Статья 'Предпосылки возникновения складчатого формообразования в архитектуре' - журнал 'Архитектура и дизайн' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция и редакционный совет > Политика издания
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Архитектура и дизайн
Правильная ссылка на статью:

Предпосылки возникновения складчатого формообразования в архитектуре

Киричков Игорь Владимирович

аспирант Сибирского федерального университета Института архитектуры и дизайна, научный сотрудник Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского

660041, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Свободный, 79, оф. Р5-07

Kirichkov Igor

Post-graduate student, the department of Architectural Engineering, School of Architecture and Design of Siberian Federal University; Scientific Associate, Siberian State Institute of Arts named after Dmitri Hvorostovsky

660041, Russia, Krasnoyarskii krai, g. Krasnoyarsk, pr. Svobodnyi, 79, of. R5-07

kiri4kov@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2585-7789.2018.1.27463

Дата направления статьи в редакцию:

21-09-2018


Дата публикации:

16-11-2018


Аннотация.

Предпосылки возникновения складчатого формообразования – один из наиболее сложных и наименее изученных вопросов теории и истории архитектуры. Форма складки то спонтанно появлялась, заполняя собой чуть ли не все архитектурное пространство – готика, барокко, модерн, модернизм, то практически бесследно исчезала – архитектура классицизма, функционализма 20-30-х гг. ХХ века. Вряд ли столь кардинальные изменения можно объяснить исключительно подверженностью архитектуры различным тенденциям, трендам, наиболее вероятно, за складчатым формообразованием стояло стремление архитекторов выйти за рамки предметного мира, наполнить язык архитектуры новыми формами. Целью исследования является определение предпосылок возникновения складчатого формообразования, что позволит более полно понять механизм его развития. Метод исследования – исторический анализ развития складчатого формообразования, охватывающий период с древнейших времен до наших дней. Каждый раздел статьи содержит в себе краткое описание эпохи, обзор архитектурных элементов складчатой формы, строительные материалы, цветовое решение складок, перечень наиболее заметных архитекторов, использующих в своих работах складчатое формообразование, а также причины возникновения складчатых форм. Результат исследования показал, что появлению складок в архитектуре, в первую очередь, способствовали идеалы, воззрения людей каждой из эпох.

Ключевые слова: складка, формообразование, архитектурные элементы, история архитектуры, постмодернизм, технологии строительства, строительные материалы, конструктивные системы, нео-барокко, метафизика

Abstract.

The prerequisites of emergence of folded morphogenesis is one of the most complicated and insufficiently studied questions in the theory and history of architecture. The folded form either spontaneously appeared, filling almost all of the architectural space – Gothic, Baroque, Modern, Modernism, or completely disappeared – the architecture of Classicism, Functionalism of the 1920’s -1930’s. It is doubtful that such drastic changes can be explained solely by the architecture's susceptibility to various tendencies and trends; most likely, the desire of architects to look beyond the subject world and saturate the language of architecture with new shapes. The goal of this research is to determine the prerequisites of emergence of folded morphogenesis, which gives a more in-depth insight of the mechanism of its development. Each section of the article contains a brief description of the era, overview of the folded architectural elements, construction materials, color solutions of the folds, list of the most notable architects that apply folded morphogenesis in their works, as well as the causes of their occurrence. The results demonstrate that the emergence of folds in architecture was affected by the ideals and views of people of each of the epochs.

Keywords:

structural systems, building materials, construction technologies, postmodernism, history of architecture, architectural elements, morphogenesis, fold, neo-baroque, metaphysics

Введение

Архитектуру довольно сложно представить без складчатых форм. Ни круг, ни квадрат, ни треугольник, ни какая-либо еще форма не обладает тем уровнем пластичности, который имеет складка. Складка не подчиняется порядку, симметрии, строгим правилам, канонам. Минуя оппозиции, она объединяет разрозненные структуры в единое целое. За кажущимся стремлением вернуться в исходное положение складка лишь доходит до локальных экстремумов и поворачивает в непредсказуемое направление. Несмотря на многочисленные проявления складки – в одежде, скульптуре, архитектуре, природа складок одна, она основана на физическом законе развития материи в пространстве складчатым, криволинейным образом.

