NB: Административное право и практика администрирования - рубрика Государственная и муниципальная служба и проблемы противодействия коррупции
по
NB: Административное право и практика администрирования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "NB: Административное право и практика администрирования" > Рубрика "Государственная и муниципальная служба и проблемы противодействия коррупции"
Государственная и муниципальная служба и проблемы противодействия коррупции
Роньжина О.В. - Порядок уведомления депутатом представительного органа муниципального образования о конфликте интересов c. 21-28

DOI:
10.7256/2306-9945.2018.3.27376

Аннотация: При реализации нового законодательного института конфликта интересов в деятельности депутата представительного органа муниципального образования возникли проблемы, связанные с отсутствием в российской правовой системе формальной определенности в процедуре выполнения депутатом обязанности уведомления о возникновении у него личной заинтересованности, которая может повлиять на осуществление им полномочий. Особенности статуса депутата, специфика выполняемой правотворческой деятельности обуславливают возникновение отличий института урегулирования конфликта интересов депутата представительного органа, в том числе в части процедуры, от подобного института на государственной (муниципальной) службе. Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие порядок выполнения депутатами представительного органа муниципального образования обязанности по уведомлению о возникшем конфликте интересов. Акцент сделан на анализ возникающих возможных вариантов процедур уведомления, предопределяемых дифференциацией депутатской деятельности. Исследованию подвергаются факторы, подлежащие учету при определении субъекта уведомления и разрешения конфликта интересов депутата. Использован диалектический метод познания, а также системно-структурный, формально-логический и другие методы научного познания. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что отсутствие на федеральном уровне правового регулирования общих положений порядка уведомления депутатом представительного органа муниципального образования о возникновении у него личной заинтересованности снижает результативность деятельности по противодействию коррупции, а также создает правовые риски политического внеправового воздействия на депутата, осуществляющего представительство интересов своих избирателей. Поэтому предлагается уполномочить регионального законодателя определить основные принципы, в соответствии с которыми должен быть в муниципальных правовых актах установлен порядок уведомления о конфликте интересов депутатом представительного органа муниципального образования.
Полукаров А.В. - К вопросу о совершенствовании административно-правовых мер противодействия коррупции в социальной сфере c. 22-34

DOI:
10.7256/2306-9945.2016.4.18950

Аннотация: Предметом статьи является правовое регулирование совершенствования противодействия коррупции в социальной сфере. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в настоящее время особую тревогу вызывает коррупция именно в социальной сфере, т.к. здесь она посягает на общественные отношения, охраняющие основы социальной сферы общества. В частности данные отношения касаются защиты граждан, в том числе попавших в трудную жизненную ситуацию, детей, инвалидов, кроме того данные отношения касаются охраны здоровья. Автором обосновывается необходимость усиливать всеми административно-правовыми мерами противодействие коррупции в обеспечении исполнения национального плана противодействия коррупции. Предлагается развивать мониторинг реализации законодательства о противодействии коррупции, что будет способствовать более эффективному противодействию коррупции в указанной области и усилит превентивную функцию административного права. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что в настоящее время для обеспечения правопорядка в социальной сфере необходимо совершенствовать формы и методы информационного обеспечения противодействия коррупции в социальной сфере, контроль за имущественным состоянием работников социальной сферы. Основным вкладом, который сделан автором в настоящей статье это необходимость развития правового регулирования противодействия коррупции. Новизна статьи заключается в разработке предложений по развитию форм и методов противодействия коррупции в социальной сфере.
Полукаров А.В. - Модели коррупционных правонарушений в административно-правовом регулировании социальной сферы c. 24-31

DOI:
10.7256/2306-9945.2018.4.18773

Аннотация: В статье отмечается, что особую тревогу вызывает коррупция именно в социальной сфере, т.к. здесь она посягает на общественные отношения, охраняющие основы социальной сферы общества, в частности на защиту граждан, в том числе попавших в трудную жизненную ситуацию, детей, инвалидов, охрану здоровья. Автором обосновывается необходимость усиливать всеми правовыми мерами противодействие коррупции в реализации национального план противодействия коррупции. Предлагается во все коррупционные составы правонарушений и преступлений должен быть включен дополнительный квалифицирующий признак: «То же деяние, совершенное в социальной сфере», что будет способствовать более эффективному противодействию коррупции в указанной области и усилит превентивную функцию законов. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что в настоящее время для обеспечения правопорядка в социальной сфере необходимо определить модели составов коррупционных правонарушений в социальной сфере. Основным вкладом, который сделан авторами в настоящей статье это необходимость развития правового регулирования противодействия коррупции. Новизна статьи заключается в разработке предложений по развитию форм и методов регулирования противодействия коррупции в социальной сфере, а также создание правовых и организационных гарантий законности в социальной сфере.
Дамм И.А. - Коррупционное репетиторство и его предупреждение c. 24-32

