Arctic and Antarctica
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > Requirements for publication > Review procedure > Ethics > Legal information > Concept of the journal > Editorial Board > Council of Editors
Journals in science databases
About the Journal
MAIN PAGE > Journal "Arctic and Antarctica" > Contents of Issue № 02/2017
Contents of Issue № 02/2017
Natural resources of the Arctic and Antarctica
Vasil'chuk A.K. - Pollen spectra of Holocene ice wedges in the Belyi Island and in the Tambey River valley, Yamal Peninsula pp. 1-24

DOI:
10.7256/2453-8922.2017.2.22777

Abstract: Holocene ice wedge structures in the arctic tundra in the Tambey river valley and in the Belyi Island are the subject of the study. The author studies the pollen spectra in the ice wedges and surrounding sediments and their chemical composition. To substantiate paleograhic reconstructions, the author analyzes radiocarbon datings of the Holocene sediments from the studied areas and the surrounding territories. Pollen analysis is the main research method. Adjacent sediment samples have been studied according to the standard procedure, but without acetolysis mixture. Pollen has been extracted using the simplified method due to low pollen concentration. The main result of the study is the systemization of the data of palynological analysis of Holocene ice wedges located in the zone of sea-level changes' imact. The author shows that ice wedges in the Tambey River valley had been accumulated from precipitations and because of the inundation by marine water. Ice wedges in the first marine terrace of the Belyi Island are characterized by the abnormally high concentration of marine salt, but the salinization is caused by ice wedge formation on the sides of remnant shallow saline lakes, not by sea-level changes.
Arctic ice
Agafonova S.A. - River ice regime of the Arctic zone of Western Siberia under the modern climatic conditions pp. 25-33

DOI:
10.7256/2453-8922.2017.2.22649

Abstract: The paper contains the results of the hydrological generalization of the features of river ice regime of the Arctic zone of Western Siberia. The rivers under study (Nadym, Pur, Taz, the lower Ob and others) flow in swamped lowland in the area of permafrost, which defines the peculiarities of their hydrological conditions. The author studies the ice regime of navigation and ice crossing on these rivers. Special attention is given to the characteristics of the level regime in the period of ice phenomena, which helps define the danger of ice-related floods. The research is based on the data of 40 stage gauges from the start of measurements to 2014. The author demonstrates the patterns of special distribution of the main characteristics of the ice regime, determined by the dependence of average values on the geographic latitude of the studied areas. The author considers regional peculiarities of the conditions of ice level growth during the ice formation period and defines the floodable inhabited areas. 
Permafrost and ground ice of the Arctic
Budantseva N.A., Vasil'chuk D.Yu., Maslakov A.A., Vasil'chuk A.K., Vasil'chuk Yu.K. - Chemical composition of Holocene ice wedges in the northeast of Chukotka pp. 34-53

DOI:
10.7256/2453-8922.2017.2.22980

Abstract: The Chukchi Peninsula or Chukotka Peninsula at about 66° N 172° W, is the eastmost peninsula of Asia. Its eastern end is at Cape Dezhnev near the village of Uelen. It is bordered by the Chukchi Sea to the north, the Bering Sea to the south, and the Bering Strait to the east. Most of the Chukchi Peninsula is occupied by highlands up to 1000 m a.s.l height. Lowlands are found, as a rule, near large lagoons. The main features of the area (from Anadyr' town to Lavrentiya) are represented by a slightly hilly relief formed by fluvial erosion and marine abrasion of the Mesozoic blocks. For the determination of the ion composition of ice wedges, ice samples were taken both horizontally with an interval of 10-12 cm and vertically with an interval of 10-15 cm. The ion composition of the ice was analyzed by ion chromatography method in the geochemistry laboratory of the Department of Landscape Geochemistry and Soil Geography of the Faculty of Geography of Lomonosov Moscow State University on the ion chromatograph "Stayer". The detection limit for chloride ion was 0.02 mg / l. The hydrochemical composition of snow, rivers and lakes water, segregated ice and partly of ice wedges was carried out in the hydrochemical laboratory of PNIIIS by acid-base titration. Continuous permafrost occurs everywhere beneath the ground surface. Taliks (up to 30-40 m thick) often occur underneath the largest thermokarst lakes and in the and under the lower reaches of large rivers. The temperature of the permafrost averages -10 ° C in the axial parts of the mountain ridges and -4 ... -6 ° C in river valleys and on the coasts. The thickness of the permafrost varies from 500-700 m in the highest parts of the ridges to 200-300 m in the interior valleys.
Vasil'chuk Yu.K. - Cyclocryostratigraphy of yedoma. Part 2 pp. 54-99

