NB: Административное право и практика администрирования - рубрика Административная и муниципальная ответственность
по
NB: Административное право и практика администрирования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "NB: Административное право и практика администрирования" > Рубрика "Административная и муниципальная ответственность"
Административная и муниципальная ответственность
Неганова Е.Н. - Направления правотворческой деятельности по вопросам административной ответственности за нарушение социального конституционного права на жилище c. 1-6

DOI:
10.7256/2306-9945.2017.3.22997

Аннотация: Предметом исследования являются жилищные нормы права, содержащиеся в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, направленные на защиту прав граждан от чиновничьего произвола при реализации социального конституционного права на жилище. Констатируется, что имеющиеся составы административных правонарушений на федеральном уровне не обеспечивают должной защиты и охраны при реализации человеком и гражданином социального конституционного права на жилище. Это свидетельствует о пробельность жилищного законодательства в части необходимых административных санкций. Однако имеющиеся составы административных правонарушений в сфере права на жилище в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях расположены безсистемно и хаотично. Научные выводы сформулированы на основе сбора, обобщения и анализа судебных решений судов различных уровней и прокурорской практики, содержащейся в докладных записках, информационных письмах прокуроров субъектов Российской Федерации и иных уровней с 2005 по 2016 гг. При написании работы использовался также сравнительно-правовой метод при анализе норм административного и жилищного права. В целях устранения пробелов в жилищном законодательстве необходимо закрепить новый вид административного деликта за нарушения социального конституционного права на жилище, а именно по вопросам признания за гражданами права на улучшение жилищных условий, постановки на учет в качестве нуждающихся в жилье, что позволит создать полноценные законодательные гарантии конституционных жилищных прав граждан. Система составов административных правонарушений в сфере права на жилище, содержащаяся в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, должна получить структуризацию в соответствии с общетеоретическими основами права, с конституционным правом.
Севостьянова Е.В. - Освобождение от административной ответственности за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров: проблемы реализации в условиях функционирования Евразийского экономического союза c. 1-10

DOI:
10.7256/2306-9945.2017.5.25020

Аннотация: Предметом данной статьи являются проблемы реализации института освобождения от административной ответственности за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров в условиях функционирования Евразийского экономического союза. Автором подробно проводится анализ таможенного и административного законодательства, а также правоприменительной практики по вопросу достаточности и объективности реализуемых условий амнистирования добросовестных участников таможенных правоотношений. Автор статьи исследует правовые основы введения дополнительного основания освобождения от административной ответственности в случае добровольного устранения последствий не заявления сведений либо заявления недостоверных сведений о товарах до выпуска товаров. Методология и методы исследования обусловлены использованием диалектико-материалистического метода познания и основанной на нем совокупности общенаучных и частных научных методов, определенных целями и задачами научно-квалификационной работы (исследования), включая, но не ограничиваясь следующими методами: системно-структурный анализ, логический, обобщение, формально-юридический, контент-анализ и др. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые на уровне научной публикации автором проведен комплексный анализ правовых оснований освобождения от административной ответственности за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров в условиях функционирования как Таможенного союза, так и Евразийского экономического союза, предложено дополнительное условие амнистирования добросовестного участника таможенных правоотношений от административной ответственности за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров.
Боброва А.В. - О единой природе ответственности таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности c. 9-24

DOI:
10.7256/2306-9945.2018.2.26538

Аннотация: Предметом исследования является ответственность таможенных органов и их должностных лиц, а именно виды правонарушений и формы наказаний за их совершение, на основании которых возможно прямое привлечение к ответственности должностных лиц таможенных органов со стороны участников внешнеэкономической деятельности, а также опосредованное привлечение к дисциплинарной ответственности через вышестоящих должностных лиц таможенных органов. Целью исследования можно считать выравнивание прав и обязанностей всех участников отношений в таможенном деле, а также выявление общих признаков дисциплинарной, административной и уголовной ответственности таможенных органов. Методологическую основу исследования составили принципы и методы систематизации и унификации системы наказаний для таможенных органов и их должностных лиц, а также метод сопоставительного анализа дисциплинарной, административной и уголовной ответственности должностных лиц таможенных органов. Элементами новизны являются предложения по правовому равенству должностных лиц таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности и способам обеспечения указанного равенства, а также регламентация компенсации ущерба, причиненного государственным служащим участнику внешнеэкономической деятельности. Результатом исследования можно считать предложения по созданию единой системы наказаний для должностных лиц таможенных органов с унифицированными регламентами досудебного урегулирования и делопроизводства.
Сидоров Э.Т., Тарасов А.Ю. - Некоторые проблемы правового института освобождения от административной ответственности c. 11-21