Несмотря на множественные попытки осмысления складки, она по-прежнему остается одной из наименее изученных форм в архитектуре. Французский философ пост-структуралист Жиль Делез, описывая многочисленные свойства, которыми обладает складка, напрямую отсылает к «сгибам в душе», складка, согласно его мнению, означает особый постмодернистский тип мышления, который обладает способностью обходить диалектические противоположности. [1] Испанская исследовательница Кармен Видаль использует складку в качестве символического обозначения материального и духовного, связывая ее с ощущением «театральной призрачности», «неаутентичности жизни». [2] Французский философ Мишель Фуко определяет складку как «абсолютную память» (имея ввиду некую информацию): внешняя складка – время, а внутренняя – забвение. Забвение – невозможность возврата, а память – необходимость начинать всё заново, что обусловлено протяженностью времени. «Забвение забвения означает смерть, но пока мы говорим о внутренней и внешней стороне складки, бытие развертывается». [3] Множество смыслов, универсальность применения и представляет наибольший интерес к складке с точки зрения архитектуры. Приходится констатировать, что значительный отрыв архитектурной формы от философских прочтений, к сожалению, остается очевидным.

Как показывает исторический опыт, область применения складчатого формообразования в архитектуре весьма обширна. Складчатая форма использовалась в градостроительных, объемно-планировочных, конструктивных, декоративных решениях. И в каждом из периодов исторического развития использование складки преследовало конкретные цели, выявление которых и представляет главную задачу данного исследования.

Складка в Древней Египетской архитектуре

Форма складки в Древней Египетской архитектуре присутствовала, прежде всего, в качестве имитации животного, органического мира, и схожесть архитектурных элементов со складкой носила в большей мере случайный характер. Складки еще не были столь выразительны, как в последующие эпохи, да и их применение, пожалуй, было лишено глубокого смысла. Складчатую форму принимали каменные изваяния змей, карнизы, лотосовидные, папирусовидные капители колонн и др. элементы. Складки, как правило, выполнялись из природного камня в зависимости от района строительства, также использовались глиняные кирпичи с известковым раствором. В Древнем Египте было крайне мало древесины, поэтому этот материал почти не использовался. [4] Каменные конструкции либо покрывались красками ярких цветов – лазурный, красный, желтый, терракотовый, охристый и др., либо не покрывались краской совсем. Архитектором комплекса пирамиды Джосера был высший сановник фараона Джосера – Имхотеп, именно ему приписывается множество изобретений, таких как колонны, пирамиды, мастабы. (рис. 1) «Египетская культура стремилась… к максимальной сакрализации жизни общества и человека». [5] Анализируя формы Древней Египетской архитектуры, приходится говорить лишь о прообразе складчатой формы, важность которого, все же, нельзя отрицать.

arch_history_19

Рис. 1. Карниз стены с изображением кобр, Комплекс пирамиды Джосера, Саккара (ок. 2650 г. до н. э.)

Источник: http://egyptopedia.info/component/content/article?id=1431:arkhitektura-drevnego-tsarstva

Складка в Древней Китайской архитектуре

Складчатую форму в Древней Китайской архитектуре приобретали арочные мосты, аллеи парков, черепичные кровли, входы в храмы, тории, декоративные украшения – драконы, птицы-фениксы и т. д. (рис. 2) Складки выполнялись из мрамора, кирпича, стали, бронзы, меди, различных видов древесины (сосны, клена, кедра). Цветовое решение складок в Древней Китайской архитектуре было весьма разнообразным, как правило, присутствовали яркие тона – красный, зеленый, оранжевый, желтый, синий. Каждый цвет в Китае имеет свое символическое значение. Красный символизирует активное созидание, зеленый – жизнь, оранжевый – просветление, желтый – богатство, синий – вечность, пепельно-серый – печаль, покаяние, черный – опасность, бедствие. Кровля императорских дворцов обычно была ярко-оранжевого цвета, слуг и рабочих – серого. Среди древних китайских архитекторов, активно использовавших форму складки в своих работах – Каи Синь, Нгуен Ан, Куаи Сиань, Лу Сиань и др.

