по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Рецензирование за 24 часа – как это возможно? > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция и редакционный совет > Политика издания
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Архитектура и дизайн
Правильная ссылка на статью:

Реконструкция зрелищных и досугово-развлекательных учреждений: региональный аспект
Горелова Юлия Робертовна

кандидат исторических наук

учёный секретарь, Сибирский филиал, Федеральное государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение "Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева", доцент кафедры Архитектурно-конструктивного проектирования Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета

644077, Россия, Омская область, г. Омск, ул. Андрианова, 28, ауд. 204а

Gorelova Yuliya Robertovna

PhD in History

Academic Secretary, Siberian branch of the Russian Scientific Research Institute of Cultural and Natural Heritage named after D. S. Likhatchev, Associate Professor, Department of Architectural and Constructive Design, Siberian State Automobile and Highway University

644077, Russia, Omskaya oblast', g. Omsk, ul. Andrianova, 28, aud. 204a

GorelovaJ@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Гефнер Ольга Викторовна

кандидат исторических наук

доцент, кафедра Философии, истории, экономической теории и права, Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина

644050, Россия, Омская область, г. Омск, ул. Институтская Площадь, 1, каб. 235

Gefner Ol'ga Viktorovna

PhD in History

Senior Scientific Associate, Siberian Brach of the Russian Research Institute of Cultural and Natural Heritage named after D. S. Likhachev; Docent, the department of Philosophy, History, Economic Theory and Law, Omsk State Agrarian University named after P. A. Stolypin

644050, Russia, Omskaya oblast', g. Omsk, ul. Institutskaya Ploshchad', 1, kab. 235

gefner@rambler.ru
Другие публикации этого автора
 

 

Аннотация.

Объектом исследования являются здания, в которых размещаются зрелищные и досугово-развлекательные учреждения, такие как кинотеатры и театры. Предмет исследования - факты реконструкции, производимые в период первых десятилетий XXI в. Исследовательским приоритетом настоящей публикации является рассмотрение регионального (омского) опыта реконструкции зданий кинотеатров и ДК, построенных в советский период. Основное внимание предполагается сосредоточить при этом не на инженерно-технических особенностях производимых реконструкционных работ, а на изменении художественно-эстетических и образных характеристик реконструируемых объектов. Основными методами исследования явились метод изучения специальной научной литературы, других источников и метод натурного обследования архитектурных объектов. Методологической особенностью исследования является использование междисциплинарного подхода. Результаты исследования позволяют ознакомиться со спецификой деятельности по реконструкции зданий кинотеатров и досугово-развлекательных учреждений Омска, протекающей в первые десятилетия XXI в. Автор констатирует скудность архитектурно-образных решений реконструируемых объектов. Отмечается, что в результате реконструкции большинство объектов теряют свою индивидуальность, яркость образных решений, плохо согласуются с архитектурно-историческим и градостроительным контекстом.

Ключевые слова: реконструкция, региональный опыт, архитектурный образ, Омск, киноеатры, многофункциональные развлекательные центры, дизайн, внешний облик, архитектурный контекст, интерьеры

DOI:

10.7256/2585-7789.2018.1.26854

Дата направления в редакцию:

16-07-2018


Дата рецензирования:

14-07-2018


Дата публикации:

16-11-2018


Abstract.

The object of this study is the buildings designed for leisure and entertainment facilities such as cinemas and theatres. The subject of this study is the facts of reconstruction that took place in the first decades of the XXI century. The research priority lies in examining the regional (Omsk) reconstruction experience of the cinema buildings and cultural centers established during the Soviet time. However, the main attention is focused not on the engineering and technical characteristics, but rather the transformation of artistic-aesthetical and figurative characteristics of the reconstructed objects. The results of this work allow becoming familiarized with the specificity of reconstruction of the cinemas and leisure entertainment facilities that unfolded in Omsk during the first decades of the XXI century. The authors underline the meagerness of the architectural-figurative solutions of the reconstructed objects. It is noted that following the reconstruction, the majority of objects lose their individuality, vibrancy, and poorly integrate into the architectural-historical and urban development context.

