NB: Административное право и практика администрирования - рубрика АДМИНИСТРАТИВНОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО И ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
по
NB: Административное право и практика администрирования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "NB: Административное право и практика администрирования" > Рубрика "АДМИНИСТРАТИВНОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО И ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ"
АДМИНИСТРАТИВНОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО И ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Карпышева Ю.О. - О возможностях использования искусственного интеллекта и иных информационных технологий в деятельности прокурора по надзору за исполнением законов c. 15-23

DOI:
10.7256/2306-9945.2023.4.68903

EDN: AMRCJU

Аннотация: Объектом настоящего исследования выступила совокупность многообразных общественных отношений, складывающихся в сфере деятельности прокуратуры Российской Федерации по надзору за исполнением законов в свете развития информационных технологий и их внедрения в деятельность государственных и муниципальных органов. Предметом исследования послужила проблема получения, обработки и использования прокурором информации, необходимой для достижения поставленных перед ним целей, в частности проблема поиска нужных сведений, который часто осуществляется в ручную, выборка из полученных данных тех, что действительно нужны для надзорной деятельности, и их дальнейшее применение. Целью исследования можно назвать разработку предложений, по решению описанных выше проблем. В ходе проведенного исследования автор пришел к выводу о продолжающемся процессе цифровизации деятельности прокуратуры Российской Федерации, в том числе по осуществлению надзора за исполнением законов. Вместе с тем, данный процесс не так динамичен, как потребности прокуроров по использованию в своей деятельности большого объема информации. В этой связи, очевидной видится необходимость внедрения в деятельность органов прокуратуры искусственного интеллекта, который позволит искать и обрабатывать в разы больше информации, чем это делается прокурорскими работниками, что позволит оперативно получать нужные сведения по конкретным вопросам в результате анализа большего числа информационных ресурсов.
Чурикова А.Ю. - От компьютеризации к цифровой трансформации: соотношение понятий c. 24-36

DOI:
10.7256/2306-9945.2023.4.68926

EDN: EHWIDY

Аннотация: Введение: информационные технологии и системы стали неотъемлемой частью жизни общества. Государственные и муниципальные органы власти вынуждены приспосабливаться к цифровой реальности. Одной из важных составляющих этого процесса является установление понятной и логичной терминологической базы. Однако, в настоящее время отсутствуют нормативно закрепленные определения часто используемых терминов, связанных с процессами внедрения и использования информационных технологий. Цель: проанализировать понятия компьютеризации, информатизации, автоматизации, цифровизации и цифровой трансформации государственного и муниципального управления, провести соотношение между этими понятиями и дать их определение. Методы исследования: общий анализ, метод формальной логики, сравнительно-сопоставительный анализ, а также системно-структурный метод. Результаты и выводы: сделан вывод, что термины компьютеризация, информатизация, автоматизация, цифровизация и цифровая трансформация имеют различное значение и фактически отражают различные аспекты процесса внедрения и распространения информационно-телекоммуникационных технологий в жизнь общества и государства, при этом они тесно связаны между собой и фактически осуществляются одновременно. На основе проведенного анализа научной литературы и действующего законодательства предложен комплексный категориально-терминологический аппарат процессов, связанных с внедрением и использованием информационных технологий и систем в деятельность государственных и муниципальных органов власти. Предлагаемые формулировки способствуют установлению терминологической ясности и определенности, могут быть использованы в нормативно-правовых актах и дальнейших научных исследованиях.
Смирнова Е.Н. - Об актуальных вопросах использования информационных технологий в профилактическом направлении контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти c. 27-37

DOI:
10.7256/2306-9945.2020.2.33438

Аннотация: Предметом исследования выступают нормы права, регулирующие вопросы использования цифровых технологий в контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти, а также правоприменительная практика использования цифровых технологий, возникающая в процессе реализации профилактического направления контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе цифровизации профилактики нарушений обязательных требований. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как использование искусственного интеллекта в реализации профилактики нарушений обязательных требований, а также анализирует реализацию "цифрового контроля" при осуществлении профилактического направления контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти. Основными выводами проведенного исследования стало выявление положительного опыта внедрения цифровых технологий в профилактику нарушений обязательных требований, а также предложения новых, неиспользуемых в настоящее время способов использования цифровых технологий для повышении эффективности реализации профилактического направления контрольно-надзорной деятельности. Также автором выявлен ряд проблем, способных возникнуть в случае тесной интеграции цифровых технологий в профилактическое направление контрольно-надзорной деятельности. Новизна исследования заключается в том, что ранее не проводилось исследований, рассматривающих вопрос цифровизации профилактики нарушений обязательных требований, не проводился анализ перспектив использования цифровых технологий, а также не выявлялись "проблемные" аспекты указанного явления.
Мазеин А.В., Кожевников А.К. - Основания и правовой механизм цифровой трансформации выдачи официальных документов с использованием NFT в России c. 30-44