DOI:
10.7256/2453-8922.2017.2.22328

Abstract: The author shows that the purpose of cyclocryostratigraphy is to determine, characterize and interpret periodic or quasiperiodic variations in the cryostratigraphy of permafrost sections (mainly syncriogenic ones) and their use for refining the features of the formation of permafrost. The author formulates the concept of cryocyclitis as a complex of permafrost layers and their associations with ice wedges, characterized by the direction and continuity of the change in the cryostructures properties of the ground ice and its surrounding sediments, reflected in the location of the boundaries between them, which can be seen in a vertical section (in a borehole, outcrop, bore pit, etc.). The main research methods are the radiocarbon, stable isotope and geochemical ones. The study shows that often in the yedoma strata individual cyclites duplicate each other, thus demonstrating a continuous process. The author performs the cyclocryostratigraphic research of the structural features and development of the Late Pleistocene syngenetic ice wedge in the cyclical yedoma of the Asian Arctic: Western Siberia, Yakutia, Chukotka, Novosibirsk Islands, Alaska and northern Canada.Three cycles can be distinguished in the development of syngenetic ice wedges. Microcycles result from the changes in active-layer depth and the accumulation of a thin sedimentlayer over several years. Their vertical scale varies from centimetres to tens of centimetres, and their formation time ranges from one to hundreds of years. Mesocycles result from a change in the lake water level if ice-wedge formation took place on the banks or beneath shallow water. The vertical scale of mesocycles is a few metres, and their timescale usually varies from several hundred to a few thousand years. Macrocycles relate to a major change in the sedimentationregime or rarely – and mostly at the southern border of ice-wedge formation – with major climatic oscillations. The vertical scale of macrocycles numbers tens of metres, and their duration varies usually from many tens to sometimes hundreds of thousands of years.
Chizhova Yu.N., Vasil'chuk Yu.K. - Deuterium excess in the snow and glaciers of the Polar Ural and massive ice of the south of the Yamal Peninsula and the coast of Baydaratskaya Bay pp. 100-111