DOI:
10.7256/2306-9945.2018.1.26070

Аннотация: Ряд сложившихся в сфере образования традиций воспринимается участниками образовательных отношений как норма, вместе с тем некоторые из них имеют коррупционную природу. Предлагаемая статья посвящена исследованию особенностей коррупционного репетиторства, а также основных направлений его предупреждения. На основе анализа законодательства автором проводится разграничение правомерного и противоправного репетиторства. Особое внимание уделено рассмотрению характерных черт коррупционного репетиторства, его отграничению от иных противоправных деяний. Приведены случаи привлечения к уголовной ответственности за осуществление коррупционного репетиторства в наиболее опасных формах его проявления. Автор использовал диалектический метод познания, а также системно-структурный, формально-логический и другие методы научного познания. Проведенное исследование позволило автору сформулировать определение коррупционного репетиторства, выделить его характерные черты, основные формы и виды. Изучение законодательства, а также локальных нормативных актов образовательных организаций различного типа свидетельствует, что работа по предупреждению проявлений коррупционного репетиторства ведется, вместе с тем, пока системного характера не имеет.
Кабанов П.А. - Антикоррупционное просвещение в субъектах Российской Федерации: опыт правового регулирования организации и перспективы развития c. 35-55

DOI:
10.7256/2306-9945.2016.4.19728

Аннотация: Предметом проведенного исследования выступает антикоррупционное просвещение как инструмент противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации. Целью исследования является оценка состояния антикоррупционного просвещения в субъектах Российской Федерации и выработка предложений (рекомендаций) по совершенствованию применения этого инструмента в антикоррупционной деятельности региональных органов государственной власти. Основные задачи исследования: а) анализ регионального антикоррупционного законодательства и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации и осуществления антикоррупционного просвещения; б) оценка региональных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации и осуществления антикоррупционного просвещения; в) выработка предложений по совершенствованию правового регулирования вопросов организации и осуществления антикоррупционного просвещения и практики его осуществления. Методологической основой проведенного исследования является диалектический материализм и основанные на нем общенаучные методы анализа, синтеза, группировки, сравнения и другие, используемые в современных юридических науках. Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что в нем впервые в российской юридической науке рассмотрены вопросы правового регулирования антикоррупционного просвещения как инструмента противодействия коррупции на региональном уровне. Выявлены недостатки его правового регулирования и организации деятельности по антикоррупционному просвещению и предложены меры по дальнейшему развитию института антикоррупционного просвещения.
Кабанов П.А. - Правовое регулирование деятельности экспертного совета при Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции c. 37-48

DOI:
10.7256/2306-9945.2014.5.12681

Аннотация: Предметом проведенного исследования является оценка правового регулирования деятельности специализированного федерального антикоррупционного органа - экспертного совета при Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции. В качестве основных задач исследования выступили: а) оценка правового регулирования деятельности специализированного федерального антикоррупционного органа - экспертного совета при Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции; б) разработка рекомендаций по совершенствованию правового регулирования деятельности специализированного федерального антикоррупционного органа - экспертного совета при Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции. В качестве методологической основы исследования выступил универсальный диалектический метод познания социальных реальностей, а также отдельные общенаучные методы (анализ, синтез, сравнение и др.). Научная новизна заключается в том, что впервые на науке рассматривается правовое регулирование деятельности специального федерального антикоррупционного органа - экспертного совета при Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции и предлагаются правовые меры по его совершенствования. В частности, автором предлагается дополнить Положение об экспертном совете при Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции нормами об основаниях реорганизации и упразднения экспертного совета, вывода членов экспертного совета из его состава, о статусе привлекаемых внешних экспертов и юридическом статусе решений принимаемых этим федеральным антикоррупционным органом.
Кабанов П.А. - Антикоррупционная информированность: понятие, содержание, условия формирования c. 38-54

DOI:
10.7256/2306-9945.2016.2.18846

Аннотация: Цель проведенного исследования – сформировать общее представление об антикоррупционной информированности, её содержании, условиях формирования и выработке мер по её совершенствованию. Задачами проведенного исследования выступают: - анализ нормативных правовых актов различного уровня (федеральных, региональных, муниципальных, локальных), регулирующих вопросы формирования антикоррупционной информированности населения и отдельных социальных групп; - разработка научной (доктринальной) правовой дефиниции «анти-коррупционная информированность»; - раскрытие правовой сущности антикоррупционной информированности как вида антикоррупционной деятельности; - определить основные условия формирования антикоррупционной информированности; - вскрыть препятствия формирования антикоррупционной информированности; - предложить меры по обеспечению надлежащей антикоррупционной информированности. Методологической основой выполненного исследования является диалектический материализм и основанные на нем общенаучные методы познания: анализ, синтез, сравнение и другие, используемые в современной юридической науке. Научная новизна заключается в том, что впервые в юридической науке сформулирована правовая дефиниция "антикоррупционная информированность", определены её основные виды, определены основные условия её формирования, вскрыты основные препятствия её формироввания, а также предложены некоторые направления по обеспечению надлежащей антикоррупционной информированности в современном российском обществе.
Бахтина М.С. - К вопросу о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов при помощи математической модели c. 38-46