DOI:
10.7256/2306-9945.2017.5.25469

Аннотация: В статье авторами исследованы проблемы, возникающие в институте освобождения от административной ответственности. Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие основания и порядок освобождения лица от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения. Объектом исследования послужили правоотношения, возникающие между правоохранительными органами и лицами, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях. В статье проведен анализ статей 2.9, 6.8 и 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Авторы статьи обосновывают позицию о необходимости совершенствования административного законодательства с целью установления более конкретных оснований и правил применения института освобождения от административной ответственности, сформулированы предложения по изменению статьи 6.8, 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Методологическую основу исследования составили диалектический метод познания, фундаментальные положения научного мировоззрения, система философских знаний, выступающих в качестве всеобщего метода познания реальной действительности. В ходе исследования применялись методы исторического, сравнительно-правового, конкретно-социологического, статистического анализа. Основными выводами проведенного исследования, к которым в результате исследования пришли авторы являются следующие. Во-первых, для соблюдения правоприменителем принципов законности и целесообразности при использовании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, требуется внесение существенных изменений в данную статью с целью конкретизации определения понятия и критериев оценки административного правонарушения в качестве малозначительного. Во-вторых, авторами обоснована необходимость по изменению статей 6.8 и 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Мошкина Н.А., Овсянников С.А. - Проблемы реализации административного законодательства о наказании за нарушение общественного порядка c. 16-22

DOI:
10.7256/2306-9945.2018.6.25065

Аннотация: Предметом исследования выступают нормы административного законодательства, регулирующие ответственность за правонарушения, посягающие на общественный порядок. Особое внимание в работе уделяется анализу регионального законодательства в исследуемой сфере, а также проблемам, связанным с его применением. Авторами отмечается сокращение регулирующего воздействия субъектов Российской Федерации на данную сферу общественных отношений., в связи с чем обосновывается необходимость реформирования регионального законодательства в сфере установления ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность Методология исследования представлена общенаучными методами, такими как диалектический, анализ и синтез. В работе широко использован сравнительно-правовой метод, с помощью которого анализируется федеральное и региональное административное законодательство Новизна настоящего исследования заключается в изучении проблемных аспектов реализации административной ответственности за нарушение общественного порядка в Российской Федерации и ее субъектах. По результатам исследования сделан вывод о необходимости совершенствования регионального законодательства в указанной сфере, в связи с чем авторами предлагаются некоторые направления совершенствования правового регулирования административной ответственности за нарушение общественного порядка на региональном уровне
Караваев А.О., Забайкалов А.П. - О некоторых аспектах ответственности провайдера за нарушение авторских прав в сети Интернет c. 17-25

DOI:
10.7256/2306-9945.2016.5.19787

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные аспекты ответственности провайдера за нарушение авторских прав в сети Интернет. Предметом исследования являются отдельные пробелы и противоречия в правовом регулировании обозначенной сферы. В частности, отмечаются недостатки нормативного понятийного аппарата и необоснованность мер ответственности, которые присущи "антипиратскому" законодательству. Последовательно подвергнув анализу подход к данной проблеме в праве зарубежных стран и Российской Федерации, а также актуальную судебную практику, авторы обосновывают и формулируют предложения по совершенствованию действующего российского законодательства. Методология исследования базируется на традиционных для юридической науки принципах, приемах и методах: диалектика, анализ, синтез, аналогия, дедукции и т.д. Основным выводом авторов является положение о том, что постоянная блокировка ресурсов, предусмотренная Федеральным законом от 02 июля 2013 г. № 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях», противоречит основным принципам гражданского права. Особенно это актуально на фоне отсутствия реальных механизмов, предотвращающих обход такой блокировки. Кроме того, обращается внимание на пробелы в правовом регулировании статуса такого субъекта как "информационный посредник".
Былинин И.А. - К вопросу административно - правового регулирования каршеринга и применения федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения к его участникам c. 17-27