Использование складчатых форм в Древней Китайской архитектуре в первую очередь обусловлено древней традицией фэншуй (кит. «风水»), основанной на циркуляции жизненной энергии Ци (кит. «气»). Энергия, согласно представлению древних китайских мудрецов, всегда развивается в криволинейном направлении. Застой жизненной энергии ведет к пагубным последствиям – болезням, нищете. В здании, где преобладают прямолинейные формы, нет, и никогда не будет достатка. Также использование складчатых форм обусловлено их схожестью с цифрой 8, почитаемой в Китае, как высший Инь, символизирующей богатство и процветание. Согласно представлению древних китайцев, все в мире подвержено влиянию Дао, являющимся «дверью ко всему чудесному», «праотцом всех вещей». «Тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну Дао, а кто имеет страсти, видит только его в конечной форме».

1_01

Рис. 2. Храм Луншань (кит. «龙山寺»), Тайбэй, Китай (1738)

Источник: https://stock-clip.com/video-footage/longshan+temple/3

Складка в Древней Индийской архитектуре

Складчатую форму в Древней Индийской архитектуре принимали арки, карнизные отвесы, аттики, капители колонн, оконные, дверные проемы, стены, балки, своды, лестничные марши, декоративные украшения – горельефы, барельефы с изображениями нагов, растений и пр. Складки выполнялись из камня (известняка и других горных пород, разнясь в зависимости от района строительства), кирпича, древесины. Нередким явлением были пещерные храмы, которые вырубались в цельной скале. Древняя Индия славилась искусством своих металлургов, широко применялись сталь, бронза, медь. В индийской архитектуре использовались цвета, как правило, теплых ярких тонов – терракотовый, оранжевый, желтый, бежевый и др., но в общей массе строений все же превалировал природный цвет камня. Среди индийских архитекторов, использовавших в своих работах форму складки, Устад Ахмад Лахаури, Мир Абд-уль-Карим.

Каждая форма в индийской культуре имеет свое символическое значение. Квадрат является символом Земли, материального мира, в противоположность кругу, воплотившему в себе божественную небесную и духовную сферу. Складка (изогнутая линия в виде змеи) символизирует жизненную энергию Кундалини (санскр. «कुण्डलिनी»), дремлющую в человеке, пробуждение которой дает возможность приобретения сверх способностей – предвиденье будущего, общение с мертвыми и т. д. Змеи, в свою очередь, считались хранителями святынь, источников воды и сокровищ. (рис. 3)

sd Рис. 3. Храм Шри Санатан Хинду Мандир

Источник: http://www.mycafe101.com/shree-sanatan-hindu-mandir/

Складка в античной архитектуре

Основным принципом античной архитектуры выступал антропоморфизм, способствовавший использованию образа человеческого тела и его свойств – пропорциональности, симметрии, функциональности и т. д. в архитектурных сооружениях. Для античного мышления была характерна осязательность восприятия формы – «скульптурный» метод, подразумевавший невозможность восприятия вне пространства и вне времени. Боги выражали такие абстрактные понятия как красота, муза, гармония, мудрость и т. д. Складчатые формы присутствовали в скульптурных композициях, орнаменте, капителях колонн. (рис. 4) Складки, как правило, выполнялись из природного камня, мрамора, керамики, гипса, известняка. Античная цветовая эстетика стала для европейского искусства таким же фундаментом, как античная философия для науки. [6] В выборе цветового решения складок предпочтение отдавалось натуральной текстуре природного материала – цвет слоновой кости, светло-серый, охристый, терракотовый. Многочисленные складки можно видеть в работах Пифокрита, Иктина, Калликрата, Мнесикла, Херсифона, Метагена.

Обращение к сладчатым формам в античной архитектуре обусловлено стремлением художников, архитекторов сделать изображаемый образ более выразительным, придать ему более реалистичный, правдоподобный вид. С помощью складок отображалась последовательность изменения формы во времени. По характеру складок, присутствующих в одеянии многочисленных античных статуй, видно, что античные мастера отличали образование складок под воздействием различных внешних сил.

parislouvrewingedvictoryright Рис. 4. Ника Самофракийская, скульптор Пифокрит из Линдоса (II в. до н. э.)

