craters, the authors apply the method of analogies. The conclusion is made that the gas emission craters eventuate the self-development of the fluid dynamics geosystems, which are the local ice-surface gas-saturated formations in non-equilibrium thermodynamic state in relation to the enclosing permafrost rocks. The development of the selected geosystems is defined by paragenetic links between gas filtration processes and deformations of gas-saturated ice-surface material (from viscoplastic motion to brittle fracture). The Yamal crater is a particular example of a full and complete life cycle of the development of selected geosystems: from the initial stage – the formation of conditions for decomposition of gas hydrates, to the final stage – the explosion and release of ice-surface material.
Vasil'chuk Y.K., Budantseva N.A., Vasil'chuk J.Y. - Heavy metals and trace elements in the Late Pleistocene ice-wedge casts of Northern Yakutia pp. 23-34

DOI:
10.7256/2453-8922.2017.1.22232

Abstract: The subject of the study is the content of trace elements (heavy metals and metalloids) in the Late Pleistocene ice-wedge casts of three yedoma blocks of Northern Yakutia: Kular, Bison and Duvanny Yar. Yedoma deposits of Duvanny Yar are exposed on the right bank in the lower course of the Kolyma River, near the Duvanny riffle, in the Kolyma Lowland. It is drained by the northward flowing Kolyma River, the sixth largest river flowing into the Arctic Ocean. The lowland is bordered by the North Anyuy Range to the east, the Yukagir Plateau to the south, the Alazeya Plateau to the southwest and the Ulakhan-Sis Ridge to the northwest. The Late Pleistocene Bison yedoma complex is located on the right bank of the Kolyma River, in the mouth of the Lakeevskaya Channel 15 km below the Duvanny riffle. Yedoma near the Kular village in the foothills of the Kular range is located on the mild slope of southern aspect in the valley of the Burguaat creek in the form of an inclined slope extending over a slope of more than 1 km. The main reseacrh method is atomic absorption spectroscopy, performed in the V.V. Dokuchaev Soil Science Institute. Samples of ice wedges were sampled in the field in polyethylene bags, melted at a temperature not higher than 15 °C and poured into chemically inert plastic bottles. The main conclusions of the study are as follows: a) in the late Pleistocene ice-wedge casts of the Bison and Duvanny Yar sections, lithophile elements (Mn, Sr) are significantly distinguished in comparison with the Kular section; b) the content of Sr in the ice of the Bison section is below the world’s average for surface water; c) Mn and Fe, highly mobile in gley reducting medium, are represented in the ice of the Duvanny Yar and Bison sections in much larger quantities than in the Kular section; it can be connected with different redox conditions during the formation of ice wedges. Probably in Kular the conditions were oxidative (for a long time) or more alkaline than in other sections, and in Duvanny Yar and Bison – mostly gley reducing and acid.
Chizhova J.N., Budantseva N.A., Vasil'chuk Y.K. - Heavy metals of the Polar Urals and the Caucasus glaciers pp. 35-46