DOI:
10.7256/2306-9945.2020.3.33883

Аннотация: Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие ответственность за неисполнение обязательных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при краткосрочной аренде транспортных средств, правоприменительная практика, изучение статистики о дорожно-транспортных происшествиях с участием автомобилей каршеринг-компаний, а так же условий предоставления автомобилей. Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при аренде транспортных средств на короткий промежуток времени, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Целью исследования является совершенствование административного законодательства по привлечению к ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предоставляющих услуги краткосрочной аренды транспортных средств используемых гражданами. Научная новизна статьи заключается в правовом регулировании понятия «каршеринг» на уровне федерального законодательства и совершенствовании условий договора, что исключит противоречивость судебной практики, в части гражданско-правовых отношений и привлечения к административной ответственности лиц ответственных за соблюдение обязательных требований по обеспечению безопасности дорожного движения. Понятие «каршеринг» предложенное автором позволит наложить на арендодателей обязанности по соблюдению требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям при эксплуатации транспортных средств, в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [3]. При проведении исследования использовались всеобщий диалектический, логический, формально-юридический, герменевтический методы.
Липинский Д.А., Мусаткина А.А. - Цели и функции административных наказаний c. 20-37

DOI:
10.7256/2306-9945.2017.2.22440

Аннотация: Объектом исследования являются цели и функции административных наказаний, а в качестве предмета исследования выступают административно-правовые нормы, предопределяющие функционирование института административных наказаний. Помимо традиционных для административных наказаний функций, которыми выступают карательная и превентивная функции авторами особое внимание уделено регулятивной и восстановительной функциям. В работе отмечается тесная взаимосвязь целей и функций административных наказаний с задачами законодательства об административных правонарушениях, исследуются особенности реализации каждой из функций административного наказания. При этом в рамках отдельных функций авторы выделяют соответствующие подфункции, которые отражают ту или иную сторону реализации определённой функции. В процессе исследования авторами применялись функциональный и телеологический методы. Нашли свое использование традиционные для юридической науки сравнительно-правовой и формально юридический метод. При этом базовым методом, на котором основывались иные способы научного познания выступил диалектический метод. Ряд выводов и положений основаны на использовании способов дедукции и индукции, анализа и синтеза, а также философских законах перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей. В результате исследования авторы приходят к следующим выводам. 1. Административные наказания преследуют цели: регулирования общественных отношений; кары административного правонарушителя; общей превенции как административных правонарушений, так и преступлений; восстановления общественных отношений; воспитания административного правонарушителя. Предлагается следующая авторская редакция статьи 1.2 КоАП Статья 1.2. Задачи законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях. «Задачами законодательства об административных правонарушениях являются: защита и охрана личности, прав и свобод человека и гражданина; защита и охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения; защита и охрана общественной нравственности, окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности; защита и охрана законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений». 2. Функции административного наказания – это основные направления его воздействия на общественные отношения, правосознание субъектов, посредством которых раскрывается его социальное назначения и достигаются цели административного наказания. 3. Регулятивная функция административного наказания – это направление правового воздействия, выражающееся в упорядочивании поведения субъектов административной ответственности как до, так и после совершения административного правонарушения и деятельности уполномоченных органов по применению мер административного наказания. 4. Превентивная функция административного наказания – это направление правового воздействия, заключающееся в удержании субъекта от совершения административного правонарушения или преступления, предусмотренного уголовным кодексом. 5. Восстановительная функция административного наказания – это направление правового воздействия на нарушенные общественные отношения, с целью их упорядочивания, приведения в прежнее состояние, восстановление социальной справедливости и правопорядка. 6. Карательная функция административного наказания – это направление правового воздействия, заключающееся в претерпевании административным правонарушителей ограничений личного, имущественного, организационного, психологического или иного характера.
Сидоров Э.Т. - Проблемы квалификации состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.20. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях c. 23-32