DOI:
10.7256/2453-8922.2017.2.23342

Abstract: The subject of the study is the distribution of oxygen and hydrogen stable isotopes and the variations of the deuterium excess in snow and glaciers of the Polar Urals and massive ice of the south of the Yamal Peninsula and the coast of Baydaratskaya Bay. The isotope composition of winter snow and ice of the glacier No. 1, and the glacier of the Romantics was studied in the Polar Urals. On the south of the Yamal Peninsula, the isotopic characteristics of the massive ice in the valley of the Erkutayakha River, Oyuyakha River and at the mouth of the Sabettayakha River were analyzed. The massive ice of the autochthonous type should differ significantly in the isotopic composition of the ice from the buried ice. Isotopic characteristics of massive ice are a good tool for studying the conditions of the ice formation, which is due to the processes of isotope fractionation of oxygen and hydrogen during phase transitions, while the fractionation factor of vapor-water and water-ice transitions are determined by temperature. Variations of stable isotopes of oxygen and hydrogen in massive ice and the δ2H -d-excess ratio are used as a diagnostic tool to determine the type of ice formation. In winter snow of the Polar Urals higher values of isotope composition is recorded with depth increase, reflecting the seasonality of snow accumulation. Very high values of the deuterium excess are recorded - from 14.3 to 19 ‰, the average value was 16.9 ‰. Values of the deuterium excess are distributed in antiphase with the distribution of heavy oxygen and hydrogen with depth. The values of δ18О in the ice of the glacier №1 range from -12.6 ‰ to -16.03 ‰, δ2H - from -96.7 ‰ to -115.1 ‰. The values of the deuterium excess in the ice of the glacier No. 1 are rather low, averaging 6-7 ‰, the highest value of d-excess is 13.1 ‰ the minimum value of d-excess = 4.7 ‰. For glacier ice No. 1, a negative slope δ2H-d-excess is noted, indicating congelation ice formation in a closed system (i.e., a limited volume of water). This can occur when a certain volume of thawed water in pores of the firn, when the firn mass, saturated with thawed water, turns into ice. The Romantik Glacier occupies in δ2H-d-excess ratio an intermediate position between the atmospheric precipitation (snow cover) and the ice of the glacier No. 1.Variations of stable isotopes of oxygen and hydrogen in the massive ice on the Erkutayaha River in the southern part of the Yamal Peninsula are significant, and the δ2H-d-excess ratio is an evidence of mostly intra-soil injection ice formation, i.e. freezing of a limited volume of free water. The δ2H-d-excess ratios for massive ice at the mouth of the Oyuyakha River at the coast of Baydaratskaya Bay evidences that a powerful ice body could have been formed when a large volume of water was frozen in a closed system, as can be seen from the trend of decreasing of δ18O values down from the top. The non-explicit expression of the negative correlation of δ2H to d-excess may be due to the fact that the source of moisture was the surface water evaporated, or was characterized by less isotope fractionation than the theoretical one. The values of d-excess in ice are from 8.4 to -2.3 ‰ and indicate rather the intra-soil formation of ice. Variation of the δ2H-d-excess ratio in ice formation is an additional tool for diagnostic studies of massive ice genesis and types of ice formation.
Vasil'chuk Yu.K., Shmelev D.G., Budantseva N.A., Cherbunina M.Yu., Brushkov A.V., Vasil'chuk A.K., Chizhova Yu.N. - Oxygen and hydrogen isotope composition of the Mamontova Gora and Syrdakh syngenetic ice wedges and reconstruction of the Late Pleistocene winter palaeotemperatures in Central Yakutia pp. 112-135

DOI:
10.7256/2453-8922.2017.2.23189

Abstract: The subject of the study is the Late Pleistocene and Holocene syngenetic ice wedges of the Mamontova Gora and Syrdakh outcrops and the reconstruction of winter temperatures of ice wedge formation periods. The main study objects are ice wedges over 7 m high in the upper part of the 50-60-meter heigh terrace of the Mamontova Gora, the ice wedges are surrounded by the 9-12 m thick lacustrine loamy sediments. The Holocene and modern ice wedges on the high flood plain of the Aldan River are also studied. In the thermoerosine ravine near Lake Syrdakh the Late Pleistocene ice wedges were also studied. The main research methods are the mass-spectrometry analysis of the oxygen and hydrogen isotope composition of the Late Pleistocene, Holocene and modern ice wedges. Also a direct dating of microinnclusions of organics material from ice wedges by the AMS method in the Mamontova Gora was performed. New radiocarbon dates of organic matter from sediments surrounding and overlying of ice wedges has been obtained. Using the known ratios of mean winter and mean January temperatures with isotopic composition of ice wedges, the winter palaeotemperatures of Central Yakutia were reconstructed for key periods of the Late Pleistocene. The main conclusions of the study are: a) the mean winter air temperature during the majority of the period of formation of the Late Pleistocene ice wedges of the Mamontova Gora was in the range from -28 to -31 °C, the average January temperatures reached -42, -46 °C; b) in the Syrdach Lake region the winter conditions were slightly more severe: the mean winter temperature varied mainly from -30 to -32 ° C, the average January temperatures reached -44, -48 °C; c) in the Holocene, the average winter temperatures were higher: from -24 to -28 °C, and the mean January temperatures from -36 to -42 °C.
Surface Processes of Cold Regions
Alekseev S.V., Alekseeva L.P., Svetlakov A.A., Kozyreva E.A., Vasil'chuk Yu.K. - Lithology and composition of frost mounds in the Sentsa river valley (the Oka plateau, the Eastern Sayan Mountains) pp. 136-149