DOI:
10.7256/2453-8922.2017.1.22320

Abstract: The authors of the present work consider heavy metals content in the snow cover and glacial ice of the Polar Urals and the vicinity of the Mt. Elbrus region (Central Caucasus). In order to define the background hydrochemical constitution of the snow cover of the Polar Ural region in 1999, the authors study three snowfields, near the Polar Ural village, 2.5 km and 5 km from it; in the winter of 2003 near the Polarny settlement the authors explored the structure of the snow layer in the trial pit. In 2000, a small glacier (Glacier No.1) located in the on the slope of the southern aspect, was studied on the slope of the Small Paipudynsky ridge. In the Central Caucasus, studies were carried out on the glacier of Garabashi in the southern slope of Elbrus, the snow layers were studied during the summer and winter seasons: in the summer of 1998, in January 2001 and in June 2001. Glacier ice of the Greater Azau glacier was also studied. Analytic measurements of the trace elements content (Fe, Zn, Cu, Mn) were performed by atomic absorption spectroscopy at the V.V.Dokuchaev Soil Science Institute. The concentrations of trace elements in snow and glacial ice of the Polar Urals are small, averaging 0.005 to 0.02 mg / l, among the measured Fe, Zn, Cu, Mn, the highest concentrations are typical for Mn (up to 0.05 mg / l). An insignificant increase in the concentrations of heavy metals in the winter snow-summer snow-glacial ice series was noted. Dependences of the concentration of heavy metals on the morphological species of ice were not detected. For the snow cover and the glacial ice of Garabashi glacier and the adjacent slope there is also a certain tendency of increasing concentrations in the winter snow series to summer surface snow and to infiltration ice. The main minor elements in the snow and ice of the Garabashi glacier in the Caucasus are zinc and iron, the concentrations of which range from less than 0.02 to 0.6 mg / l (iron in infiltration ice) and from 0.01 to 0.22 in ice. The maximum content of heavy metals is confined to the horizons of infiltration ice. In seasonal winter and summer snow, the concentrations of almost all measured trace elements range from less than 0.01 to 0.03 mg / l. In the ice of the Big Azau glacier in the Elbrus region, the concentrations of trace elements are extremely low (less than 0.005 mg / l).
Chizhova J.N., Yanchenko N.I., Budantseva N.A., Baranov A.N., Ruzhnikov V.A., Vasil'chuk Y.K. - The assessment of the Arctic and Antarctic air masses influence on the isotope composition of a snow mantle of the city of Bratsk pp. 75-85

DOI:
10.7256/2453-8922.2016.2.21439

Abstract: The authors study the formation of isotope-oxygen composition of a snow mantle of Bratsk and the fresh snow in Baikal region and define the main trajectories of air masses, bringing precipitation to the city of Bratsk during the cold seasons. The research area covers the city of Bratsk and the points in Irkutsk region – the village Khidiakovo (18 km from Irkutsk), the village Kultuk on the southern coast of the lake Baikal, the mountain Snezhnaya of the route Irkutsk–Bolshoye Goloustnoye and the Tunkin valley in the Republic of Buryatia. The authors register the exceeded content of sodium (4-66 times) in the city snow mantle samples compared with the background snow mantle. Though the man-caused origin of sodium in snow is obvious, the natural causes are also possible. It can be brought by air masses, for example, from the Arctic coast. The study is aimed at this hypothesis testing. The research methods include the isotope method (assessment of the content of stable oxygen-18 in snow, both fresh and settled) and the reverse trajectory method, based on the Semi-Lagrangian scheme HYSPLIT for the period from December 2015 till March 2016 with the end points at the altitude of 3000m at 12 UTC. The average ratio of oxygen-18 content (expressed in the δ-ratio as the content of heavy oxygen in relation to the standard) in the snow mantle in Bratsk was -26, 54‰ in March 2015. Inside the snowpack the δ-rates vary from the horizon to the horizon from -21,52 to 28,1‰. It is considered as a relatively “heavy” isotope-oxygen composition. The authors find out that the influence of the Arctic air masses on the isotope composition of the snow mantle in Bratsk is quite insignificant. Of 44 precipitation days for the period from December 2015 till March 2016, 21 case was connected with the western air-mass transport from the Arctic, 5 cases were connected with the moisture coming from the Arctic sector, 15 cases – with the continental source and 3 cases – with the Sea of Okhotsk. 
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Арктика и Антарктика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация > Редакционный совет > Редакция
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Арктика и Антарктика" > Рубрика "Природные ресурсы Арктики и Антарктики"
Природные ресурсы Арктики и Антарктики
Буданцева Н.А., Васильчук Ю.К. - Геохимический состав голоценовых повторно-жильных льдов Южного и Центрального Ямала c. 1-22