DOI:
10.7256/2306-9945.2023.3.39626

EDN: XCFOLK

Аннотация: Объектом исследования послужили общественные отношения, возникающие между сотрудником полиции и лицом, привлекаемым к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Предметом исследования явились правовые нормы, содержащиеся в ч. 1 ст. 20.20. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В предлагаемой статье проведен анализ состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.20. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правоприменительной практики по делам данной категории. Целью работы было формулирование на основе анализа теоретических положений и правоприменительной практики предложений и рекомендаций по совершенствованию деятельности полиции в вопросе квалификации административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Актуальность исследования конструкции данного состава административного правонарушения и практики привлечения граждан к административной ответственности обосновывается, большой распространенностью данного состава административного правонарушения и важностью охраняемых мерами административной ответственности общественных отношений. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.20 КоАП РФ можно считать совершенным с момента употребления лицом алкогольной продукции. Только в этом случае факт распития алкогольной продукции можно считать совершенным. Для доказывания этого факта – совершенного деяния, сотрудник полиции должен направить лицо, привлекаемое к административной ответственности на проведение медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Заключение врача, который проведет медицинское освидетельствование, о том, что лицо находится в состоянии алкогольного опьянения, будет являться доказательством по делу.
Кабанов П.А. - Квалификационные требования к членам Комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов не занимающим должности государственной (муниципальной) службы c. 25-33

DOI:
10.7256/2306-9945.2013.3.657

Аннотация: в работе сформулированы и предложены общие и специальные требования к членам Комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов не занимающим должности государственной (муниципальной) службы, связанные с их профессиональной компетентностью. К таким требованиям автор относит: наличие профессионального образования соответствующего уровня; занятие соответствующей должности в образовательном или научно-исследовательском учреждении; стажа профессиональной деятельности в области государственной (муниципальной) службы; наличие безупречной репутации. Автором предложена классификация членов Комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов не занимающим должности государственной (муниципальной) службы в зависимости от предписаний законодательства о государственной (муниципальной) службе – на тех кто должен входить в их состав и тех кто может входить в их состав по усмотрению руководителя органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Куракин А.В., Бадулин А.Д., Трегубова Е.В. - Административная ответственность за правонарушения на рынке алкоголя и роль полиции в ее реализации c. 28-74

DOI:
10.7256/2306-9945.2013.10.1015

Аннотация: Следует сказать, что административная ответственность за нарушения порядка производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции вносит весьма существенный вклад в дело укрепления правопорядка в соответствующей сфере. Рассматриваемый вид юридической ответственности позволяет весьма дифференцировано воздействовать на нарушителей в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно физических, должностных и юридических лиц. Кроме того, этот вид юридической ответственности позволяет государству предупреждать и пресекать преступления, которые могут быть совершены на рынке алкоголя. Итоговая правовая оценка содеянному дается правоприменителем на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении. Исходя из этого реализация административной ответственности за нарушения порядка производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции играет важную роль в деле развития цивилизованного рынка алкогольной продукции, а также противодействует чрезмерному потреблению алкоголя со стороны населения нашей страны.
Фофанов А.Н. - Государственный оборонный заказ как объект административно-правовой охраны c. 32-37

DOI:
10.7256/2306-9945.2018.5.24489

Аннотация: Раскрываются сущность государственного оборонного заказа, выполняемого в целях обеспечения национальной обороны и безопасности. Указывается, что установлена его административно-правовая охрана в ст. 14.55 КоАП РФ. В этой статье сформулировано четыре состава административного правонарушения условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа и установлены административные санкции за их совершение. Приводится анализ судебной практики по ст. 14.55 КоАП РФ. Методологическую основу исследования составили методы: общенаучные методы исследования, комплексного исследования, системного анализа, формально-юридический. Основными выводами приведенного исследования являются: 1. Переход в РФ от централизованных методов государственного управления к децентрализованным рыночным, основанным на контрактных отношениях, порождает ряд новых рисков, связанных с ненадлежащим исполнением обязательств по выполнению государственного оборонного заказа. Данное обстоятельство обусловило введение административной ответственности за нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа. 2. Привлечение к ответственности по ст. 14.55 КоАП РФ имеет сложившуюся судебную практику. 3. Необходимость существования административно-правовой охраны выполнения государственного оборонного заказа объясняется необходимостью обеспечения национальной обороны и безопасности.
Гунба А.А. - К вопросу об увеличении сроков давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе c. 33-40

DOI:
10.7256/2306-9945.2019.1.29085

Аннотация: Целью данного исследования является анализ действующих норм права, применяемых в качестве механизма регулирования контрактной системы, практики привлечения заказчиков к административной ответственности за правонарушения в сфере государственных и муниципальных закупок, а также разработка предложений по рационализации применения данного механизма, его усовершенствования. Объектом исследования является не только административная ответственность за совершенные нарушения в сфере закупок, а также вся контрактная система, являющаяся органическим целым, где административная ответственность – одна из сторон. Во избежание превратного и однобокого трактования норма права, мер административной ответственности исследование будет производиться с использованием такого инструмента, как дедукция, то есть, от теоретических положений и практики в сфере закупок в общем и целом, движение будет направлено на непосредственно сроки административной ответственности В процессе исследования выяснено, что действующая нормативно-правовая база, регулирующая механизм привлечения лиц, виновных в совершении противоправных деяний в сфере государственных и муниципальных закупок, далека от совершенства и по большей части не учитывает те обстоятельства, которые явились причиной этих действий.
Маматов М.В., Маслов И.А. - Административная ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан c. 35-49