DOI:
10.7256/2306-9945.2020.2.33321

Аннотация: В статье рассматривается возможность проведения антикоррупционной экспертизы при помощи использования математической модели нечеткого моделирования. Обоснована характеристика коррупциогенности законов, для которой получена функциональная зависимость от видов и количества коррупциогенных факторов на основе нечеткого вывода. Прогностическая антикоррупционная оценка должна опираться на определенные критерии, которые в настоящий момент отсутствуют и замещаются профессиональными знаниями, опытом и навыками эксперта. При решении данной задачи заслуживает внимание методика экспертного исследования с использованием математических моделей нечетких множеств. Задачи, решаемые в юриспруденции, по физическому содержанию, специфике исходных данных, характеру информации, методам решений в полной мере соответствуют теории нечетких множеств.   Применение данной модели, в том числе, государственными и муниципальными органами исполнительной власти, позволило бы значительно уменьшить сроки проведения антикоррупционной экспертизы, снизить трудозатраты и вероятность ошибки эксперта, унифицировать результаты антикоррупционной экспертизы и классифицировать нормативные правовые акты в зависимости от определенной категории коррупционного риска для решения дальнейших задач. Отсутствие научных разработок в этом направлении является препятствием для внедрения современных информационных технологий в юридическую науку и практику. Этот метод позволяет активнее использовать современные достижения в смежных областях, в первую очередь, в компьютерных технологиях.
Полукаров А.В. - Формы коррупционных правонарушений на муниципальном уровне административно-правового регулирования социальной сферы c. 39-52

DOI:
10.7256/2306-9945.2016.5.19717

Аннотация: Предмет статьи посвящен рассмотрению проблемы реализации административно-правовых средств противодействия коррупции на муниципальном уровне управления социальной сферой. Обозначенная проблема обусловлена правовыми и организационными проблемами, которые имеют место в деле реализации законодательства о противодействия коррупции на муниципальном уровне регулирования социальных отношений. Актуальность данной проблеме добавляет тот факт, что вопросы противодействия коррупции особенно чувствительны именно в социальной сфере, поскольку от нее зависит качество и продолжительность жизни людей. Автором обосновывается необходимость повышать эффективность реализации административно-правовых средств противодействия коррупции в социальной сфере. На основе проведенного исследования в статье предлагаются усовершенствовать как механизмы противодействия коррупции в социальной сфере. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Важный вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что в настоящее время для обеспечения правопорядка в социальной сфере необходимо совершенствовать качество самых разнообразных административно-правовых средств противодействия коррупционным правонарушениям в социальной сфере. Основным вкладом, который сделан авторами в настоящей статье это необходимость повышение качества противодействия коррупции социальной сфере.
Бут С.С. - Административно-правовые средства противодействия коррупции в таможенных органах c. 40-50

DOI:
10.7256/2306-9945.2014.4.12221

Аннотация: В статье отмечается высокая актуальность проблем противодействия коррупционным правонарушениям. Особо подчёркивается общественная опасность коррупционных правонарушений в таможенных органах Российской Федерации. Даётся деликтологическая, социальная и правовая характеристика коррупции, используется легальная дефиниция. Рассматриваются актуальные вопросы и современные административно-правовые механизмы противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации. Анализируются административные правовые нормы антикоррупционного характера, обусловленные современными законодательными тенденциями. Автор делает вывод о недостаточности уголовно-правовых методов для эффективного противодействия коррупционным правонарушениям. Автор оценивает перспективы правоприменения административно-правовых норм в сфере противодействия коррупции в таможенных органах Российской Федерации. В ходе работы автором делается вывод о формировании системы административно-правовых норм в сфере противодействия коррупции. Произведён анализ некоторых федеральных законов и указов Президента Российской Федерации, содержащих нормы антикоррупционного характера. Предлагается развитие положений федерального антикоррупционного законодательства в ведомственных нормативных правовых актах.
Кабанов П.А. - Антикоррупционный мониторинг в муниципальном образовании: правовое регулирование, организация и проведение c. 44-53

DOI:
10.7256/2306-9945.2013.6.9016

Аннотация: в работе с использованием сравнительно-правового метода исследуются вопросы правового регулирования, организации и проведения (осуществления) антикоррупционного мониторинга в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации. В результате проведенного исследования выяснилось, что в большинстве муниципальных образований отсутствуют основы правового регулирования антикоррупционного мониторинга на муниципальном уровне в которых бы четко были описаны объекты, субъекты, методика, процедурные и иные вопросы его осуществления. Более того, даже в имеющихся муниципальных нормативных правовых актах по организации и осуществления муниципального антикоррупционного мониторинга отсутствуют единые наименование и структура итогового документа, составляемого по результатам проведенного уполномоченными на то органами местного самоуправления антикоррупционного мониторинга в муниципальном образовании. В результате чего автор приходит к выводу о том, что необходимо создание типового (модельного) муниципального нормативного правового акта, регулирующего вопросы организации и проведения антикоррупционного мониторинга в муниципальном образовании на основе которого можно было бы принимать муниципальные нормативные акты по данному направлению антикоррупционной деятельности.
Кабанов П.А. - Ежегодный отчет (доклад) о результатах противодействия коррупции в субъекте Российской Федерации как средство официального антикоррупционного информирования: понятие и содержание c. 44-63