Keywords:

cinemas, Omsk, architectural image, regional experience, reconstruction, multifunctional entertainment centers, design, appearance, architectural context, interiors

Начиная со второй половины 1990-х гг. одной из тенденций в развитии архитектурной среды Омска, как и других российских городов становится изменение функции общественных объектов. Эта общая закономерность касается многих типов зданий, но применительно к зданиям и сооружениям рекреационной направленности она чаще принимает форму не изменения функции, а реконструкции, связанной с обогащением функционала и обновлением архитектурно-художественного облика.

Архитектурные объекты, подобно живым организмам склонны устаревать. При этом моральное старение происходит зачастую быстрее физического. Это утверждение приобретает особую актуальность для архитектурных объектов, в которых размещаются зрелищные и досугово-развлекательные учреждения. Согласно Перечню основных функционально- типологических групп зданий и помещений общественного назначения, здания театров, дворцов культуры (ДК) и кинотеатров относятся к группе зрелищных и досугово-развлекательных учреждений. Специфика функционала определяет факт того, что данный вид сооружений быстрее других морально устаревает и нуждается не только в техническом обновлении (замена износившихся элементов конструкций и технических систем), но и в смене архитектурной формы, приведении архитектурного облика здания в соответствие с запросами современности.

Реконструкция зданий кинотеатров, построенных в советский период – явление для многих российских городов типичное, о чем могут свидетельствовать многочисленные публикации на эту тему как в прессе [1, 2, 3], так и в научных изданиях [4, 5, 6, 7, 8].

При этом специалисты справедливо отмечают, что реконструкция зданий кинотеатров, построенных в советский период является закономерным этапом в жизни зданий и имеет своей целью формирование локальных центров притяжения культурной активности жителей районных центров городов. В числе основных критериев оценки предлагаемых проектов реконструкции (и оценки реализованных проектов) специалисты отмечают такие параметры как функциональное содержание, качество архитектурной композиции, соответствие архитектурно-градостроительной среде в ее историко-культурном и архитектурно-художественном аспектах.

В соответствии со спецификой исследовательского интереса, в работах разных авторов находят отражение те или иные аспекты интересующей нас проблематики. Так, в статье М. Сидоровой, А.А. Овчинниковой, Н.А. Васильевой рассматриваются новые требования, предъявляемые к функционалу зданий кинотеатров. Технологическим аспектам проблемы посвящены работы И. Б. Аббасова, В. В. Орехова, А. И. Добрева. Статьи Т. А. Фадеевой, В. В. Иванова, И. В. Недосеко, С. А. Мохначева, П.А. Алексашиной посвящены такому аспекту как реконструкция с целью перепрофилирования.

А. Н. Белкин и М. А. Жеребина [9] в своей статье освещают различные аспекты реализации московской программы по реконструкции кинотеатров, построенных за полувековой период 1938-1988 гг. (всего в программу входит 39 кинотеатров), анализируя выдвигаемые проекты и давая критическую оценку архитектурным решениям. Следует согласиться с мнением авторов о том, что пространственную среду и внешний облик кинотеатров, построенных в 1970–1980-е гг. следует воспринимать в качестве объектов архитектурного наследия эпохи советского модернизма и, в связи с этим обстоятельством, к их реконструкции стоит подходить осознанно и бережно. Авторы отмечают тревожную тенденцию, наметившуюся в отечественном архитектурно-художественном процессе в отношении реконструкции зданий кинотеатров, построенных в советское время. Проекты их так называемой реконструкции практически полностью уничтожают их изначальные архитектурные образы, чаще всего не учитывают ни архитектурно-исторический, ни градостроительный контекст.

Схожие размышления мы встречаем и в публикациях других авторов. Так Е. В. Хорошавина и Л. И. Ившина отмечают, что «кинотеатры приспосабливают для новых нужд, перестраивают, сносят, хотя многие из них являются яркими образцами новаторской, экспериментальной архитектуры своего времени, но охранный статус получили единицы из них» [10].

Примеры реконструкции омских кинотеатров ярко подтверждают опасения, выраженные авторами.

Исследовательским приоритетом настоящей публикации является рассмотрение регионального (омского) опыта реконструкции зданий кинотеатров и ДК, построенных в советский период. Основное внимание предполагается сосредоточить при этом не на инженерно-технических особенностях производимых реконструкционных работ, а на изменении художественно-эстетических и образных характеристик реконструируемых объектов.