DOI:
10.7256/2453-8922.2017.2.23037

Abstract: The research objects are permafrost sediments and frost mounds in the Sentsa river valley. The problem of their formation in the alluvium period attracts the attention of many scholars in different fields of study (from geo-botanists to specialists in geo-cryology). The complex pilot studies included boreholes drilling, detailed documentation of frost borehole samples, penetrated sections of frost mounds, and river terrace cusps, tacheometric survey of the Sentsa river valley, GPS-anchoring of reference sections and boreholes, defining the ice content (humidity), and the lithological, grain-size and microaggregate composition of lacustrine-alluvial sediments. The analysis has been performed by the specialists of the shared knowledge center “Geodynamics and geochronology” (the Institute of the Earth’s Crust of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Irkutsk) using the modern methods. The authors conclude that frost mounds consist mainly of silt loams with the interlayers of heavy clay sand and ice lenses (up to 0,65 m). Cryo-textures are fissile, crossbedded, thick-schlier, wide-meshed, basal. The designed 3D model of the relief speaks for the presence of either a vast area with many frost mounds of different sizes, or of one gigantic mound, which at the present time is defragmented due to active thermokarst on a terrace above the flood-plain and thermoerosion of the sides of the Sentsa river. According to the preliminary data, frost mounds are cryogenic formations of a mixed segregation-intrusive genesis. The final goal of the research is the elaboration of a scenario of formation of permafrost lacustrine-alluvial sediments and the creation of a theoretic model of the Holocene evolution of frost mounds of the Oka plateau. 
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

Арктика и Антарктика
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Этические принципы > Правовая информация > Редакционный совет > Редакция > Аннотация журнала
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Арктика и Антарктика" > Содержание № 02, 2017
Выходные данные сетевого издания "Арктика и Антарктика"
Номер подписан в печать: 24-06-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Васильчук Юрий Кириллович, доктор геолого-минералогических наук
ISSN: 2453-8922
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 117465, Москва, Россия, ул. Генерала Тюленева, 31/1-210.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2017
Природные ресурсы Арктики и Антарктики
Васильчук А.К. - Палиноспектры голоценовых полигонально-жильных структур острова Белый и долины реки Тамбей на полуострове Ямал c. 1-24

DOI:
10.7256/2453-8922.2017.2.22777

Аннотация: Объектом исследования данной статьи являются полигольнально-жильные структуры, сформировавшиеся в течение голоцена в пределах зоны современных арктических тундр на территории острова Белый и в долине реки Тамбей на северо-востоке полуострова Ямал. Исследованы палиноспектры повторно-жильных льдов и вмещающих их отложений, а также их химический состав. Для обоснования палеогеографических реконструкций проанализированы как имеющиеся у автора радиоуглеродные датировки, так и полученные другими исследователями из голоценовых отложений на севере Полуострова Ямал и близлежащих территоорий Основной метод исследования - палинологический. Обработка образцов из вмещающих отложений проводилась по стандартной методике, но без использования жидкости Эрдтмана, из повторно-жильных льдов концентрат пыльцы и спор извлекался по упрощенной методике из-за низкой концентрации пыльцы и спор . Основным результатом проведенного исследования является систематизация данных палинологического анализа голоценовых повторно-жильных льдов, находящихся в зоне воздействия изменений уровня моря. Показано, что повторно-жильные льды в долине реки Тамбей накапливались при участии не только атмосферных осадков, но и в режиме подтопления морскими водами. Повторно-жильные льды в толще первой морской террасы на острове Белый характеризуются аномально высоким содержанием для повторно-жильных льдов морских солей, однако, это засоление не связано с изменениями уровня моря, а появилось вследствие накопления повторно-жильных льдов на берегах небольших мелководных остаточных озер, с высокой соленостью.
Арктические льды
Агафонова С.А. - Ледовый режим рек арктической зоны Западной Сибири в современных климатических условиях c. 25-33