DOI:
10.7256/2306-9945.2015.6.18409

Аннотация: Предметом исследования выступают ежегодные отчеты (доклады) о результатах противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации. Объектом исследования выступает содержание ежегодных итоговых отчетов (докладов) о результатах противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы их подготовки и обнародования. Цель исследования - определить правовое содержание ежегодных итоговых отчетов (докладов) о результатах противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации и дать им научную правовую дефиницию. Задачи исследования: - анализ нормативных правовых актов, регулирующих подготовку ежегодных итоговых отчетов (докладов) о результатах противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации; - выработка правовой дефиниции ежегодного итогового отчета (доклада) о результатах противодействия коррупции в субъекте Российской Федерации и смежных с ним дефиниций. Методологической основой проведенного исследования является диалектический материализм и основанные на нем общенаучные методы познания: анализ, синтез, сравнение и другие. Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что впервые в юридической науке проведен анализ содержания и правового регулирования подготовки и обнародования ежегодных итоговых отчетов (докладов) о результатах противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации, а также выработаны научные правовые категории: "ежегодный отчет (доклад) о результатах противодействия коррупции в субъекте Российской Федерации" и "официальное антикоррупционное информирование о результатах противодействия коррупции".
Иванова В.Г. - Антикоррупционный мониторинг как правовая категория регионального антикоррупционного законодательства: понятие, содержание и значение c. 48-76

DOI:
10.7256/2306-9945.2016.1.18677

Аннотация: Предметом проведенного нами исследования являются нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы организации и проведения антикоррупционного мониторинга. Целью проведенного исследования выступает - характеристика и анализ содержания антикоррупционного мониторинга как антикоррупционного инструмента. Задачи проведенного исследования: анализ максимального количества региональных нормативных правовых актов, связанных с описанием содержания антикоррупционного мониторинга; выявление в региональных актах схожих формулировок; выработка предложений по разработке правовой дефиниции антикоррупционного мониторинга как универсальной правовой категории. Методологической основой выполненного исследования является универсальный диалектический подход к исследованию социальных явлений и процессов и основанные на нем общенаучные методы - анализ, сравнение, широко применяемые в современной российской юридической науке. Научная новизна проведенного нами исследования заключается в том, что проведен анализ правового регулирования антикоррупционного мониторинга субъектов Российской Федерации, а определение институциональных субъектов, связанных с проведением антикоррупционного мониторинга является важной частью нашего исследования. Основными выводами проведенного исследования является характеристика и анализ правовых подходов формулировки «антикоррупционный мониторинг» в действующем антикоррупционном законодательстве субъектов Российской Федерации, который приводит к пониманию и описанию значения антикоррупционного мониторинга не только допустимы, но и целесообразны, поскольку данный вид деятельности рассматривается с различных позиций, используя различные цели, направления, признаки, формы и виды.
Лаврентьева О.О. - Контроль в системе государственной службы как средство противодействия коррупции c. 51-73

DOI:
10.7256/2306-9945.2014.4.12224

Аннотация: Известно, что коррупция самым негативным образом сказывается на развитии экономики и социальной инфраструктуры, разъедая в первую очередь органы государственной власти и управления. Вследствие коррумпированности значительной части государственных и муниципальных служащих граждане, по сути, вытесняются из сферы бесплатных обязательных услуг в области образования, здравоохранения, социального обеспечения: бесплатные публичные образовательные, социальные, а также административные услуги становятся для них платными. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Для того, чтобы контроль был эффективным способом противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации необходимо, чтобы он стал постоянной деятельностью всех органов государственной власти; необходимо сформировать специализированную систему контроля, охватывающую все аспекты государственно-служебной деятельности; необходимо сделать контроль доступным широкой общественности, помимо этого контроль как способ предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы должен быть основан на действующем законодательстве, которое исключало бы произвольные действия со стороны контролирующих структур.
Куракин А.В. - Meждунapoднoе и административное право и противодействие коррупции в системе гocудapcтвeнной гражданской службы c. 53-81