Вторая половина 1990-х и первые десятилетия 2000-х гг. – особая эпоха в культурной жизни страны, эпоха перестройки и ценностных ориентиров и, в том числе, резкого изменения эстетических идеалов и внешнего облика городов. Изменения ярко проявились и в облике зрелищных зданий и сооружений. Интересно, что также рьяно как советская эпоха спешила превратить культовые здания в культурно-просветительные (в Омске – пример здание Никольского собора), точно также с окончанием советской эпохи многие кинотеатры опять перевоплощаются в храмы (здание кинотеатра «Экран» в Омске вновь было передано Русской Православной церкви). Во многих кинотеатрах в лихие 1990-е были устроены рынки и ярмарки. Такая участь постигла кинотеатры «Мир», «Октябрь», «Им. 22 декабря 1918», «Пионер» и др. Большинство зданий к настоящему времени полностью утрачено. Кинотеатру «Сатурн» повезло больше. В нем открылся омский Дом кино. Никакой внешней реконструкции при этом не было. Кинотеатр находился на первом этаже пятиэтажного жилого дома, обладал скромными по современным меркам площадями и не представлял никакой коммерческой ценности. Соответственно вкладываться в масштабную реконструкцию желающих не нашлось.

Практически не изменился облик и кинотеатра им. В. В. Маяковского, долгое время считавшегося главным кинотеатром Омска. Здание двухзального кинотеатра было построено в 1957 г. по типовому проекту. Образцом для омского кинотеатра послужил реализованный в 1949 г. проект кинотеатра «Ударник» в Сталинграде (архитектор С. И. Якшин). Стройное по пропорциям и силуэтам, с крупной лоджией входного портика, оно удачно фиксировало начало двух крупных магистралей города – улицы Красный путь и Орджоникидзе. В целом по стране по данному проекту было построено много зданий, при этом омская реализация признается одной из лучших._1.__

Илл. 1. Кинотеатр им. В. В. Маяковского (г. Омск, ул. Красный путь, 4). Источник: https://nims55.livejournal.com/89287.html

В 1975 г. один из залов оснастили стерео, и начали показывать стереофильмы. В 1999 г. установили систему звука вокруг «dolby digital». Вскоре к основному объему были пристроены два небольших павильона. В одном из них разместились кассы, другой – постоянно меняет своих владельцев. В последнее время в нем размещаются различные операторы сотовой связи. На сегодняшний день кинотеатр имеет два больших зала (277 и 215 мест) и два малых зала (35 и 46 мест).

Вопрос о более серьезных перестройках возникал неоднократно. Начиная с 2000 г. на обсуждение омской архитектурной общественности и государственных чиновников выносятся проекты реконструкции здания кинотеатра и прилегающей территории. Проект, предложенный в 2000 г. предполагал строительство в сквере им. В. Куйбышева (за современным зданием кинотеатра) четырехзального мультиплекса. Однако против строительства выступили омские краеведы, архитекторы, митрополит Омский и Тарский Феодосий, по обоснованному мнению которых, на месте будущего строительства располагалось кладбище Омской крепости XVIII - XIX веков.

Авторами проектов реконструкции выступали такие омские архитектурные организации как ООО «АРХБЮРО 91» (директор А. Л. Косолапов), ООО «Ама» (директор В. С. Мальцев) и ООО «АРТЭС» (директор А. А. Оботуров).

Согласно проекту реконструкции кинотеатра предложенного в 2014 г. предполагалась организация входов в кинотеатр с четырех сторон. С задней стороны кинотеатра предлагалось построить подземную парковку на 80 машин с внутренним входом в кинотеатр. Количество залов, согласно данному проекту, должно было возрасти до восьми. Общая площадь объекта должна была увеличится в 2,5 раза. К основному объему планировалось пристройка двух симметричных боковых объемов. Верхняя часть здания также расширялась. Предполагалось устройство кафе с выходами на террасы, устройство атриумных пространств. На первом этаже должен был разместиться фуд-корт, на третьем – детские игровые площадки.