DOI:
10.7256/2306-9945.2017.4.23325

Аннотация: Авторы исследуют вопросы правового регулирования и практики реализации положений статьи 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую административную ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан. В статье анализируются положения законодательства, организационно-распорядительных и информационно-методических документов органов российской прокуратуры, данные статистических наблюдений, судебная практика. Изучены и оценены различные точки зрения по вопросам проблематики исследуемой сферы, в том числе относительно субъектов соответствующего правонарушения, надлежащей квалификации и др. Исследование произведено на основе общенаучного диалектического метода познания и вытекающих из него научных методов: системно-структурного анализа, логического, специально-юридического, статистического, метода правового моделирования. В статье представлены результаты комплексного анализа правоприменительной практики реализации административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые отражают реальное положение дел в исследуемой сфере. При этом изучены статистические данные всех основных органов власти, задействованных в соответствующей сфере правоотношений. Установлено, что ряд выявленных проблем в данной сфере могут быть решены правоприменительной практикой, а отдельные требуют законодательного урегулирования.
Костенников М.В., Куракин А.В., Мышляев Н.П. - Причины административных правонарушений c. 44-62

DOI:
10.7256/2306-9945.2015.3.15876

Аннотация: Предметом статьи являются проблемы правового и организационного характера, связанные с административно-правовым регулированием установления причин и условий установления причин и условий совершения административных правонарушений. Авторами подробно проводится теоретико-правовой анализ концепций правового регулирования установления причин и условий совершения административных правонарушений. Рассматриваются авторские позиции относительно понятия административно-правовой профилактики правонарушений и установления личностных и профессиональных качеств субъекта административного правонарушения. Основное внимание в статье уделяется разработки методов и методологии административно-правового регулирования установления причин и условий совершения административных правонарушений. Кроме того, в статье проводится теоретико-правовой анализ понятий концепций профилактической деятельности в сфере административно-правового регулирования. Рассматриваются авторские позиции относительно толкования и правовой регламентации данных категорий. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что в настоящее время для обеспечения правопорядка в сфере действия норм административного права необходимо совершенствовать формы и методы установления причин и условий совершения административных правонарушений. Основным вкладом, который сделан авторами в настоящей статье это необходимость развития административно-правового регулирования выявления потенциальных субъектов административных правонарушений. Новизна статьи заключается в разработке предложений по развитию форм и методов административно-правового регулирования профилактической деятельности, а также создание правовых и организационных гарантий законности в нашей стране.
Мотин В.В., Трофимов О.Е. - Проблемы обеспечения безопасности на водном транспорте c. 51-65

DOI:
10.7256/2306-9945.2013.12.1087

Аннотация: В статье рассмотрены проблемы обеспечения транспортной безопасности на водном транспорте в условиях активного вовлечения рек сибирского региона в хозяйственную деятельность. Предложены пути совершенствования правового регулирования функционирования транспортной инфраструктуры. В Российской Федерации в настоящее время функционирует один из крупнейших в мире водохозяйственных комплексов. Исходя из исторического опыта можно утверждать, что более активное использование транспортных возможностей водных магистралей сибирских регионов может явится мощным катализатором экономического развития России. Некоторые эксперты полагают, что во второй половине текущего века мировая борьба будет идти за водные ресурсы. Обязательное соблюдение экологических требований к сохранению биоресурсов для нашей страны особенно актуально на всех этапах хозяйственной деятельности. Учитывая роль и перспективы развития транспортной инфраструктуры в экономике нашей стране, назрела необходимость объединения всех документов регулирующих отношения в сфере транспорта в единый документ — транспортный кодекс.
Глуздак Г.Н., Лихоманова Я.Ю., Булгакова Л.С. - Перспективы и пути развития альтернативных методов исчисления административных штрафов c. 62-71