DOI:
10.7256/2306-9945.2014.1.11051

Аннотация: В coвpeмeнныx coциaльнo-экoнoмичecкиx и пoлитичecкиx уcлoвияx Poccийcкaя Фeдepaция cтoлкнулacь с мнoжecтвoм вывoзов и угроз. Oднoй пpoблeм, кoтopaя cущecтвeннo пpeпятcтвуeт провeдeнию мнoгиx гocудapcтвeнныx пpeoбpaзoвaний, нaрушает пpaвa и зaкoнныe интepecы физичecкиx и юpидичeскиx лиц, взaимoдeйcтвующиx с opгaнaми гocудapcтвeннoй влacти и упpaвлeния, являeтcя пpoблeмa кoppупции. Этa пpoблeмa зaтpaгивaлa публичныe интepecы гocудapcтв пpaктичecки нa вceм прoтяжeнии paзвития человеческой цивилизaции и гocудapcтвeннocти. Bcлeдcтвиe кoppупции paзрушалась мнoжecтвo империй, были пoдoрвaны ocнoвы гocудapcтвeннoгo cувepeнитeтa цeлoгo pядa гоcударcтв, пpичинeн огромный мopaльный и мaтepиaльный ущepб. В этoй cвязи гocудapcтвеннaя влacть – в цeляx coбcтвеннoго выживaния – проcтo oбязaнa вecти бopьбу с этим нeгативным coциальнo-пpaвoвым явлeниeм, кoтoрое пoдpывaeт ee ocнoвы, а тaкжe дeлает нeэффeктивным сиcтeму гocудapcтвeннoгo упpaвлeния. В статье отмечается, что членство Poccийcкoй Фeдepaции в pядe мeждунapoдныx организаций вoзлaгaeт на нее многие мeждунapoднo-пpaвoвыe обязательства, в тoм числе и в cфepe бopьбы с кoppупциeй в cиcтeмe гocудapcтвeннoй cлужбы.
Куракин А.В., Юлегина Е.И. - Административные регламенты исполнения государственных функций и оказания государственных услуг в области осуществления антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов c. 54-82

DOI:
10.7256/2306-9945.2013.6.9040

Аннотация: В статье рассматриваются правовые и организационные проблемы реализации административных регламентов исполнения государственных функций и оказания государственных услуг в области осуществления антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, на основании чего формулируются предложения по совершенствованию соответствующих процедур. В статье отмечается, что в настоящее время потенциал антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в механизме противодействия коррупции пока явно не до оценивается. Одним из важнейших направлений повышения эффективности административной деятельности органов государственной власти и управления – это внедрение в их правоприменительную деятельность административных регламентов. Административные регламенты и реализуемые в ходе их применения процедуры должны существенно улучшать качество деятельности органов государственной власти и управления, эти акты создадут оптимальный режим взаимоотношений должностных лиц органов власти и управления и граждан, которые обратились за предоставлением какой-либо публичной услуги в соответствующий исполнительный орган государственной власти. Административные регламенты способствуют также совершенствованию исполнения государственных функций, организации взаимодействия исполнительных органов государственной власти с иными заинтересованными субъектами, в частности при осуществлении государственно-частного партнерства. Кроме того, административные регламенты могут и должны способствовать противодействию коррупции и иным должностным злоупотреблениям со стороны должностных лиц различных органов власти и управления.
Полукаров А.В. - Административно-правовое регулирование мониторинга противодействия коррупции в социальной сфере в Российской Федерации c. 55-62

DOI:
10.7256/2306-9945.2016.2.18865

Аннотация: Предметом статьи является правовое регулирование антикоррупционного мониторинга реализуемого в социальной сфере. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в настоящее время особую тревогу вызывает коррупция именно в социальной сфере, т.к. здесь она посягает на общественные отношения, охраняющие основы социальной сферы общества, в частности на защиту граждан, в том числе попавших в трудную жизненную ситуацию, детей, инвалидов, охрану здоровья. Автором обосновывается необходимость усиливать всеми правовыми мерами противодействие коррупции в реализации национального плана противодействия коррупции. Предлагается развивать мониторинг реализации законодательства о противодействии коррупции, что будет способствовать более эффективному противодействию коррупции в указанной области и усилит превентивную функцию административного права. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что в настоящее время для обеспечения правопорядка в социальной сфере необходимо совершенствовать формы и методы мониторинга противодействия коррупции. Основным вкладом, который сделан авторами в настоящей статье это необходимость развития правового регулирования противодействия коррупции. Новизна статьи заключается в разработке предложений по развитию форм и методов мониторинга противодействия коррупции в социальной сфере, а также создание правовых и организационных гарантий законности в социальной сфере.
Будай С.Н., Козлов Т.Л., Илий С.К. - Теория и практика взаимодействия органов исполнительной власти с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции c. 59-157

DOI:
10.7256/2306-9945.2013.3.634

Аннотация: Статья посвящена актуальным вопросам организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции. Организация эффективного и последовательного сотрудничества органов исполнительной власти с правоохранительными органами является действенным средством предупреждения, выявления, пресечения коррупционных проявлений и привлечения виновных лиц к предусмотренной законом ответственности. Авторы раскрывают понятие взаимодействия в рассматриваемой сфере, на основе анализа нормативных правовых актов определяют его цели и задачи, уточняют принципы и исходя из сложившейся практики показывают наиболее эффективные формы сотрудничества, определяя пути совершенствования организации этой деятельности. Рассмотренный в настоящей статье перечень форм сотрудничества не является исчерпывающим. Продолжающийся процесс совершенствования законодательства в сфере противодействия коррупции требует от всех заинтересованных участников углубления взаимодействия, интенсивного поиска и внедрения в практику новых подходов к организации данного направления совместной деятельности в тесном контакте с органами местного самоуправления и институтами гражданского общества. Авторы полагают, что представленный материал может быть полезен для организации на практике рассматриваемого взаимодействия.
Сабинин А.А. - К вопросу о возможности получения дохода в виде пожертвования сотрудниками органов внутренних дел посредством электронных ресурсов сети «Интернет». c. 59-68