_2___2014_

Илл. 2. Проект реконструкции кинотеатра им. В. В. Маяковского (проектная организация ООО «АРТЕС»). Источник: https://www.skyscrapercity.com/showthread.php?p=110627540

Такая серьезная перестройка здания вносила дисгармонию в изначальный проект в духе сталинского ампира. Образ здания терял свое единство и гармонию и, напротив, приобретал черты постмодернистской эклектики и китча.

В последующих проектных решениях, представленных компанией «АРТЭС» были предложены варианты, предполагающие меньшие изменения основных объемов. Большее внимание уделялось благоустройству. Как мы видим в данном проектном варианте пристройка касается только уровня первого этажа главного фасада. Изменения не столь значительны, хотя гармония образа здания все-таки нарушается. Основное внимание уделяется оформлению пространства перед кинотеатром, в частности устройство площади со скульптурами и детской площадкой.

_3_

Илл. 3. Проект реконструкции кинотеатра им. В.В. Маяковского (проектная организация ООО «АРТЕС»). Источник: https://m.ngs55.ru/news/more/50315281/

Реконструкцию запретили из-за отсутствия пожарного проезда и нехватки земли возле кинотеатра. Вопрос о красных линиях сыграл решающую роль при отказе в реконструкции в обеих случаях. Дело серьезным образом осложняется тем, что здание кинотеатра слишком близко располагается к одной из самых оживленных автомобильных развязок города.

Еще более интересна судьба реконструкции двух кинотеатров-«близнецов», выполненных по одинаковым типовым проектам в духе советского модернизма. Речь идет о кинотеатрах «Космос» и «Родина».

_4.__01

Илл. 4. Кинотеатр Космос (г. Омск, пр-т Космический, 17а). Фото 1970-х гг. Источник: https://3stolica.livejournal.com/tag/история

_5_

Илл. 5. Кинотеатр «Родина" (г. Омск, пр-т Карла Маркса, 67а). Источник: https://ok.ru/omskavaria/topic/67537862749100

Капитальный ремонт и реконструкция кинотеатра «Космос» были завершены к 2005 г. Наибольшее внимание при реконструкции было уделено техническим аспектам. Серьезного изменения архитектурно-конструктивных характеристик основных объемов здания не происходило. Модернистский фасад был просто облицован цветной темно-серой плиткой, от чего, на наш взгляд, только проиграл. Цветная плитка, выбранная для облицовки стен, не позволила сохранить и намека на первоначальный архитектурный образ объекта, хотя серьезной перестройки с изменением объемов не производилось. Чтобы как-то разбавить унылый облик здания, в 2011 г. у кинотеатра «Космос» установили вторую ступень и головной обтекатель ракеты-носителя «Космос-3М». Ракета действительно привлекает внимание, хотя не добавляет композиции гармонии. В настоящее время кинотеатр имеет один (правда самый вместительный в городе кинозал 384 места). Однако в планах городских властей на этом не останавливаться. Планируется объединить объем кинотеатра с торговым комплексом «Октябрьский», увеличить число зрительных залов до четырех. Чем закончится этот этап реконструкции судить пока сложно.

_6_

Илл. 6. Кинотеатр «Космос». Фото 2018 г. Источник: http://votezde.org/d-12335-kosmos-1.html

Судьба реконструкции здания бывшего кинотеатра «Родина» - пример более радикального изменения облика и образа здания. После масштабной реконструкции 2004 – 2005 гг. бывший кинотеатр «Родина» превращается в мультиплекс «Галактика». Развлекательный центр объединил четыре кинозала: на 242, 164, 149 и 146 мест. В залах было установлено новое акустическое оборудование Martin Audiо, колонки стандарта Dolby Surround. На трех этажах «Галактики» разместились рестораны, кофейни, кафе, зал игровых автоматов и детская комната. Реализация проекта обошлась его инвестору, омской компании «Детский культурно-досуговый центр», в 80 млн. руб.

В результате, как явствует из ниже предложенного изображения, от изначального архитектурного образа объекта не осталось ровным счетом ничего. Причем эволюция облика наблюдается все в ту же сторону постмодернистского китча, когда главным достоинством признаются не ясность и простота форм, а яркость и блеск материалов.