DOI:
10.7256/2306-9945.2022.4.39111

EDN: EGOHJF

Аннотация: Предметом исследования являются методы исчисления административных штрафов, которые могли бы рассматриваться в качестве альтернативы уже существующим. Цель работы заключается в предложении таких методов, а также в определении перспектив и путей их развития. В исследовании рассматривается проблема целесообразности исчисления административных штрафов в твердой денежной сумме, особенно актуальная в условиях недостаточной эффективности данного вида административного наказания. Авторы анализируют изменения в отечественном законодательстве об административных правонарушениях, а также обращаются к сравнительно-правовому методу, сопоставляя методы исчисления штрафов в Российской Федерации и в других государствах: Беларуси, Казахстане, Финляндии. Авторы приходят к выводу о недостаточной эффективности денежных штрафов. Новизна исследования заключается в предложении альтернативных методов расчета размера административного штрафа: установление зависимости размера денежного взыскания от минимального размера оплаты труда, от базовой величины или расчетного показателя, от уровня дохода правонарушителя. Особое внимание уделяется рассмотрению альтернативных способов исчисления административных штрафов за правонарушения в области дорожного движения: предлагается установление зависимости между размером административных штрафов и стоимостью транспортного средства или мощностью его двигателя, а также введение системы штрафных баллов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в целях совершенствования законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях.
Липинский Д.А. - Функции административной ответственности c. 63-93

DOI:
10.7256/2306-9945.2015.3.15975

Аннотация: Предметом исследования выступают нормы административного права, определяющие карательное, регулятивное, превентивное и иные направления воздействия административной ответственности. Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающие в административно-правовой сфере регулирования. Автор обосновывает наличие у административной ответственности карательной, превентивной, восстановительной и воспитательной функций. Исследуются структура функций юридической ответственности, исходя из ее широкого понимания, включающая позитивный и негативный аспекты реализации. В работе отмечаются недостатки Кодекса об административно-правовых правонарушениях и предлагаются рекомендации, направленные на совершенствование действующего законодательства. В процессе исследования применялся диалектический метод, сравнительно-правовой метод, формально-юридический метод. Широко использовался структурно-функциональный анализ. Выводы. 1. Кодекс об административных правонарушениях отличается «преемственностью» недостатков утратившего силу Кодекса об административных правонарушениях РСФСР. В нем сохранилось дублирование составов налоговых правонарушений и одновременно не все административные правонарушения были включены в КоАП РФ; в КоАП РФ предусмотрены следующие виды административных наказаний: предупреждение; административный штраф; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права; административный арест, административное выдворение за пределы РФ, возмездное изъятие орудия или предмета административного правонарушения. Административное выдворение за пределы РФ и возмездное изъятие орудия или предмета административного правонарушения по своей юридической природе не являются мерами административного наказания. Они относятся к мерам защиты. Дополнительные меры защиты − выдворение за пределы РФ, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, применяемые одновременно с мерами административного наказания, направлены на усиление восстановительного воздействия административной ответственности в тех случаях, когда обычными мерами этого не удается достичь. 2. Ликвидация юридического лица, приостановление действия лицензии, аннулирование лицензии, запрет заниматься определенными видами деятельности − эффективные способы частной превенции административных правонарушений, т.к. исключают субъекта из определенной сферы общественных отношений и лишают его фактической и юридической возможно-сти совершить аналогичное правонарушение, но содержаться они должны в едином систематизированном нормативно-правовом акте − КоАП РФ, тем более что сам законодатель избрал подобный путь установления административной ответственности. 3. Административная дисквалификация, лишение специального права, приостановление действия лицензии, аннулирование лицензии, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения ис-ключают фактическую и юридическую возможность совершения субъектом административного правонарушения в определенных сферах общественных отношений и тем самым способствуют их нормализации, восстановлению; преобладание в санкциях административных норм штрафа свидетельствует о том, что государство расценивает штраф не только как средство кары и превенции, но и как средство пополнения бюджета и компенсации потерь, понесенных государством в результате совершенного административного правонарушения. В результате совершения конкретного административного правонарушения ущерб причиняется не только потерпевшему, но и государству в целом, а штраф является одним из средств восполнения этого ущерба.
Костенников М.В., Куракин А.В., Мышляев Н.П. - Классификация административно-профилактических мер c. 72-88