DOI:
10.7256/2306-9945.2021.1.35369

Аннотация: Объектом исследования выступила система общественных отношений в области размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Предмет исследования - общественные отношения, возникающие в случае получения дохода сотрудником органов внутренних дел за размещение интернет-контента. Целью работы является определение правомерности получения сотрудником органов внутренних дел денежного вознаграждения в связи с размещением им информации в сети Интернет. Методологическую основу работы составили: диалектический, структурно-системный, статистический, сравнительно-аналитический и другие методы, широко применяемые в юридической науке. Автором рассматривается понятие «донат» и его юридическая природа, проводится взаимосвязь между получением такого дохода и административно-правовыми запретами, возложенными на сотрудника ОВД. Делается вывод о возможности коррупционных проявлений при получении сотрудником ОВД пожертвований в сети Интернет предлагается решение по совершенствованию правового механизма рассматриваемых общественных отношений с точки зрения антикоррупционного законодательства. Новизна работы определяется необходимостью совершенствования правового механизма регулирования рассматриваемых общественных отношений и ограниченным количеством научных публикаций в данной области. Основными выводами проведенного исследования являются: Безвозмездная передача денежных средств от одного пользователя сети Интернет (физического лица) другому пользователю (физическому лицу) либо в качестве благодарности за размещенную информацию, либо в целях развития и совершенствования деятельности автора интернет-контента, посредством ресурсов сети Интернет, следует считать договором пожертвования. Получение дохода в виде пожертвования сотрудником ОВД за размещение информации, не связанной с выполнением им служебных обязанностей, в сети Интернет, допустимо, однако содержит в себе значительные коррупционные риски. Необходимо переработать нормативные правовые акты в области антикоррупционных стандартов сотрудника ОВД в целях повышения эффективности законодательства в сфере противодействия коррупции.
Кабанов П.А. - Юридико-лингвистическая неопределенность как предмет антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов c. 61-71

DOI:
10.7256/2306-9945.2014.3.12055

Аннотация: Предметом проведенного научного исследования выступает юридико-лингвистическая неопределенность как коррупциогенный фактор одновременно и являющаяся предметом антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в соответствии с действующим российским антикоррупционным законодательством. В предметное поле исследования попали и отдельные разновидности юридико-лингвистической неопределенности - смысловая лингвистическая неопределенность, скрытая лингвистическая неопределенность и иные виды неопределенности, устранение которых требуется в рамках проведения и других видов экспертиз - правовой и лингвистической. Основным методологическим подходом проведенного исследования выступает диалектический материализм и основанные на ним общенаучные и специальные методы познания правовой реальности. в работе впервые в отечественной юридической литературе рассматривается феномен юридико-лингвистической неопределенности как комплексная правовая, филологическая и антикоррупционная проблема, обозначены и описаны её отдельные формы проявления и виды (смысловая, латентная). Определены правовые основы, направленные на нейтрализацию этого коррупциогенного фактора современного российского правотворчества, а также поддержано предложение отечественных специалистов по формированию нового научного направления и экспертной практики - антикоррупционной юридико-лингвистической экспертизы.
Костенников М.В. - К вопросу о противодействии коррупции в полиции c. 66-73

DOI:
10.7256/2306-9945.2013.12.1070

Аннотация: В статье рассматриваются организационные проблемы противодействия коррупции в служебной деятельности сотрудников полиции. Предлагаются меры по минимизации коррупционных правонарушений в системе государственного управления. Говорится, что коррупция в деятельности органов внутренних дел способствует развитию организованной преступности, создает питательную почву для развития очагов экстремизма и терроризма, делает крайне затруднительными практически все государственно-правовые реформы, которые в настоящее время проводятся в нашей стране. Выделяется ряд правонарушений, создающих условиях для возникновения коррупции в полицейской среде. Также выделяется ряд факторов, провоцирующих коррупционные процессы в органах внутренних дел, а также иных исполнительных органах. Отмечается, что коррупция может проявляться при нарушении норм финансового, информационного и административного права. Предлагаются основные действия тактического характера, направленные на ослабление коррупционной угрозы в органах внутренних дел. Делается вывод, что комплексное применение всех мер, ослабляющих разъедающее действие коррупции в органах внутренних дел, может в немалой степени исправить ситуацию, которая с каждым днем становиться все более угрожающей.
Слепкова О.А. - Понятие и особенности антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов ФТС России c. 73-84