Источник: https://decem.info/top-10-glavnyh-shedevrov-luvra.html

Складка в готической архитектуре

Средневековье, пришедшее на смену античной эпохе, предложило человечеству принципиально новое мировоззрение, заключающееся в идее превосходства духовного над телесным. Теоцентризм дал представление о Боге как об абсолютном, совершенном и наивысшем бытии, чем в свою очередь объясняется устремленность средневековой архитектуры ввысь. Австрийский искусствовед Макс Дворжак отмечал, что вся история искусства в «после-античный период» есть история «борьбы между духом и материей». [7] Складчатая форма в готической архитектуре присутствует в виде сложной конструкции покрытий, образованных криволинейными, находящимися под углом друг к другу поверхностями сводов, вимпергах, тимпанах, архивольтах, витых колоннах. (рис. 5) Также многочисленные складки можно увидеть в богатом убранстве готических храмов, орнаменте, скульптурных композициях. Если дьявольским наваждениям не удавалось проникнуть внутрь храмов, то, по крайней мере, «черная сила» густой сетью покрывала наружные стены. Складки в готической архитектуре выполнялись практически из того же материала, что и в романской архитектуре – тесаного, бутового камня. Ввиду отсутствия транспорта камень, как правило, доставлялся из ближайших каменоломен, что не всегда позволяло использовать камень хорошего качества. Также имели место складки, выполненные из различных пород древесины (дуб, хвоя, клен), они имели гораздо меньший вес, чем выполненные из камня. В выборе цветового решения складок средневековые мастера отдавали предпочтение натуральной текстуре используемого материала. Как правило, в готической архитектуре преобладал темно-серый цвет, символизируя бренность земного существования. Среди готических архитекторов, активно использовавших складчатые формы в своих произведениях, Жан дОрбе, Жан ле Лу, Гоше Реймский, Бернард Суассонский.

Поскольку церковь доминировала в общественно-политической жизни средневековья, она же диктовала условия выполнения строительных работ, выступая, как правило, в роли главного заказчика. Смысл жизни средневекового человека заключался в трех словах – жить, умереть и быть судимым. Каких бы материальных высот бы ни достиг человек, перед Богом он всегда представал нагим. Поэтому важнее было заботиться не о суете мира, а о спасении души. Наиболее авторитетный католический религиозный философ Фома Аквинский пишет: «Размышляю о теле, чтобы размышлять о душе, а о ней размышляю, чтобы размышлять над отдельной субстанцией, над нею же размышляю, чтобы думать о Боге», – определяя, таким образом, иерархичность существования между телом, душой и Богом. [8]

hotel_de_cluny_chapel_vaults_01

Рис. 5. Складчатая форма свода Монастыря ордена Клюни, Париж, Франция (XIII в.)

Источник: http://www.wikiwand.com/uk/

Складка в барокко

Великие географические открытия значительно расширили представление о мире. Католическая церковь пошла на контрреформации. Стремительное развитие науки, философии, искусства способствовали приходу эпохи Ренессанса. Барокко, в целом, противостояло классицизму и рационализму. Человек, по мнению Блеза Паскаля, стал осознавать себя «чем-то средним между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца». [9] Складчатую форму в архитектуре барокко приобретали дверные, оконные проемы (люкарны), стены, перегородки, балки, лестничные марши, конструкции покрытий, декоративное украшение. «Барокко непрестанно производит складки», «оно их искривляет и загибает, устремляя к бесконечности, складку за складкой, одну к другой». Выбор строительных материалов в эпоху Ренессанса значительно расширился. Складки выполнялись из природного камня, травертина, доломита, мрамора, базальта, кирпича, стали, бронзы, меди. Наряду с натуральными текстурами используются интенсивные глубокие цвета (золотистый, голубой, розовый), что создавало ощущение иллюзорности и постоянной изменчивости окружающего мира. Среди архитекторов, активно использующих складчатые формы в своих работах, Микеланджело Буонаротти, Джакомо да Виньола, Гварино Гварини, Карло Мадерна.