DOI:
10.7256/2453-8922.2017.1.22485

Аннотация: Детально исследованы голоценовые сингенетические повторно-жильные льды (ПЖЛ) в пяти районах п-ова Ямал: в пределах мощных торфяников в долине р.Щучья и близ пос.Сеяха, в пойменных отложениях рек Еркутаяха и Ляккатосё и в отложениях лайды в районе пос. Мыс Каменный. Ширина голов ледяных жил в торфяниках варьирует от 0,5 до 1,6 м, их высота – от 2 до 5 м, ширина жил на поймах и лайде также варьирует от 0,5 до 1,8 м, вскрытая мощность – не более 2 м. Были отобраны образцы льда из жил по вертикали и по горизонтали. Для исследования генезиса вод, участвовавших в формировании голоценовых повторно-жильных и текстурных льдов из вмещающих их отложений, было выполнено определение содержания микроэлементов и тяжелых металлов. Определение микроэлементов и тяжелых металлов проводилось на атомно-абсорбционном спектрофотометре (AAS-3) в Почвенном институте им. В.В. Докучаева. Там же выполнены определения минерализации и химического состава воднорастворимых солей в сегрегационных и повторно-жильных льдах. Радиоуглеродное датирование вмещающих отложений для определения возраста жил выполнено в Геологическом институте РАН. Голоценовые повторно-жильные льды характеризуются ультрапресным и пресным составом, минерализация варьирует от 20 до 200 мг/л, в составе ионов преобладают гидрокарбонаты и кальций. Повышенное содержание хлоридов в ПЖЛ на высоких элементах рельефа указывает на захват снегом морских аэрозолей, для ПЖЛ на пойме – на непосредственное участие в формировании льда жил речных вод в период нагонов с акватории Обской губы. Повышенное содержание в некоторых фрагментах жил железа, сопоставимое с его содержанием в сегрегационных льдах в торфянике, возможно, указывает на периодическое участие в формировании льда жил болотных вод. Сегрегационный лед иногда имеет более высокую минерализацию и содержание микроэлементов, указывая на значительное поступление их из торфа и минеральных отложений.
Васильчук А.К. - Палиноспектры голоценовых полигонально-жильных структур острова Белый и долины реки Тамбей на полуострове Ямал c. 1-24

DOI:
10.7256/2453-8922.2017.2.22777

Аннотация: Объектом исследования данной статьи являются полигольнально-жильные структуры, сформировавшиеся в течение голоцена в пределах зоны современных арктических тундр на территории острова Белый и в долине реки Тамбей на северо-востоке полуострова Ямал. Исследованы палиноспектры повторно-жильных льдов и вмещающих их отложений, а также их химический состав. Для обоснования палеогеографических реконструкций проанализированы как имеющиеся у автора радиоуглеродные датировки, так и полученные другими исследователями из голоценовых отложений на севере Полуострова Ямал и близлежащих территоорий Основной метод исследования - палинологический. Обработка образцов из вмещающих отложений проводилась по стандартной методике, но без использования жидкости Эрдтмана, из повторно-жильных льдов концентрат пыльцы и спор извлекался по упрощенной методике из-за низкой концентрации пыльцы и спор . Основным результатом проведенного исследования является систематизация данных палинологического анализа голоценовых повторно-жильных льдов, находящихся в зоне воздействия изменений уровня моря. Показано, что повторно-жильные льды в долине реки Тамбей накапливались при участии не только атмосферных осадков, но и в режиме подтопления морскими водами. Повторно-жильные льды в толще первой морской террасы на острове Белый характеризуются аномально высоким содержанием для повторно-жильных льдов морских солей, однако, это засоление не связано с изменениями уровня моря, а появилось вследствие накопления повторно-жильных льдов на берегах небольших мелководных остаточных озер, с высокой соленостью.
Руденко О.В., Васильчук А.К., Енина В.В. - Сравнительная характеристика состава субрецентных палиноспектров в донных осадках моря Лаптевых и ледовых комплексах Сибирской Арктики c. 1-16