DOI:
10.7256/2306-9945.2015.2.15847

Аннотация: Предметом статьи являются проблемы правового и организационного характера, связанные с административно-правовым регулированием профилактики административных правонарушений. Авторами подробно проводится теоретико-правовой анализ концепций правового регулирования профилактической работы с позиции административно-правового регулирование обеспечения правопорядка. Рассматриваются авторские позиции относительно понятия административно-правовой профилактики правонарушений. Основное внимание в статье уделяется разработки методов и методологии административно-правового регулирования профилактики правонарушений. Кроме того, в статье проводится теоретико-правовой анализ понятий концепций профилактической деятельности в сфере административно-правового регулирования. Рассматриваются авторские позиции относительно толкования и правовой регламентации данных категорий. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что в настоящее время для обеспечения правопорядка в сфере действия норм административного права необходимо совершенствовать формы и методы административно-правового и профилактического воздействия. Основным вкладом, который сделан авторами в настоящей статье это необходимость развития административно-правового регулирования профилактики административных правонарушений. Новизна статьи заключается в разработке предложений по развитию форм и методов административно-правового регулирования профилактической деятельности, а также создание правовых и организационных гарантий законности в нашей стране.
Костенников М.В., Куракин А.В. - К вопросу об основании административной ответственности в российском праве c. 75-88

DOI:
10.7256/2306-9945.2013.10.1015

Аннотация: В статье рассматривается основание, административной ответственности, раскрываются особенности административного правонарушения, его признаки, на основании чего делается вывод о том, что понятие административного правонарушения, закрепленное в КоАП необходимо дополнить таким признаком как общественная опасность. Выделяются общие признаки, присущие всем административным правонарушениям, отличающие их от правомерного поведения, а также от иных правонарушений. Отмечается, что невозможно использовать в отношении юридиче¬ского лица классическое понимания вины. Говорится, что общественно опасное деяние, запрещенное законом, признается административным правонарушением лишь в том случае, когда за его совершение предусмотрена административная ответственность. Рассматриваются различия административных правонарушений от иных правонарушений по закрепленным в законодательстве признакам: по главному материальному признаку, по характеру их противоправности и наказуемости. Говорится, что административное правонарушение заключается в нарушении общеобязательных норм (дисциплинарный проступок). Приводятся отличия гражданско-правовых деликтов от административных правонарушений. Дается четкое определение административному правонарушению.
Москвина Ю.В. - Материальный ущерб, причинённый в результате дорожно-транспортного происшествия как обстоятельство, отягчающее административную ответственность c. 81-90

DOI:
10.7256/2306-9945.2013.2.597

Аннотация: В статье обозначена проблема эффективности административно-правовых санкций в сфере безопасности дорожного движения. В Кодексе РФ об административных правонарушениях не предусмотрена возможность должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении Правил дорожного движения, в результате которого произошло дорожно-транспортное происшествие с причинением материального ущерба потерпевшему, при назначении административного наказания, учесть негативные последствия этого правонарушения. В настоящее время, обстоятельства, при которых было совершено деяние, размер и характер причинённого ущерба при дорожно-транспортных происшествиях лишь устанавливаются как факт, имевший место, но, ни каким образом не влияющий на принятие решения при назначении наказания. Для реализации принципов справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности санкции статей главы 12 КоАП РФ должны быть относительно определёнными, в рамках которых должностное лицо, рассматривающее дело, могло бы назначить наказание, а причинение материального ущерба потерпевшему должно рассматриваться как обстоятельство, отягчающее административную ответственность.
Бомбицкий А.М. - Административная ответственность и ее реализация за нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд c. 129-141

DOI:
10.7256/2306-9945.2015.4.16660

Аннотация: Предметом статьи являются проблемы правового и организационного характера, связанные с реализацией мер административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Автором подробно проводится теоретико-правовой анализ концепций административной ответственности. Рассматриваются авторские позиции относительно понятия правового регулирования административной ответственности. Основное внимание в статье уделяется разработки методов и методологии административно-правового регулирования ответственности в административном праве. Рассматриваются авторские позиции относительно толкования и правовой регламентации данных категорий. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что в настоящее время для обеспечения правопорядка в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд необходимо совершенствовать формы и методы административно-правового регулирования в соответствующей сфере. Основным вкладом, который сделан авторами в настоящей статье это необходимость развития административно-правового регулирования ответственности в сфере государственных закупок. Новизна статьи заключается в разработке предложений по развитию форм и методов государственного регулирования административной ответственности, а также создание правовых и организационных гарантий законности в сфере госзакупок.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.