_7.__

Илл. 7. Киноцентр «Галактика». Фото 2018 г. Источник: https://www.rutraveller.ru/place/128835/photos

Те же тенденции, по сути, реализованы и при реконструкции кинотеатра «Первомайский». Долгое время стоял «без хозяина» кинотеатр «Первомайский», построенный также в духе советского модернизма в 1988 г.

_8.__2012

Илл. 8. Кинотеатр "Первомайский" (г. Омск, ул. Заозерная, 15). Фото 2012 г. Источник: http://sib2.ru/category/4/3505

Практически с начала 2000-х гг. здание практически не эксплуатировалось. К моменту, когда его все-таки решили начать реконструировать (2013 г.), специалисты оценили уровень общего износа – 90 %. Мэрией Омска был заключен договор концессии с компанией «Вентсервис», по условиям которого компания должна была реконструировать здание кинотеатра «Первомайский». Площадь объекта превысила 1,5 тыс. кв. м. В строительство компания вложила 600 млн рублей: после реконструкции площадь здания увеличилась в восемь раз, в кинотеатре сделали шесть кинозалов и три универсальных зала. В цоколе кинотеатра планировалось открыть фитнес-центр, а на первом этаже зоны под рестораны и консешн-бар. На втором этаже предполагалось устройство батутного парка с игровыми автоматами и настольным теннисом.

Ситуация с архитектурным обликом фасада еще раз подтверждает тенденции, реализованные в рамках других выше упомянутых объектов – использование плитки ярких расцветок и фасады из стекла и алюминия. Случай с реконструкцией кинотеатра «Первомайский» в омской прессе расценивается не иначе как скандальный. И связано это с тем, что кинотеатр начал работу (кинопоказы), хотя официально не был введен в эксплуатацию. В апреле 2018 г. в Советском районном суде г. Омска рассматривался иск о приостановлении деятельности кинотеатра «Первомайский» до тех пор, пока здание не будет официально введено в эксплуатацию. К настоящему моменту деятельность кинопроката в кинотеатре так и не возобновлена.

_9_

Илл. 9. Кинотеатр «Первомайский" (г. Омск, ул. Заозерная, 15). Фото 2018 г. Источник: http://55.rodina.news/omske-zapustili-testovom-rezhime-obnovlyonnyi-kinoteatr-18012914590732.htm

Менее всего повезло кинотеатру «Сатурн». Он также, как и «Родина», и «Космос» был построен по типовому проекту, однако его реконструкция находится пока еще только в процессе планов и проектов. Здание кинотеатра также выдержано в духе модернизма (построено в 1969 г.). К настоящему времени серьезно пострадало.

_10__jpg

Илл. 10. Кинотеатр «Сатурн" (г. Омск. ул. 24-я Севреная, д. 210, корп. 1). Источник: http://wikimapia.org/2577084/ru/Закрытый-кинотеатр-«Сатурн»#/photo/1686832

Попытки начать реконструкционные работы предпринимались омскими чиновниками еще с 2006 г. Ситуацию осложняет тот факт, что в поселке «Амурский» (достаточно отдаленном от центра города) больше кинотеатров нет. На сегодняшний день идет активный поиск инвесторов. Параллельно разрабатываются проекты реконструкционных работ. Согласно проекту, получившему одобрение в омском департаменте имущественных отношений, На первом основной части здания предполагается размещение касс, холла, гардероба, кофейни и кинозала на 60 человек. На первом этаже разместится и переход в новую пристройку. На втором этаже планируется четыре кинозала, два из которых будут оборудованы местами для маломобильных групп населения. На первом этаже пристраиваемого здания расположатся универсальный спортивный зал площадью 18 х 30 метров, вестибюль с зоной буфета, детская игровая комната. На втором этаже планируется разместить служебные помещения, спортивный зал. Представители мэрии намерены предоставить инвестору готовый проект.

_11__

Илл. 11. Проект реконструкции кинотеатра «Сатурн» в г. Омске. Источник: https://www.om1.ru/realty/news/142504/

В рамках данной публикации хочется упомянуть еще два объекта, подвергшихся в последнее время реконструкции, и продемонстрировавших в той или иной мере все те же тенденции к оформлению фасадов – применение яркой плитки и конструкций из стекла и алюминия. Это ДК «Рубин» и ДК «Моложежный».