DOI:
10.7256/2453-8922.2017.2.22649

Аннотация: Представлены результаты гидрологического обобщения характеристик ледового режима рек арктической зоны Западной Сибири. Исследуемые реки (Надым, Пур, Таз, нижнее течение р. Обь и другие) протекают по низменной заболоченной равнине в зоне распространения многолетней мерзлоты, что определяет особенности их гидрологического режима. Рассмотрены ледовые условия организации судоходства и ледовых переправ на реках. Особое внимание уделено характеристикам уровенного режима в период с ледовыми явлениями, позволяющим оценить опасность ледовых наводнений. В качестве исходной информации использовались данные 40 гидрологических постов от начала наблюдений до 2014 г. Показаны закономерности пространственного распределения основных характеристик ледового режима, выраженные зависимостью средних значений от географической широты исследуемых участков рек. Рассмотрены региональные особенности условий нарастания толщины ледяного покрова в течение ледоставного периода. Выделены населенные пункты, подверженные затоплению в период с ледовыми явлениями.
Многолетнемерзлые породы и подземные льды Арктики
Буданцева Н.А., Васильчук Д.Ю., Маслаков А.А., Васильчук А.К., Васильчук Ю.К. - Геохимический состав голоценовых повторно-жильных льдов северо-востока Чукотки c. 34-53

DOI:
10.7256/2453-8922.2017.2.22980

Аннотация: Чукотский полуостров (около 66 ° северной широты 172 ° з. д.) является самым восточным полуостровом Азии. Его восточный край находится у мыса Дежнева у пос. Уэлен. Он омывается Чукотским морем на севере, Беринговым морем на юге и Беринговым проливом на востоке.Большая часть Чукотского полуострова занята нагорьями высотой до 1000 м. Низменности встречаются, как правило, вблизи крупных лагун. Основные черты района (от г. Анадырь до пос. Лаврентия) представлены слабоволнисто-бугристым рельефом, сформированным флювиальной эрозией и морской абразией мезозойских блоков. Для определений ионного состава повторно-жильного льда был произведен отбор проб льда как по горизонтали с интервалом 10-12 см, так и по вертикали с интервалом 10-15 см. Ионный состав льда определялся методом ионной хроматографии в лаборатории Эколого-геохимического научно-образовательного центра кафедры геохимии ландшафтов и географии почв Географического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова на ионном хроматографе «Стайер». Предел детектирования по хлорид-иону составил 0,02 мг/л. Гидрохимический состав снега, вод рек и озер, сегрегационного льда проводились в гидрохимической лаборатории ПНИИИС методом кислотно-щелочного титрования. Повсеместно распространены многолетнемерзлые породы. Несквозные (мощностью до 30-40 м) талики встречаются только в нижнем течении крупных рек и под самыми крупными термокарстовыми озёрами. Температура мёрзлых пород составляет в среднем –10 °С в осевых частях горных хребтов и –4…–6 °С в долинах рек и на побережьях. Мощность мерзлых толщ меняется от 500–700 м в самых высоких частях хребтов до 200–300 м во внутренних долинах.
Васильчук Ю.К. - Циклокриостратиграфия едомных толщ. Часть 2. c. 54-99

DOI:
10.7256/2453-8922.2017.2.22328

Аннотация: Показано, что целью циклокриостратиграфии является определение, характеристика и интерпретация периодических или квазипериодических вариаций в криостратиграфии многолетнемерзлых толщ (преимущественно синкриогенных) и их использование для построения и уточнения особенностей формирования многолетнемерзлых толщ. Сформулировано понятие криоциклит – это комплекс многолетнемерзлых толщ (слоев) и их ассоциаций с подземными льдами, характеризующийся в вертикальном разрезе (в скважине, обнажении, шурфе и т. д.) направленностью и непрерывностью изменения криотекстурных (и вещественных) свойств подземных льдов и вмещающих их пород, отражающимися в характере границ между ними. Основными методами исследования являются радиоуглеродный, изотопный, геохимический. Показано, что нередко в едомных толщах отдельные циклиты точно повторяют друг друга, т.е. проявляется ритмичность. Выполнены циклокриостратиграфические исследования особенности строения и развития сингенетических повторно-жильных льдов в циклически построенных едомных толщах евразийской Арктики: Западной Сибири, Якутии, Чукотки, Новосибирских островов, Аляски и севера Канады. Выделены микро-, мезо- и макроциклы в едомных толщах, отличающиеся вертикальным масштабом и длительностью. Микроциклы возникают в результате изменения глубины активного слоя и накопления тонкого осадка в течение нескольких лет. Их вертикальный масштаб варьирует от сантиметров до десятков сантиметров, а их время формирования колеблется от одного до сотен лет. Мезоциклы являются результатом изменения уровня воды в озерах, реках, морях, если образование ледяных жил происходит на заливаемых низких берегах или на мелководье. Вертикальная масштаб мезоциклов составляет несколько метров, а их период обычно колеблется от нескольких сотен до нескольких тысяч лет. Макроциклы относятся к существенному изменению режима седиментации или редко - и в основном на южной границе формирования ледяных жил - с радикальными климатическими изменениями. Вертикальный масштаб макроциклов измеряется десятками метров, и их продолжительность обычно измеряется многими десятками, а иногда сотнями тысяч лет.
Чижова Ю.Н., Васильчук Ю.К. - Дейтериевый эксцесс в снеге и ледниках Полярного Урала и пластовых льдах юга Ямала и побережья Байдарацкой губы c. 100-111