DOI:
10.7256/2453-8922.2017.3.24524

Аннотация: Предметом исследования являются вариации субрецентных палиноспектров, по данным изучения ненарушенного поверхностного слоя донных осадков отложений шельфа моря Лаптевых, поднятых мультикорерами в экспедициях ARK 27-3 и Transdrift XXI в 2012-2013 г.г. на шельфе и материковом склоне. В статье обосновывается возможность реконструкции , отражение в маринопалиноспектрах 1) степени ледовитости морского бассейна, индикаторами которой являются наличие и концентрация маркерных видов морских цист динофлагеллат; 2) колебаний речного стока, сигналом которых являются по изменения концентрации в донных осадках органической взвеси терригенного генезиса (споры, пыльца, пресноводные зеленые водоросли), переотложенные в основном из отложений ледового комплекса(едомы); 3) притока трансформированных атлантических вод сигналом для которого является наличие маркерных видов микрофоссилий; 4) климатических условий, определяющих степень продуктивности растений доминирующих биомов побережья, с которого поступает пыльца на шельф моря Лаптевых. Основной метод исследования - маринопалинологический, который включает в себя анализ видового состава и изменений концентрации терригенных и водных палиноморф в донных осадках. Проведен количественный и качественный анализ распределения терригенных и водных палиноморф в донных осадках, отобранных в юго-восточной части моря Лаптевых в затопленной на этапе постгляциальной трансгрессии палеодолине реки Лены. Полученные вариации количественного и качественного состава пыльцы и непыльцевых палиноморф в ненарушенном поверхностном слое донных морских осадков и их сопоставление с данными палинологического анализа из едомного комплекса северо-востока Сибири отложений и субрецентных палиноспектров из северо-восточных районов Сибири позволили оценить современные условия формирования маринопалиноспектров
Трегубов О.Д. - Проблемы плейстоценовой фауны: термокарст как фактор исчезновения мамонтов c. 1-12

DOI:
10.7256/2453-8922.2017.4.24561

Аннотация: Рассматривается аргументация основных гипотез исчезновения крупной плейстоценовой фауны. Выделяются и обсуждаются четыре составляющие проблемы – хронологическая, ландшафтно-климатическая, антропогенная и эволюционная. Анализируется возможность влияния метода датировки на представления о хронологии расцвета и упадка популяций мамонтовой фауны. Обсуждаются различия ландшафтных условий гибели и захоронения ископаемой фауны, временные связи массовой гибели животных с эпохами похолодания и потепления. Оценивается роль антропогенного фактора в исчезновении мамонтов. Особое внимание уделяется лёссам как фактору формирующему среду обитания плейстоценовой фауны. Предлагается несколько оригинальных гипотез вымирания мамонтов, которые основываются на закономерностях эволюции биосферы и теории катастроф. Существенное влияние на деградацию мамонтовой фауны на рубеже плейстоцена и голоцена оказали: а) резкое усиление зональности природной среды с сокращением ареала интразональных ландшафтов; б) нарушение путей сезонной и многолетней миграции плейстоценовых животных, в первую очередь наиболее уязвимых к изменению рациона крупных млекопитающих; в) смешение ресурсно-конкурентных зооценозов, которое привело к деградации пастбищ и нарушению трофических цепей. Ключевая роль в нарушении путей миграции и истощении пастбищ отводится термокарстовой катастрофе.
Хименков А.Н., Станиловская Ю.В. - Феноменологическая модель формирования воронок газового выброса на примере Ямальского кратера. c. 1-25