Пожалуй, главной причиной обращения к складчатому формообразованию в эпоху Ренессанса стали радикальные взгляды основателей стиля барокко – Франческо Борромини и Джованни Лоренцо Бернини, наполнивших архитектуру скульптурностью до чрезмерного насыщения. «В классическом искусствознании закрепился подход к Ренессансу и барокко как диаметрально противоположный системам художественного мышления». [10] Основная цель барокко – превращение реальности в иллюзию. Архитекторы, по сути, получили полную свободу действий. Постулаты прошлого уже не удовлетворяли духовных поисков, поэтому им была необходима достойная замена. (рис. 6)

san_carlo_alle_quattro_fontane_4225494183 Рис. 6. Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, Рим, Италия (1638 – 1677), архитектор Франческо Борромини

Источник: https://de.wikiarquitectura.com/san_carlo_alle_quattro_fontane_283229-2/

Складка в модерне

Складчатую форму в модерне принимают практически все элементы сооружений: оконные, дверные проемы, стены, перегородки, балки, колонны, лестничные марши, конструкции покрытий, перекрытий, различные декоративные украшения. Складки выполнялись из камня (мрамора, керамики, гипса), стали, бронзы, меди, цветного стекла (в особенности в работах Луиса Комфорта Тиффани), различных видов древесины (дуб, клен, лиственница), монолитный железобетон (появился в 1867 году) и др. Цветовое решение складок в модерне было весьма разнообразным, присутствовали, как яркие, насыщенные, так и сдержанные тона. Нередко складки украшались цветной глазурованной плиткой, техникой, получившей в Испании название тренкадис (исп. «trencadís» – техника ломаной мозаики). Также широко использовалась техника тессера (исп. «tessera»), когда изображение выкладывалось из небольших одинаковых квадратных кусочков часто изготовленных из смальты. Среди архитекторов-модернистов, активно использовавших складчатое формообразование в своих работах, Антонио Гауди, Федор Осипович Шехтель, Гавриил Васильевич Барановский, Отто Вагнер, Павел Сюзор, Владимир Александрович Соколовский и др. (рис. 7) «Стремление вырвать человека из мира обыденности, разбудить его эстетическое чувство находило свое выражение в изысканности, изощренности, манерности, разнообразном украшательстве». [11]

Особое пристрастие Антонио Гауди к криволинейным форма, в частности, к складке, объясняется глубокими религиозными убеждениями архитектора, который считал, что криволинейные формы, лежащие в основе мироздания, имеют божественное происхождение. Используя криволинейные формы в своих произведениях, творческий человек развивается духовно и тем самым становится ближе к Богу. Антонио Гауди использовал достаточно уникальный для своего времени творческий метод. Необычные формы зданий рождались не столько в процессе чертежных построений, сколько в процессе работы с масштабными макетами из пластичных материалов – глины, гипса, воска, нередко переводясь в более твердый материал. [12]

2366_l

Рис. 7. Лестница Особняка Рябушинских, Москва, Россия (1900 – 1903), архитектор Ф. О. Шехтель

Источник: https://in-moskow.livejournal.com/190042.html

Складка в модернизме

Модернизм был изначально направлен на борьбу с устаревшими традиционными устоями, на стирание национальных черт, разрыв с историческим опытом. И ничто кроме складки не подходило лучше для этой цели, не имевшей ни национальных, ни культурных признаков. Складчатую форму в модернизме принимают, практически, все архитектурные элементы –стены, крыши, перекрытия, балки, колонны, витражное остекление, лестничные марши, декор. Появившиеся в 1923 году первые складчатые конструкции, спроектированные французским инженером Эженом Фрейсине для аэропорта в Орли, благодаря своей ребристой форме обладали способностью перекрывать большие площади и при этом нести большую нагрузку. Складки начали создаваться из таких материалов как монолитный железобетон, поливинилхлорид (PVH), политетрафторэтилен (PTFE), сэндвич панели, гипсокартон, фанера, стеклянные панели, различные виды сталей, алюминий и пр. Большие изменения произошли в области проектирования пространственных конструкций. Возможности цифрового дизайна позволили моделировать форму конструкций будущих сооружений, более точно рассчитывать конструктивные элементы на прочность, устойчивость. Цветовое решение складок весьма разнообразно, однако, такие архитекторы, как Феликс Кандела, Сантьяго Вальс Калатрава стремились отдать предпочтение структуре самого конструкционного материала, обеспечивая плавность перехода от света к тени.