Театр куклы, актера и маски «Арлекин» открылся в здании бывшего ДК «Молодежный» в начале 2006 года. Театр стал одним из самых необычных в России. Руководителем проекта по реконструкции бывшего ДК «Молодежный» для размещения в нем театра кукол «Арлекин» стал В. А. Проскурнин. По замыслу разработчиков проекта, здание должно быть узнаваемо в плане индивидуального и одновременно абстрактного образа, давая каждому человеку возможность интерпретировать его по-своему [11]. Удачным можно назвать решения интерьеров здания. Комфортабельные вестибюли, зрительный зал, оснащенный современным оборудованием, буфет стильно декорированы. Интерьер обогащен зеленью, аквариумами с рыбками. Помимо отреставрированного основного фойе, в ходе реконструкции было пристроено еще одно, просторное, с высоким потолком и балкончиком.

_12_

Илл. 12. Театр кукол «Арлекин» (г. Омск. пр. К. Маркса, 41а). Фото 2018 г. Источник: https://afisha-omsk.ru/events/arlekin/?past=true&offset=12

Омичи оценили новое здание театра неоднозначно. По мнению некоторых, «Затейливые формы раскрашенных в яркие цвета фасадов представляют собой шутливый сплав элементов модернизма и классики и привлекают к себе внимание» [12]. Высказывалось мнение о том, что архитектурное решение театра: асимметричное здание с нестандартными разноуровневыми окнами и причудливыми дверями. Не ограниченное рамками какого бы то ни было стиля, сооружение играет с формами» [13] призвано подтолкнуть к творческому полету фантазию горожан.

Однако, мы более склонны согласиться с мнением омского скульптора В. П. Касьянова, отметившего, что «в результате проделанной работы получилось здание, отличающееся от предыдущего, но оно лишено художественного образа. Внешне оно, скорее, похоже на магазин по продаже дешевой бижутерии, но не на театр кукол. Характер шрифтового блока «Арлекин» с угловатыми прямыми линиями больше подходит к слову «Кристалл». Глядя на стеклянное нагромождение, отдающее холодным блеском, вспоминаешь милые, теплые рельефы на здании старого театра, обращенные к подрастающим поколениям омичей» [14].

В 2016 г. после реконструкции открылся ДК «Рубин». Само открытие, конечно факт бесспорно позитивный, тем более что ДК находится в микрорайоне значительно удаленном от центра города. Появление культурно-досугового учреждения с двумя кинозалами на 400 и 700 мест, действуют кафе, просторными фойе в современном стиле расценивается жителями микрорайона весьма и весьма положительно. Но вот внешний облик здания, оценивается также весьма неоднозначно.

_13.___1

Илл. 13. ДК «Рубин». (г. Омск, ул. 2-я Военная, 2). Фото 2018 г. Источник: https://typicalpolina.blogspot.com/2017/02/omsk-on-the-roofs-summer-2016.html?m=0

В заключении хотелось бы еще раз с сожалением отметить, что практика реконструкции зданий и сооружений зрелищной и культурно-досуговой направленности констатирует скудность их архитектурно-образных решений. Приоритет отдается облицовочной плитке ярких (порой кричащих) цветов и конструкциям из стекла и алюминия. В результате объекты теряют свою индивидуальность, яркость образных решений, плохо согласуются с архитектурно-историческим и градостроительным контекстом, и скорее напоминают торгово-ярморочные павильоны. В данном случае это не упрек архитекторам и дизайнерам. Нужно отдавать себе отчет в том, что в списке причин, определяющих облик объекта, большое значение играют и финансовые факторы, мнение инвесторов, стремящихся к всяческому удешевлению проектов. В связи с выше обозначенным вопрос о причинах данного явления на современном этапе остается открытым и требует дальнейшего исследования.