DOI:
10.7256/2453-8922.2017.2.23342

Аннотация: Предметом исследования является распределение стабильных изотопов кислорода и водорода и вариации дейтериевого эксцесса в снеге и ледниках Полярного Урала и пластовых льдах юга Ямала и побережья Байдарацкой губы. На Полярного Урале исследован изотопный состав зимнего снега, льда присклонового ледничка №1 и ледника Романтиков. На юге полуострова Ямал и на побережье Байдарацкой губы проанализированы изотопные характеристики пластовых льдов в долине р.Еркутаяха, Оюяха и в устье р.Сабеттаяха. Пластовые залежи внутригрунтового, автохтонного типа должны заметно отличаться по изотопному составу льда от пластовых залежей погребённого льда. Изотопные характеристики пластовых льдов являются удачным инструментом изучения условий формирования льда, что обусловлено процессами изотопного фракционирования кислорода и дейтерия при всех фазовых переходах, при этом коэффициенты фракционирования при переходах пар-вода и вода-лед определяются температурой. Вариации стабильных изотопов кислорода и водорода в пластовых залежах и соотношение δ2H-d-excess использованы как диагностический признак типа льдообразования. В зимнем снеге Полярного Урала отмечено утяжеление изотопного состава с глубиной, отражающее сезонность накопления снега. Получены довольно высокие значения дейтериевого эксцесса – от 14,3 до 19‰, среднее значение составило 16,9‰. По глубине значения дейтериевого эксцесса распределяются в противофазе с распределением тяжелого кислорода и водорода. Значения δ18О во льду присклонового ледничка №1 варьируют от –12,6 ‰ до –16,03 ‰, δ2H – от –96,7 ‰ до –115,1‰. Значения дейтериевого эксцесса во льду присклонового ледничка №1 достаточно низки, в среднем составляя 6–7 ‰, самое высокое значение d-excess составляет 13,1 ‰ минимальное значение d-excess = 4,7 ‰. Для льда ледничка №1 отмечен отрицательный наклон δ2H - d-excess, что указывает на конжеляционное льдообразование в закрытой системе (т.е. ограниченного объема воды). Это может происходить при замерзании некоторого объема талых вод заключенного в порах фирна, когда насыщенная талой водой фирновая масса переходит в лед. Ледник Романтиков по соотношению δ2H-d-excess занимает промежуточное положение между атмосферными осадками (снежный покров) и льдом ледничка №1.Вариации стабильных изотопов кислорода и водорода в пластовой залежи в долине р.Еркутаяха существенны, а соотношение δ2H-d-excess свидетельствует в пользу внутригрунтового инъекционного ледяного образования, т.е. замерзания ограниченного объема свободной воды.Соотношения δ2H-d-excess для пластового льда в устье р. Оюяха говорят о том, что мощное ледяное тело, могло образоваться при промерзании большого объема воды в условиях закрытой системы, о чем можно судить по тренду облегчения значений δ18O сверху вниз. Не явное выражение отрицательной корреляции δ2H-d-excess может быть связано с тем, что источником влаги была поверхностная вода, подвергавшаяся испарению, или с проявлением меньшего изотопного фракционирования, по сравнению с теоретическим. Величины d-excess во льду от 8,4 до –2,3 ‰ указывают скорее на внутригрунтовое образование пластового льда. Вариации соотношения δ2H-d-excess в пластовых льдах являются дополнительным инструментом диагностики генезиса пластов и типа льдообразования.
Васильчук Ю.К., Шмелев Д.Г., Буданцева Н.А., Чербунина М.Ю., Брушков А.В., Васильчук А.К., Чижова Ю.Н. - Изотопно-кислородный и дейтериевый состав сингенетических повторно-жильных льдов разрезов Мамонтова Гора и Сырдах и реконструкция позднеплейстоценовых зимних температур Центральной Якутии c. 112-135