DOI:
10.7256/2306-9945.2023.1.39720

EDN: HMOFBC

Аннотация: Цифровая трансформация современного российского общества требует внедрения новых сетевых инструментов взаимодействия, преобладающими среди которых являются блокчейн-системы. Криптографическое преобразование информации позволяет некоторым блокчейн-системам вырабатывать невзаимозаменяемые токены (NFT). С учетом такой возможности криптографически защищенные NFT-токены позволяют создавать уникальные цифровые образы различных объектов, которые не могут быть скопированы или подделаны. Эти технологические основания позволяют выдвинуть идею о переводе привычных документов на физических носителях (бумажный паспорт, пластиковое удостоверение) в форму NFT. Учитывая цели цифровой трансформации, принципы построения блокчейн-систем, а также сущностные признаки NFT, авторы выдвигают идею о том, что NFT может стать надежным способом хранения и защиты официальных документов. Вместе с тем российское право в настоящее время вопросы внедрения NFT-документов не регулирует. Поэтому авторами предлагается закрепить легальное понятие NFT-документа в положениях, определяющих статус отдельных официальных документов и порядок их выдачи. Под официальным NFT-документом, удостоверяющим юридически значимые факты, авторы предлагают понимать такой документ, который создается и выдается органами публичной власти либо уполномоченными организациями, и представляет собой уникальный набор метаданных, преобразованных криптографически. Для эффективного внедрения механизма выдачи NFT-документов и его своевременного совершенствования авторы предлагают провести правотворческий эксперимент по внедрению в оборот процедуры выдачи отдельных официальных документов в форме NFT, а в дальнейшем масштабировать результаты эксперимента с учетом анализа его результатов.
Грязнова Е.В. - Проблемы подготовки кадров муниципального управления в системе информационной культуры c. 36-47

DOI:
10.7256/2306-9945.2016.1.18447

Аннотация: Предметом исследования являются проблемы подготовки кадров муниципального управления в системе информационной культуры. Объектом исследования является кадровый потенциал муниципальных образований. Автор рассматривает комплекс проблем подготовки кадров муниципального управления, существующий в нашей стране. Особое внимание уделяется проблеме низкого уровня информационного потенциала муниципальных служащих, который рассматривается как элемент системы информационной культуры. Информационный потенциал как диалектическое единство информационных потребностей и способностей субъектов управления обеспечивает эффективное использование результатов информатизации в управленческой деятельности муниципальных образований. Основными методами исследования являются метод анализа и обобщения, деятельностный подход, метод построения типологий. В работе используются методы обработки и представления статистических данных. Полученный результат показал, что основной причиной низкого уровня информационного потенциала муниципальных служащих является не разработанность алгоритмов подготовки и переподготовки кадров муниципального управления по направлению «Информационная культура муниципальных служащих». Для его разработки необходимо четкое представление структуры информационного потенциала как элемента информационной культуры, что позволит сформулировать необходимые квалификационные требования подготовки муниципальных служащих в условиях информатизации муниципального управления.
Атабеков А.Р. - Публично-правовые аспекты технического регулирования искусственного интеллекта в России и мире. c. 39-47