Библиография
1.
Реконструкция кинотеатра «Спартак» в Симферополе. Электронный ресурс. Режим доступа: свободный: https://crimeapress.info/v-simferopole-novaya-arhitekturnaya-moda-uvelichenie-etazhnosti-staryih-zdaniy-v-tsentre/#hcq=X7fOiXq
2.
Реконструкция кинотеатра «Аврора». Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.stroygaz.ru/news/item/stolichnye-vlasti-soglasovali-proekt-rekonstruktsii-kinoteatra-avrora
3.
Реконструкция кинотеатра «Орбита» в Москве. Электронный ресурс. Режим доступа: https://stroi.mos.ru/construction/2241
4.
Сидорова М., Овчинникова А. А., Васильева Н. А. Комплексная реконструкция зрелищных зданий // Новые идеи нового века. Материалы Международной научной конференции / Тихоокеанский гос. ун-т. – Хабаровск, 2009. – Т. 1. – С. 605-608.
5.
Аббасов И. Б., Орехов В. В. Концептуальная реконструкция кинотеатра в среде трехмерного моделирования 3 DS MAX // Системнi технологii. – 2006. - № 2 (43). – С. 3-7.
6.
Добрев А. И. Медиатехнологии в реконструкции зданий кинотеатров в Москве // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Тезисы докладов международной научно-практической конференции, профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов / Московский архитектурный институт (г. Москва, 03-07 апреля 2017 г.). – М., 2017. – С. 398-399.
7.
Фадеева Т. А., Иванов В. В., Недосеко И. В. Реконструкция кинотеатра «Космос» под батутный центр «FLY PENGUIN» в г. Мелеуз // Проблемы строительного комплекса России. Материалы XXI Международной научно-технической конференции. Уфимский госудасртвенный нефтяной технический университет (г. Уфа, 28 февраля – 02 марта 2017 г.). – Уфа, 2017. – С. 9-12.
8.
Мохначев С. А., Алексашина П. А. Проект реконструкции кинотеатра «Аврора» (г. Ижевск) и организации на его базе современного двухзального комплекса. Экономическая экспертиза и экспертное заключение. Отчет НИР. Региональный научно-технологический парк «Удмуртия». – Ижевск, 1999. – 12 с.
9.
Белкин А. Н., Жеребина М. А. Реконструкция кинотеатров Москвы // Промышленное и гражданское строительство. – 2016. - № 4. – С. 33-38.
10.
Хорошавина Е. В., Ившина Л. И. Методика преобразования зданий кинотеатров, построенных во второй половине XX в. // Молодые ученые – ускорению научно-технического прогресса в XXI в. Сборник материалов IV Всероссийской научно-технической конференции аспирантов, магистрантов и молодых ученых с международным участием (г. Ижевск 20-21 апреля 2016 г.). – Ижевск, 2016. – С. 854-857.
11.
Незлобин Д. А От проектов до объектов. Общественные объекты: от эклектики до авангарда // Архитектура и строительство Омской области. – 2007. - № 1-2. Электронный ресурс. Режим доступа: http://stroy.infomsk.ru/
12.
Черноок С. В., Лебедева Н. И. Архитектура и строительный комплекс // Энциклопедия города Омска: в 3-х т. / Под ред. Г. А. Павлова, Л. В. Новоселовой, С. Г. Сизова. – Т. 1. Омск: от прошлого к настоящему (1716-2008 гг.). – Омск: Издательский дом «Лео», 2009. - С. 639.
13.
Кочеткова С. Игра без границ // Элитная недвижимость. – 2005. - № 9. Электронный ресурс. Режим доступа: http://stroy.infomsk.ru/
14.
Касьянов В. П. Проблема взаимодействия архитектуры и скульптуры в процессе благоустройства Омска // Проблемы культуры городов России: от традиции к модернизации. Материалы Всеросс. науч. конгресса, посвященного 290-летию г. Омска. – Омск, 2006. – С. 157.
References (transliterated)
1.