DOI:
10.7256/2453-8922.2018.3.27524

Аннотация: Предметом исследования является воронка газового выброса (Ямальский кратер), расположенная в южной части Бованенковского месторождения на полуострове Ямал. Обобщение данных по строению слагающих кратер пород, природных условий и результатов лабораторных исследований, позволило построить феноменологическую модель формирования Ямальского кратера, с выделением различных стадий его развития. Причиной возникновения воронок газового выброса является образование в толще многолетнемёрзлых пород зон накопления подземного газа с аномально высоким давлением. Различные геологические и термодинамические условия обуславливают различные сценарии их развития. Основным методом исследования является рассмотрение различных структурных элементов Ямальского кратера, как феноменов, отражающих процессы его формирования. При выявлении процессов, формирующих воронки газового выброса использован метод аналогий. Основные выводы проведенного исследования. Воронки газового выброса являются результатом саморазвития флюидодинамических геосистем, представляющих из себя локальные, ледогрунтовые газонасыщенные образовании, находящиеся в неравновесном термодинамическом состоянии по отношению к вмещающим многолетнемёрзлым породам. Развитие выделенных геосистем определяется парагенетическими связями между процессами фильтрации газа и деформаций газонасыщенного ледогрунтового материала (от вязкопластического движения до хрупкого разрушения). Ямальский кратер, является частным примером, полного, законченного жизненного цикла развития выделенных геосистем, от начальной стадии - формирования условий для разложении газогидратов, до конечной стадии – взрыва и выброса ледогрунтового материала.
Васильчук Ю.К., Буданцева Н.А., Васильчук Д.Ю. - Тяжелые металлы и микроэлементы в позднеплейстоценовых повторно-жильных льдах Северной Якутии c. 23-34

DOI:
10.7256/2453-8922.2017.1.22232

Аннотация: Предметом исследования являются содержание микроэлементов, тяжелых металлов и металлоидов в повторно-жильных льдах трех едомных массивов на севере Якутии: Кулар, Бизон и Дуванный Яр.Едомные отложения разреза Дуванного Яра вскрыты на правом берегу в низовьях р.Колымы, у Дуванного переката. Разрез позднеплейстоценового едомного комплекса Бизон, расположен на правом берегу р.Колымы, в устье протоки Лакеевская в 15 км ниже Дуванного переката. Едомная толща близ пос. Кулар в предгорьях Куларского хребта располагается на пологом склоне южной экспозиции долины ручья Бургуаат в виде наклонного увала протяженностью по склону более 1 км. Основным методом исследования является атомно-абсорбционная спектроскопия, выполненная в Почвенном институте им. В.В.Докучаева. Образцы повторно-жильного льда отбирались в полевых условиях в полиэтиленовые пакеты, плавились при температуре не выше 15°С и переливались в химически инертные пластмассовые флаконы. Основными выводами проведенного исследования являются: а) в позднеплейстоценовых повторно-жильных льдах разрезов Бизон и Дуванный Яр по cравнению с разрезом Кулар значительно выделяются литофильные (марганец, стронций) элементы; б) содержание стронция во льдах разреза Бизон ниже среднемировых значений для поверхностных вод; в) марганец и железо, высоко подвижны в глеевой обстановке представлены во льдах разрезов Дуванный Яр и Бизон в значительно большем количестве, чем в разрезе Кулар, что может говорить о разных окислительно – восстановительных условиях при формировании жил, вероятно в Куларе обстановка была при формировании жил либо окислительной (в течение длительного времени) либо была более щелочной, чем в других разрезах, а в Дуванном Яре и Бизоне – в основном восстановительной глеевой и кислой.
Чижова Ю.Н., Буданцева Н.А., Васильчук Ю.К. - Тяжелые металлы в ледниках Полярного Урала и Кавказа c. 35-46