DOI:
10.7256/2306-9945.2014.2.10998

Аннотация: Статья посвящена раскрытию особенностей антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов ФТС России. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов выступает в качестве механизма повышения эффективности законодательства, она способствует устранению дефектов законодательства, которые могут порождать коррупционные правонарушения. Отмечается, что от эффективности проведения антикоррупционной экспертизы в значительной степени зависит качество нормативного правового акта, как регулятора общественных отношений, соответственно, применение механизма антикоррупционной экспертизы на стадии проектирования нормативного правового акта. Актуальность этого вопроса связана с его дискуссионностью и малоизученностью в теории административного права. Автор анализирует различные взгляды ученых по определению понятия антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Автором выделяются характерные признаки антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов ФТС России. По итогу исследования автором предлагается авторское определение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов ФТС России.
Комахин Б.Н. - Административно-правовое регулирование деятельности государственных гражданских служащих в контексте инновационного развития c. 79-87

DOI:
10.7256/2306-9945.2013.9.9926

Аннотация: В статье рассматриваются правовые и организационные проблемы совершенствования деятельности госслужащих в контексте инновационного развития страны, в условиях модернизации российской экономики, в этой связи необходимо развивать законодательство о государственной службе. Говорится, что одной из центральных задач реформы государственной службы стало соответствие последней новым условиям и требованиям. Отмечается, что эффективность деятельности административного аппарата с кадрами - важнейший принцип управления. Важной предпосылкой повышения эффективности инновационной деятельности в России является реализация инновационной политики, осуществляемой государственной службой и служащими исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов. Приводится список мер, которые реализуются в соответствии со Стратегией инновационного развития. Говорится, что эти меры предполагают эффективное заимствование и адаптацию лучших международных практик поддержки инновационной активности служб и служащих. Формирование новых структурных образований на базе инновационных служебно-правовых отношений, их исследование - это объективное явление для административно-правовой науки.
Шурухнова Д.Н. - Контроль имущественного положения как мера по противодействию коррупции c. 83-98

DOI:
10.7256/2306-9945.2013.6.9459

Аннотация: Статья посвящена вопросам применения мер, направленных на профилактику коррупции, в частности, осуществлению со стороны государства контроля имущественного положения государственных служащих, лиц, замещающих государственные должности. Прослежена история становления и развития в действующем законодательстве меры по контролю имущественного положения государственных служащих и иных лиц. Проведен анализ нормативных актов, устанавливающих в качестве меры, направленной на профилактику коррупции, осуществление контроля со стороны государства за имущественным положением государственных служащих и иных лиц. Выявлены основные тенденции по нормативному регулированию в данной сфере. Определено влияние международного права на формирование национального российского законодательства в сфере противодействия коррупции. Делается вывод, что совершенствование правового регулирования в области противодействия коррупции осуществляется в направлении ужесточения контроля со стороны государства за деятельностью государственных служащих и лиц, замещающих государственные должности, и в частности, за их имущественным положением.
Бут С.С. - Система административно-правовых средств противодействия коррупции в таможенных органах Российской Федерации c. 88-98

DOI:
10.7256/2306-9945.2013.9.10137

Аннотация: В статье отмечается высокая актуальность проблем противодействия коррупционным правонарушениям. Особо подчёркивается общественная опасность коррупционных правонарушений в таможенных органах Российской Федерации. Даётся деликтологическая, социальная и правовая характеристика коррупции, используется легальная дефиниция. Рассматриваются актуальные вопросы и современные административно-правовые механизмы противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации. Анализируются административные правовые нормы антикоррупционного характера, обусловленные современными законодательными тенденциями. Автор статьи делает вывод о недостаточности уголовно-правовых методов для эффективного противодействия коррупционным правонарушениям. Оцениваются перспективы правоприменения административно-правовых норм в сфере противодействия коррупции в таможенных органах Российской Федерации. В ходе работы делается вывод о формировании системы административно-правовых норм в сфере противодействия коррупции. Произведён анализ некоторых федеральных законов и указов Президента Российской Федерации, содержащих нормы антикоррупционного характера. Предлагается развитие положений федерального антикоррупционного законодательства в ведомственных нормативных правовых актах.
Некрасова Т.А. - Правовое регулирование противодействия коррупции в частной сфере c. 106-125

DOI:
10.7256/2306-9945.2013.8.9928

Аннотация: В статье рассматриваются преступные и околокриминальные сферы коррупционных проявлений в частноправовой сфере. Автором приводится типологизация коррупционных деяний и деликтов в частном секторе, анализируются их последствия. Анализируется социально-правовая природа коррупции в частноправовой сфере. Рассматриваются исторические корни, послужившие образованию пробела в государственной политике борьбы с частной коррупцией. Отмечается множество диспропорций в законодательных и соответственно в правоприменительных подходах к борьбе с коррупцией в частной сфере и публичной. Определяется сфера проявления коррупционной преступности в частном секторе. Приводятся коррупционные схемы, которые использует бизнес для увеличения прибыли, обеспечения развития. Рассматриваются способы для недобросовестного ведения бизнеса в сфера размещения заказов, в сфере лицензирования, иных разрешительных процедур. Также описывается взаимоотношение с представителями бизнес-структур на незаконной основе, корпоративное рейдерство. Рассматривается коррупция внутри компании: в сфере размещения заказов, кадровой службе. Описываются формы коррупционного взаимодействия представителей государственной власти и бизнеса. На основании проведенного исследования формулируются предложения в действующее законодательство.
Агеев В.Н. - Правовые средства и механизмы противодействия коррупции c. 112-134
Аннотация: В статье отмечается, что противодействие коррупции в сфере государственной службы является основой антикоррупционного механизма. Наиболее эффективными средствами противодействия коррупции являются средства правовые. Антикоррупционное законодательство в сфере государственной службы направлено на усиление ограничительного режима для государственных структур, ужесточение ответственности за коррупционные преступления, сделан упор на расширение предупреждения и профилактики коррупционных правонарушений.
Куракин А.В. - Административно-правовые аспекты юридической ответственности в механизме противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации c. 137-157