DOI:
10.7256/2453-8922.2017.2.23189

Аннотация: Предметом исследования являются позднеплейстоценовые и голоценовые сингенетические повторно-жильные льды разрезов Мамонтова Гора и Сырдах реконструкция зимних температур периодов формирования жил. Основной объект изучения - ледяные жилы высотой более 5 м в верхней части 50-60-метровой террасы Мамонтовой Горы, которые залегают в озерно-болотных суглинистых отложениях мощностью 9-12 м, венчающих ее разрез. Также изучены голоценовые и современные ледяные жилы на высокой пойме р.Алдан. Рядом с озером Сырдах в термоэрозионном овраге изучена позднеплейстоценовая жила. Основным методом исследований является масс-спектрометрический анализ изотопно-кислородного и дейтериевого состава льда позднеплейстоценовых, голоценовых и современных повторно-жильных льдов. Также выполнено прямое датирование микровключений органики из жил методом AMS в повторно-жильных льдах Мамонтовой Горы. Получены новые радиоуглеродные датировки органики из отложений вмещающих и перекрывающих повторно-жильные льды. Используя хорошо известные соотношения среднезимних и среднеянварских температур с изотопным составом жил реконструированы зимние палеотемпературы Центральной Якутии на отдельные периоды позднего плейстоцена. Основными выводами проведенного исследования являются: Среднезимние температуры воздуха большую часть периода формирования позднеплейстоценовых ледяных жил Мамонтовой Горы находились в диапазоне от –28 до –31 °С, среднеянварские температуры достигали –42, –46 °С, в районе оз.Сырдах зимние условия были немного более суровыми: среднезимние температуры воздуха варьировали в основном от –30 до –32 °С, среднеянварские температуры достигали –44, –48°С. В голоцене среднезимние температуры были выше: от –24 до –28 °С, среднеянварские – от –36 до –42 °С.
Экзогенные процессы в холодных регионах
Алексеев С.В., Алексеева Л.П., Светлаков А.А., Козырева Е.А., Васильчук Ю.К. - Литология и строение бугров пучения в долине р. Сенца (Окинское плоскогорье, Восточные Саяны) c. 136-149

DOI:
10.7256/2453-8922.2017.2.23037

Аннотация: Объектами исследования явились многолетнемерзлые породы и бугры пучения в долине р. Сенца, проблема формирования которых в четвертичном периоде в течение многих десятилетий привлекает пристальное внимание исследователей различного профиля (от геоботаников до геокриологов). Комплексные пионерные исследования включали бурение скважин, детальную документацию мерзлого керна, вскрытых разрезов бугров пучения, уступов речной террасы, тахеометрическую съемку долины р. Сенца, GPS-привязку опорных разрезов и скважин, определение льдистости (влажности), литологического, гранулометрического и микроагрегатного состава озерно-аллювиальных отложений. Аналитические работы выполнены по современным методикам в ЦКП «Геодинамика и геохронология» (ИЗК СО РАН, г. Иркутск). Установлено, что бугры пучения сложены преимущественно пылеватыми суглинками с прослоями тяжелой супеси и линзами (мощностью до 0,65 м) льда. Криотекстуры - слоистые, косослоисые, тонкошлировые, крупносетчатые, базальные. Созданная 3D-модель рельефа свидетельствует о наличии либо обширной площади с множеством бугров пучения разного размера, либо одного гигантского бугра, который в настоящее время разделен на отдельные фрагменты вследствие активного термокарста на надпойменной террасе и термоэрозии берегов р. Сенца. По предварительным данным бугры пучения представляют собой криогенные образования смешанного сегрегационно-инъекционного генезиса. Конечной целью исследований является разработка сценария формирования мерзлых озерно-аллювиальных отложений и создание теоретической модели голоценовой эволюции бугров пучения Окинского плоскогорья.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"