Теория деконструкции, разработанная французским философом Жаком Дерридой в 1967 году, поставила под сомнение полезности архитектурных сооружений в целом. Форма зданий могла создаваться в отрыве от всего того, чем так дорожили классические архитекторы. Архитекторы-декоструктивисты считали недостаточным разрушение формы, разрушению должна была подвергнуться сама формообразующая система. Складка, согласно мнению Захи Хадид, создает собой сбой в матричной структуре, когда культурный код не имитирует окружающие здания, формируя, так называемую, антиблочную архитектуру. [13] Сбоями в матрице можно назвать произведения Питера Эйзенмана, Фрэнка Гери, Рема Колхаса, Ма Янсона и пр. (рис. 8)

612664395

Рис. 8. Центр Гейдара Алиева, Баку, Азербайджан, архитектор Заха Хадид (2012)

Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Heydar_Aliyev_Center.jpg

Заключение

Различные складчатые формы присутствовали и в византийской, японской, тибетской, ацтекской, русской архитектуре. Практически в каждой эпохе складка содержала в себе глубокий символический смысл. Не редко исследователи трактовали ее в качестве проявления первопричинной природы реальности, мира и бытия. Несмотря на то, что складка одна из самых сложных форм с точки зрения технической реализации, архитекторы осознанно шли на смелые эксперименты, без художественного, технического таланта которых складчатые формы не смогли бы превратиться в жизнь.

Предпосылками обращения к складчатому формообразованию являются стремление освоить новые типы конструкций, расширить горизонты профессиональной деятельности, создать более тесный диалог со зрителем, придать сооружению динамичность, выразительность, эмоциональность, более рационально распределить функциональные потоки, более полно проявить авторскую индивидуальность. На появление складки в архитектуре в значительной мере повлияли живопись, скульптура, литература, философия, музыка, отражавших предпочтения, идеалы, воззрения людей различных эпох. Чем метафизичнее становилось мышление людей, тем более востребованными становились складчатые формы.

Складчатая форма имела место быть практически во всех архитектурных элементах, включая декоративные, конструкционные – арки, своды, балки, колонны, стены, перекрытия. В качестве материала складок служил, как правило, природный камень – известняк, доломит, мрамор, базальт, кирпич. С течением времени количество видов строительных материалов неуклонно росло. В настоящее время складки выполняются из различных видов стали, алюминия, меди, титана, бронзы, монолитного железобетона, древесины, поливинилхлорида, политетрафторэтилена и др. материалов. При выборе цветового решения складок предпочтение, как правило, отдавалось природной текстуре материала, поскольку она наиболее полно передает нюансы формы, способствует плавному переходу от света к тени. Контрастные цвета использовались для создания особых зрительных эффектов.

Наибольшего распространения использование складчатой формы достигло в 50-х годах ХХ века, сформировав структурный экспрессионизм, для которого были характерны яркость и индивидуальность образа, прямые отсылки к природным формам при наделении объекта общей функциональностью, чистоте линий, тяготении к современным материалам. Никогда складки не были столь масштабны и выразительны как в этот период.