DOI:
10.7256/2306-9945.2013.7.9954

Аннотация: В настоящее время без упоминания о коррупции не обходится практически ни один официальный документ, который посвящен социально-экономическому и политическому развитию страны или борьбе с преступностью. Проблеме коррупции было уделено отдельное внимание и в Послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации в 2012 г. Однако от всеобщего обсуждения и осуждения проблемы коррупции, признание её отрицательного воздействия на экономику, предпринимательство, развитие инвестиционного процесса, а также социальную инфраструктуру государства эта проблема, к сожалению, не решается. Принятое антикоррупционное законодательство пока еще не принесло ожидаемых результатов в деле противодействия коррупционным правонарушениям. Согласно данным Transparency International, в индексе восприятия коррупции в 2012 г. Россия набрала 28 баллов и заняла 133 место из 176 возможных. В рейтинге правовых государств, составленном независимой организацией World Justice Project, Россия заняла 85-е место из 97. Как отмечают эксперты фонда ИНДЕМ, коррупция - главный и динамично растущий сектор российской экономики, она преследует любой бизнес - от регистрации до его захвата чиновниками или разорения. Годовой доход от коррупции более чем в два раза превысил суммарный доход от экспорта сырой нефти, нефтепродуктов и газа. Коррупция в России из эпизодического отклонения от моральных и юридических правил превратилась в несущую конструкцию власти, норму взаимоотношений граждан, бизнеса и государства.
Агеев В.Н. - Правовые средства противодействия коррупции в Республике Татарстан c. 146-169

DOI:
10.7256/2306-9945.2013.1.356

Аннотация: В статье выявляются правовые средства противодействия коррупции в Республике Татарстан. Наиболее эффективными средствами противодействия коррупции, по мнению автора, являются средства правовые. Особое внимание уделяется вопросам противодействия коррупции в сфере государственной службы. Анализируется опыт формирования антикоррупционного законодательства в Республике Татарстан. Предлагаются направления развития антикоррупционной политики республики.
Дмитриев Д.А., Кудашкин А.В. - Антикоррупционная экспертиза, проводимая органами прокуратуры. Вопросы совершенствования правового регулирования c. 158-177

DOI:
10.7256/2306-9945.2013.3.710

Аннотация: В статье предлагаются решения некоторых проблем (вопросов) правового регулирования проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов для органов прокуратуры Российской Федерации. Практика проведения антикоррупционной экспертизы органами прокуратуры, начиная с 2008 года, выявила ряд проблем, решение которых позволит повысить эффективность ее проведения. Например, отсутствие в действующих Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации и Административном процессуальном кодексе Российской Федерации процессуального механизма рассмотрения заявлений, поданных прокурорами в суд, о внесении изменений в нормативный правовой акт с целью исключения из него коррупциогенных факторов. Для предотвращения возможности возникновения коррупционных последствий в статье предлагается предоставить право прокурору требовать созыва внеочередной сессии законодательного (представительного) органа для рассмотрения требования прокурора об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов В публикации также ведется дискуссия о расширении предмета и объекта антикоррупционной экспертизы, проводимой органами прокуратуры Российской Федерации.
Костенников М.В., Куракин А.В., Калита И.А. - Прокуратура и противодействие коррупции c. 166-186

DOI:
10.7256/2306-9945.2013.10.9929

Аннотация: В статье исследуются правовые и организационные проблемы противодействия коррупции органами прокуратуры, рассматриваются формы и методы работы прокуратуры по противодействию коррупции, показаны особенности прокурорской деятельности в рассматриваемой сфере. Говорится, что для повышения эффективности мероприятий по противодействию коррупции, необходимо расширить официальные рамки определения коррупции и включить в ее содержание целый ряд деяний, которые связаны с нарушением этики служебного поведения, кадровым протекционизмом, который достаточно часто осуществляется с административно-корыстной мотивацией. Предлагается сформировать специализированные прокуратуры по противодействию коррупции. Особое внимание при осуществлении прокурорского надзора за выполнением требований законодательства о противодействии коррупции, в следует уделить выполнению государственным и муниципальным служащим обязанности уведомлять представителя работодателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. На основании рассмотрения особенностей деятельности органов прокуратуры, в статье формулируются предложения по совершенствованию законодательства о противодействии коррупции.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.