DOI:
10.7256/2306-9945.2023.2.39938

EDN: EFVTPO

Аннотация: Предметом исследования выступают правоотношения публичных органов в области технического регулирования в отношении искусственного интеллекта. Объектом исследования выступают нормативные документы, рекомендации и иные документы, регламентирующие вопросы реализации автономности искусственного интеллекта для целей публичных правоотношений в России и зарубежных странах, а также академические публикации и аналитические отчеты по исследуемой проблематике. Методология исследования интегрирует комплекс современных философских, общенаучных, специально-научных методов познания, включая, диалектический, системный, структурно-функциональный, герменевтический, сравнительно-правовой, формально-юридический (догматический) и др. В рамках настоящего исследования делается особый акцент на осуществлении сравнительного правового исследования проблем обеспечения надлежащего качества технического регулирования искусственного интеллекта через призму действий органов по стандартизации и иных публичных органов власти.   В рамках указанной статьи проводится сравнительный анализ действующих подходов по осуществлению технического регулирования искусственного интеллекта в публично-правовом аспекте России и зарубежных стран. В рамках проведенного компаративного анализа выявлены базовые проблемы в области осуществления надлежащего технического и публичного регулирования искусственного интеллекта в мировой практике, рассмотрена отдельно практика технического регулирования в России, а также предложены возможные компенсирующие правовые мероприятия, обеспечивающие прозрачную и надлежащую практику осуществления технического регулирования искусственного интеллекта в сферу государственного управления в России. Рассмотренные типовые ситуации, действующая практика технического регулирования искусственного интеллекта, а также предложенные автором методы могут найти свое отражение в законодательной и правоприменительной практике профильных органов власти, отвечающих как за техническое регулирование, так и за вопросы обеспечения интеграции указанной технологии в сферу публичных правоотношений.
Яковлев-Чернышев В.А. - Цифровизация государственного управления в Российской Федерации: преимущества и риски c. 42-51

DOI:
10.7256/2306-9945.2021.2.36011

Аннотация: Предметом исследования являются организационно-правовые аспекты цифровизации государственного управления в Российской Федерации. Целью исследования является выявление ключевых рисков, связанных с цифровизацией государственного управления на современном этапе, а также поиск способов их устранения. Методология исследования основана на системном и комплексном подходах, включает совокупность общенаучных и частнонаучных методов исследования, в том числе применены методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, системно-структурный, логический, формально-юридический и др. Для достижения поставленной цели автором в ходе исследования рассмотрены основные направления, выявлены преимущества и систематизированы риски, связанные с процессами цифровизации в системе государственного управления на современном этапе развития российского общества. По итогам проведенного исследования получены следующие основные результаты, содержащие элементы научной новизны: определено, что риски, связанные с процессами цифровизации в системе государственного управления, включают следующие группы: организационно-управленческие, экономические, информационные и правовые; раскрыта сущность каждой из выделенных групп рисков, особое внимание при этом уделено правовым аспектам; предложены рекомендации по снижению уровня правовых рисков на основе совершенствования нормативной правовой базы цифровизации государственного управления в Российской Федерации. Полученные выводы и результаты могут быть использованы в деятельности органов государственного управления, при проведении дальнейших правовых исследований в области цифровизации государственного управления.
Халиуллин А.И. - Направления внедрения информационных технологий в деятельность органов прокуратуры Российской Федерации c. 50-53

DOI:
10.7256/2306-9945.2017.2.22896

Аннотация: В настоящей статье рассмотрены перспективные направления внедрения информационных технологий в целях повышения эффективности осуществления прокурорского надзора и организации деятельности органов прокуратуры Российской Федерации. Автором особое внимание уделено текущему состоянию нормативной базы осуществления электронного документооборота в органах прокуратуры Российской Федерации, констатируется необходимость его дальнейшего развития. В рамках научной статьи рассмотрен положительный опыт организации функционирования информационной системы органов прокуратуры Российской Федерации, автоматизированных информационных комплексов и специализированных информационных систем. методологической базой исследования выступили: функциональный метод, метод структурного анализа и контент-анализа. также применялись общелогические методы: анализ, синтез, дедукции и индукции. Основные выводы в рамках настоящей научной статьи предполагают внедрение отдельных элементов таких концепций государственного управления, как "государство как платформа для обработки информации" и "государство как сервис по предоставлению государственных услуг". В содержательном плане предполагается максимальное упрощение существующих процедур посредством автоматизации составления и обработки документов, минимизации участия человека в принятии и регистрации документов, реализации возможности обратного контроля движения документов заявителя.
Лохманов Д.В. - Проблемы открытости государственной гражданской службы Российской Федерации c. 70-82