DOI:
10.7256/2453-8922.2017.1.22320

Аннотация: В настоящей работе рассмотрено содержание тяжелых металлов в снежном покрове и ледниковом льду на Полярном Урале и в Приэльбрусье (Центральный Кавказ). Для определения фонового гидрохимического состояния снежного покрова района Полярного Урала в 1999 г. авторами были изучены три снежника, разно удаленные от поселка – у пос. Полярный, в 2,5 км и в 5 км от него, зимой 2003 г. у пос. Полярный нами было исследовано строение снежной толщи в шурфе. В 2000 г. был изучен небольшой присклоновый ледник (ледник №1) на склоне хр. Малый Пайпудынский, располагающийся в невыработанном каре на склоне южной экспозиции. На Центральном Кавказе исследования выполнялись на леднике Гарабаши Южного склона Эльбруса и прилегающем склоне, была опробована снежная толща в течение летних и зимних сезонов: летом 1998 г., в январе 2001 г. и в июне 2001 г. Также был опробован ледниковый лед ледника Большой Азау. В образцах выполнены аналитические определения микроэлементного состава (содержание Fe, Zn, Cu, Mn) методом атомно-абсорбционной спектроскопии в Почвенном институте им. В.В.Докучаева. Концентрации микроэлементов в снеге и ледниковом льду Полярного Урала малы, в среднем составляя от 0,005 до 0,02 мг/л, среди измеренных Fe, Zn, Cu, Mn наибольшие концентрации характерны для Mn (до 0,05 мг/л). Отмечено незначительное увеличение концентраций тяжелых металлов в ряду зимний снег – летний снег – ледниковый лед. Зависимости концентрации тяжелых металлов от морфологического вида льда не обнаружено. Для снежного покрова и ледникового льда Гарабаши и прилегающего склона также просматривается некоторая тенденция увеличения концентраций в ряду зимний снег – летний поверхностный снег – инфильтрационный лед. Основными микроэлементами в снеге и льду ледника Гарабаши на Кавказе являются цинк и железо, концентрации которых варьируют от менее 0,02 до 0,6 мг/л (железо в инфильтрационном льду) и от 0,01 до 0,22 во льду, т.е. максимальное содержание тяжелых металлов приурочено к горизонтам инфильтрационного льда. В сезонном зимнем и летнем снеге концентрации практически всех измеренных элементов варьируют от менее 0,01 до 0,03 мг/л. Во льду ледника Большой Азау в Приэльбрусье концентрации тяжелых металлов крайне малы (менее 0,005 мг/л).
Чижова Ю.Н., Янченко Н.И., Буданцева Н.А., Баранов А.Н., Ружников В.А., Васильчук Ю.К. - Оценка влияния арктических и атлантических воздушных масс на изотопный состав снежного покрова города Братска c. 75-85

DOI:
10.7256/2453-8922.2016.2.21439

Аннотация: В статье рассмотрено формирование изотопно-кислородного состава снежного покрова г.Братска и свежевыпавшего снега в Байкальском регионе, определены основные траектории воздушных масс, приносящих осадки в течение холодного периода к Братску. Район исследований: г.Братск и пункты в Иркутской области - д. Худяково в 18 км от Иркутска, п. Култук – южная часть озера Байкал, гора Снежная на трассе Иркутск-Большое Голоустное, и в республике Бурятия - Тункинская долина. В Братске было установлено превышение в содержании натрия в 4-66 раз в пробах снежного покрова, отобранных в городе по сравнению с фоновым снежным покровом. При всей очевидности техногенного происхождения натрия в снеге, иногда возникает вопрос о возможной естественной природе Na в осадках, приносимых воздушными массами, например, с арктического побережья. Для проверки данной гипотезы выполнено настоящее исследование. Основными методами исследования являются изотопный (определение содержания стабильного кислорода-18 в снеге, как в свежевыпавшим так и в лежалом снежном покрове) и метод обратных траекторий. Для анализа возможного влияния дальнего переноса на изотопный состав проб снега использовался метод обратных (на 120 ч назад) траекторий, построенных с применением полулагранжевой модели переноса HYSPLIT для периода с декабря 2015 по март 2016 с конечными точками на высоте 3000 м в 12 ч ВСВ. Среднее значение содержания кислорода-18, выраженное в значении δ как содержание тяжелого кислорода относительно стандарта, снежной колонки в г. Братске составило в марте 2015 г. –26,54‰. Внутри снежной пачки значения δ варьируют от горизонта к горизонту от –21,52 до –28,1‰, что является относительно «тяжелым» изотопно-кислородным составом. Было установлено, что влияние арктических воздушных масс на изотопный состав снежного покрова г. Братска крайне невелико. Из 44 дней с осадками за период с декабря 2015 по март 2016 г. 21 случай выпадения осадков связан с западным переносом воздушных масс с Атлантики, 5 случаев связаны с приходом влаги из арктического сектора, 15 – с континентальным источником и 3 – с акваторией Охотского моря.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"