Rekonstruktsiya kinoteatra «Spartak» v Simferopole. Elektronnyi resurs. Rezhim dostupa: svobodnyi: https://crimeapress.info/v-simferopole-novaya-arhitekturnaya-moda-uvelichenie-etazhnosti-staryih-zdaniy-v-tsentre/#hcq=X7fOiXq
2.
Rekonstruktsiya kinoteatra «Avrora». Elektronnyi resurs. Rezhim dostupa: https://www.stroygaz.ru/news/item/stolichnye-vlasti-soglasovali-proekt-rekonstruktsii-kinoteatra-avrora
3.
Rekonstruktsiya kinoteatra «Orbita» v Moskve. Elektronnyi resurs. Rezhim dostupa: https://stroi.mos.ru/construction/2241
4.
Sidorova M., Ovchinnikova A. A., Vasil'eva N. A. Kompleksnaya rekonstruktsiya zrelishchnykh zdanii // Novye idei novogo veka. Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii / Tikhookeanskii gos. un-t. – Khabarovsk, 2009. – T. 1. – S. 605-608.
5.
Abbasov I. B., Orekhov V. V. Kontseptual'naya rekonstruktsiya kinoteatra v srede trekhmernogo modelirovaniya 3 DS MAX // Sistemni tekhnologii. – 2006. - № 2 (43). – S. 3-7.
6.
Dobrev A. I. Mediatekhnologii v rekonstruktsii zdanii kinoteatrov v Moskve // Nauka, obrazovanie i eksperimental'noe proektirovanie. Tezisy dokladov mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, professorsko-prepodavatel'skogo sostava, molodykh uchenykh i studentov / Moskovskii arkhitekturnyi institut (g. Moskva, 03-07 aprelya 2017 g.). – M., 2017. – S. 398-399.
7.
Fadeeva T. A., Ivanov V. V., Nedoseko I. V. Rekonstruktsiya kinoteatra «Kosmos» pod batutnyi tsentr «FLY PENGUIN» v g. Meleuz // Problemy stroitel'nogo kompleksa Rossii. Materialy XXI Mezhdunarodnoi nauchno-tekhnicheskoi konferentsii. Ufimskii gosudasrtvennyi neftyanoi tekhnicheskii universitet (g. Ufa, 28 fevralya – 02 marta 2017 g.). – Ufa, 2017. – S. 9-12.
8.
Mokhnachev S. A., Aleksashina P. A. Proekt rekonstruktsii kinoteatra «Avrora» (g. Izhevsk) i organizatsii na ego baze sovremennogo dvukhzal'nogo kompleksa. Ekonomicheskaya ekspertiza i ekspertnoe zaklyuchenie. Otchet NIR. Regional'nyi nauchno-tekhnologicheskii park «Udmurtiya». – Izhevsk, 1999. – 12 s.
9.
Belkin A. N., Zherebina M. A. Rekonstruktsiya kinoteatrov Moskvy // Promyshlennoe i grazhdanskoe stroitel'stvo. – 2016. - № 4. – S. 33-38.
10.
Khoroshavina E. V., Ivshina L. I. Metodika preobrazovaniya zdanii kinoteatrov, postroennykh vo vtoroi polovine XX v. // Molodye uchenye – uskoreniyu nauchno-tekhnicheskogo progressa v XXI v. Sbornik materialov IV Vserossiiskoi nauchno-tekhnicheskoi konferentsii aspirantov, magistrantov i molodykh uchenykh s mezhdunarodnym uchastiem (g. Izhevsk 20-21 aprelya 2016 g.). – Izhevsk, 2016. – S. 854-857.
11.
Nezlobin D. A Ot proektov do ob''ektov. Obshchestvennye ob''ekty: ot eklektiki do avangarda // Arkhitektura i stroitel'stvo Omskoi oblasti. – 2007. - № 1-2. Elektronnyi resurs. Rezhim dostupa: http://stroy.infomsk.ru/
12.
Chernook S. V., Lebedeva N. I. Arkhitektura i stroitel'nyi kompleks // Entsiklopediya goroda Omska: v 3-kh t. / Pod red. G. A. Pavlova, L. V. Novoselovoi, S. G. Sizova. – T. 1. Omsk: ot proshlogo k nastoyashchemu (1716-2008 gg.). – Omsk: Izdatel'skii dom «Leo», 2009. - S. 639.
13.
Kochetkova S. Igra bez granits // Elitnaya nedvizhimost'. – 2005. - № 9. Elektronnyi resurs. Rezhim dostupa: http://stroy.infomsk.ru/
14.
Kas'yanov V. P. Problema vzaimodeistviya arkhitektury i skul'ptury v protsesse blagoustroistva Omska // Problemy kul'tury gorodov Rossii: ot traditsii k modernizatsii. Materialy Vseross. nauch. kongressa, posvyashchennogo 290-letiyu g. Omska. – Omsk, 2006. – S. 157.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"