DOI:
10.7256/2306-9945.2015.5.18068

Аннотация: Предметом статьи является исследование реформы по обеспечению открытости государственного управления и государственной гражданской службы Российской Федерации. Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что в настоящее время отмечается слабая эффективность и результативность правоприменительной деятельности федеральных органов исполнительной власти по повышению открытости государственной гражданской службы по причинам отсутствия административной регламентации этой деятельности и отсутствия личной заинтересованности государственных гражданских служащих в результатах деятельности по повышению открытости федеральных органов исполнительной власти. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.), компаративистский (сравнительный). Правоприменительная деятельность по повышению открытости государственной гражданской службы Российской Федерации пока что не столь эффективна и результативна, до сих пор остаются неразработанными предложенные в Методических рекомендациях по реализации принципов открытости в федеральных органах исполнительной власти нормативные акты. В связи с этим автором разрабатываются предложения по принятию мер, направленных на повышение открытости государственного управления и государственной гражданской службы Российской Федерации.
Букалерова Л.А., Остроушко А.В. - Специфика уголовной, административной, гражданско-правовой ответственности за информационные правонарушения в системе публичного управления c. 81-94

DOI:
10.7256/2306-9945.2015.1.14109

Аннотация: Объектом исследования в данной работе являются общественные отношения, складывающиеся по поводу охраняемой законом официальной информации в сфере государственного и муниципального управления, а так же общественные отношения по поводу охраны указанной сферы от противоправных посягательств. Охраняемая официальная информация, обращающаяся в сфере государственного и муниципального управления, является предметом исследования настоящей статьи. Обособление информационных правонарушений в сфере публичного управления в отдельную группу позволяет более четко определить их природу, глубже усвоить сущность данных явлений, эффективнее выстроить систему их предупреждения. Определяя специфику информационных правонарушений в сфере публичного управления и их характеристики, возможно определить степень их опасности и более детально регламентировать применение уголовной, административной, гражданско-правовой ответственности за противоправные деяния в сфере публичного управления. Для подготовки статьи авторами были использованы следующие методологические основы: совокупность общенаучных и специальных методов познания социально-правовой действительности. Методологический базис исследования представлен диалектическим методом с присущими ему требованиями объективности, всесторонности, историзма и конкретности истины. Из числа общенаучных методов исследования использовались методы анализа, синтеза, сравнения, измерения. В качестве частного научного метода применялся сравнительно-правовой метод . Основным выводом проведенного исследования является предложение о необходимости классифицировать и объединить все информационные правонарушения в сфере публичного управления в самостоятельную категорию. Авторы предлагают под информационными правонарушениями в сфере публичного управления понимать противоправные посягательства, в которых охраняемая официальная информация является предметом правонарушения либо использована как средство совершения правонарушения.
Косарева Е.А. - Правовое регулирование электронных паспортов в Российской Федерации c. 135-145

DOI:
10.7256/2306-9945.2023.4.68963

EDN: MROUUB

Аннотация: Объектом исследования данной статьи являются общественные отношения, вытекающие из выдачи и пользования вновь введенными электронными паспортами в паспортную систему Российской Федерации; предметом исследования являются нормы права, регулирующие введение и оборот электронных паспортов. Целью исследования является анализ современных правовых актов, регулирующих паспортную систему Российской Федерации, и разработка мер совершенствования паспортной системы для эффективного внедрения электронных паспортов. Исходя из цели исследования, в статье проанализирован международный опыт внедрения и использования машиночитаемых и электронных паспортов, а также зарубежный опыт стран СНГ в сфере использования биометрических паспортов. Исследованы нормативно-правовые акты, регулирующие паспортную систему в Российской Федерации, а также выявлены пробелы в законодательной базе, препятствующие эффективному внедрению электронной паспортной системы в России. Методологической основой исследования выступил диалектический метод научного познания явлений и фактов объективной реальности в их динамике и развитии, а также общие и частные научные методы исследования. Новизна исследования заключается в том, что попытки внедрения электронных паспортов в действующую российскую паспортную систему предпринимались с 2013 года. Были предложены пилотные проекты по созданию и реализации универсальных электронных карт, однако проекты были закрыты в связи с рядом проблем. В настоящее время Указом Президента от 18 сентября 2023 года № 695 возобновлен процесс внедрения электронных цифровых паспортов, однако для успешного и эффективного введения электронных паспортов современная паспортная система требует модернизации, в том числе в сфере нормативно-правового регулирования. В статье обращено внимание на проблемы использования электронных паспортов применительно к паспортной системе Российской Федерации. Вместе с тем, опираясь на цель исследования, в статье проанализированы основные нормативно-правовые и социальные проблемы, которые возникают при внедрении электронных паспортов в паспортную систему, а также предложен ряд мер, способствующий эффективному электронному паспортному документообороту.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.