Библиография
1.
Делез Ж. Складка. Лейбниц и барокко [Текст]. Логос, 1997. 7 c.
2.
Видаль М. К. Смерть политики и секса в шоу восьмидесятых // Новая литературная история. Шарлоттсвилл, 1993. Т. 24. № 1. С. 171-194.
3.
Фуко М. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996. 448 с.
4.
Шуази О. История архитектуры. М.: Изд. Всесоюзной академии архитектуры, 1935. С. 20-21.
5.
Швечиков А. Н. Мир сакрального в Древнем Египте // Вестник ТГУ. 2009. Вып. 2 (70). С. 68-74.
6.
Потокина Т. М. Понятие цвета и его роль в архитектуре // Вестник Волгоградского университета. Серия 7. Философия, социология и социальные технологии. 2009. №1 (9). С. 77-79.
7.
Власов В. Г. Античное искусство // Архитектурные и художественные стили и направления. 2012. С. 1-5.
8.
Шилов Е. Учение Фомы Аквинского о душе: старые проблемы, новые решения. Предпосылки «томистского синтеза» // Вестник ПСТГУ. Вып. 6 (44). 2012. С. 81-102.
9.
Паскаль Б. Мысли // Де Ларошфуко Фрасуа. Максимы. Блез Паскаль. Мысли. Де Лабрюйер Жан. Характеры. М., 1974. С. 12–126.
10.
Дмитриева С. Л. Ренессансно-классицистические тенденции в архитектуре Италии эпохи барокко // Культурная жизнь Юга России. 2011. №4 (42). С. 5-7.
11.
Бородина С., Булгакова А. Эксперимент с нормой: стиль модерн в архитектуре и прикладном искусстве // Мир искусств. 2014. №3 (07). С. 116-125.
12.
Романюк М. Е., Истамгулова Д. М. Анализ архитектурных образов Антонио Гауди / Челябинский гос. ун-т. Челябинск. - https://infourok.ru/statya-analiz-arhitekturnih-obrazov-antonio-gaudi-1198606
13.
Интервью с Захой Хадид [Видеозапись] - https://vk.com/videos466945889?z=video-4573647_456239024%2Fpl_466945889_-2.
References (transliterated)
1.
Delez Zh. Skladka. Leibnits i barokko [Tekst]. Logos, 1997. 7 c.
2.
Vidal' M. K. Smert' politiki i seksa v shou vos'midesyatykh // Novaya literaturnaya istoriya. Sharlottsvill, 1993. T. 24. № 1. S. 171-194.
3.
Fuko M. Volya k istine: Po tu storonu znaniya, vlasti i seksual'nosti. M., 1996. 448 s.
4.
Shuazi O. Istoriya arkhitektury. M.: Izd. Vsesoyuznoi akademii arkhitektury, 1935. S. 20-21.
5.
Shvechikov A. N. Mir sakral'nogo v Drevnem Egipte // Vestnik TGU. 2009. Vyp. 2 (70). S. 68-74.
6.
Potokina T. M. Ponyatie tsveta i ego rol' v arkhitekture // Vestnik Volgogradskogo universiteta. Seriya 7. Filosofiya, sotsiologiya i sotsial'nye tekhnologii. 2009. №1 (9). S. 77-79.
7.
Vlasov V. G. Antichnoe iskusstvo // Arkhitekturnye i khudozhestvennye stili i napravleniya. 2012. S. 1-5.
8.
Shilov E. Uchenie Fomy Akvinskogo o dushe: starye problemy, novye resheniya. Predposylki «tomistskogo sinteza» // Vestnik PSTGU. Vyp. 6 (44). 2012. S. 81-102.
9.
Paskal' B. Mysli // De Laroshfuko Frasua. Maksimy. Blez Paskal'. Mysli. De Labryuier Zhan. Kharaktery. M., 1974. S. 12–126.
10.
Dmitrieva S. L. Renessansno-klassitsisticheskie tendentsii v arkhitekture Italii epokhi barokko // Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii. 2011. №4 (42). S. 5-7.
11.
Borodina S., Bulgakova A. Eksperiment s normoi: stil' modern v arkhitekture i prikladnom iskusstve // Mir iskusstv. 2014. №3 (07). S. 116-125.
12.
Romanyuk M. E., Istamgulova D. M. Analiz arkhitekturnykh obrazov Antonio Gaudi / Chelyabinskii gos. un-t. Chelyabinsk. - https://infourok.ru/statya-analiz-arhitekturnih-obrazov-antonio-gaudi-1198606
13.
Interv'yu s Zakhoi Khadid [Videozapis'] - https://vk.com/videos466945889?z=video-4573647_456239024%2Fpl_466945889_-2.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"