NB: Административное право и практика администрирования
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "NB: Административное право и практика администрирования" > Рубрика "Административное принуждение."
Административное принуждение.
Борисов С.В., Ульянов М.В., Липатова Ж.Н. - Административно-правовое предупреждение правонарушений экстремистской направленности и роль органов прокуратуры c. 1-15

DOI:
10.7256/2306-9945.2014.5.13568

Аннотация: Статья посвящена вопросам административно-правового предупреждения правонарушений экстремистской направленности, предусмотренных ч. 2 ст. 20.28 (организация и участие в деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого действует имеющее законную силу решение о приостановлении его деятельности), 20.29 (массовое распространение, хранение и производство экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов) и др. и реализации прокурором полномочий в производстве по делам об административных правонарушениях в сфере противодействия экстремистской деятельности. Используются общенаучном диалектическом методе познания явлений и процессов и системный подход к изучению социально-правовых проблем. Высказано предложение о необходимости исключения из ст. 13 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» указание на возможность рассмотрения дел о признании материалов экстремистскими в административном производстве, поскольку привлечение к административной ответственности предполагается за распространение экстремистских материалов уже внесенных в Федеральный список, что само по себе исключает их признание экстремистскими в ходе административного производства.
Винокуров А.Ю. - Особенности правового регулирования участия прокурора в административном преследовании лиц, обладающих особым правовым статусом, в Республике Казахстан c. 8-16

DOI:
10.7256/2306-9945.2016.5.20320

Аннотация: Предметом исследования в статье является специфика правового регулирования в Республике Казахстан применения в отношении лиц, обладающих особым правовым статусом, мер административно-юрисдикционного характера, и роль прокурора в реализации соответствующих процедур. Автором подчеркивается, что в отличие от российского законодательства, для которого характерно отражение вопросов лишения неприкосновенности лиц, обладающих особым правовым статусом, в отдельных законодательных актах, в указанной Республике рассматриваемые вопросы фактически закреплены в одном кодифицированном акте. При написании статьи использован метод компаративистики, в соответствии с которым при рассмотрении отдельных положений законодательства Республики Казахстан автором проводится сравнение с аналогичными нормами российского законодательства. Научная новизна исследования заключается в том, что оно является фактически первым в России, посвященным изучению механизма применения в Республике Казахстан административно-юрисдикционных процедур в отношении лиц, обладающих особым правовым статусом, в контексте участия в этом процессе прокурора. Автором предлагается заимствовать в отечественном законодательстве положительный казахстанский опыт.
Сидоров Э.Т. - Проблемы применения боевой и специальной техники подразделениями МВД России и Вооруженных Сил России при проведении контртеррористической операции c. 17-28

DOI:
10.7256/2306-9945.2017.1.21653

Аннотация: Предметом исследования являются: концепция административно-правового принуждения в условии контртеррористической операции в вопросах применения оружия и специальной техники; соответствие реальных возможностей участников контртеррористической операции потребностям практики; требования, предъявляемые к боевой и специальной технике, используемой в антитеррористической деятельности. Объект исследования составили закономерности, проявляющиеся при разработке правового обеспечения создания и применения боевой и специальной техники подразделениями органов внутренних дел и другими федеральными органами исполнительной власти, в условиях противодействия терроризму. Методы исследования: метод сравнительного правоведения при исследовании оснований и порядка применения оружия и специальной техники; метод сравнительного анализа при определении соответствия возможностей специальной техники современным потребностям. Научная новизна заключается в анализе понятийного аппарата; в предложениях по совершенствованию правовой базы применения боевой и специальной техники; в специальных требованиях, предъявляемых к боевой и специальной технике. Основные выводы проведенного исследования заключаются в следующем: необходимость проведения унификации законодательства; устранение имеющихся противоречий в нормативно-правовых актах; создание единого понятийного аппарата.
Лапина М.А., Трунцевский Ю.В., Карпухин Д.В. - Административная преюдиция как способ декриминализации уголовных преступлений и разграничения уголовных преступлений и административных правонарушений в современный период c. 24-56

DOI:
10.7256/2306-9945.2015.2.15899

Аннотация: Предметом статьи являются проблемы правового и организационного характера, связанные с декриминализацией преступлений. Авторами подробно проводится теоретико-правовой анализ обозначенной проблемы. В последние годы в научном сообществе возродился интерес к институту административной преюдиции в уголовном и административно-деликтном праве. В научной среде имеются как сторонники развития данного института, так и противники данной точки зрения. Анализ действующего уголовного законодательства показывает, что административная преюдиция получает своё развитие и находит отражение в составах преступлений, сформулированных в Особенной части Уголовного кодекса РФ. Авторы статьи делают выводы об административной преюдиции как средстве декриминализации ряда составов экономических преступлений путем их инкорпорирования в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Важно принципиально изменить идеологический вектор оценки административной преюдиции как сугубо карательного института на средство декриминализации уголовных преступлений в экономической деятельности. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что в настоящее время для обеспечения правопорядка в сфере экономки необходимо совершенствовать формы и методы административно-правового воздействия на государственный и не государственный сектор российской экономики. Автор делает вывод о необходимости уменьшения количества видов санкций, увеличения норм поощрительного характера и в уголовном, и в административно-деликтном законодательстве.
Костюченко К.Л., Коркин А.В. - Кибернетический подход к применению сотрудниками полиции огнестрельного оружия c. 25-34

DOI:
10.7256/2306-9945.2017.4.23321

Аннотация: Предметом исследования являются правовые и организационные проблемы подготовки сотрудников полиции к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия - одного из видов административного принуждения. Решения таких проблем находятся в плоскости совершенствования и соединения отдельных граней профессиональной подготовки (стрелковой, правовой, тактической, физической, психологической и др.). Принципиально новым способом решения указанных проблем является кибернетический подход, в основу которого положены три фундаментальных аспекта кибернетики: информационный, управленческий и организационный. Методологической основой исследования явились такие общефилософские методы как наблюдение и моделирование, а также метод сравнительного анализа и системный метод. Рассматривается кибернетическая система, где механизм принятия решения на применение оружия сотрудником полиции (объект управления) – это составной элемент всей системы оперативно-служебной деятельности и профессиональной подготовки сотрудника полиции (цикл управления). Основным выводом является то, что все элементы системы подготовки сотрудников полиции к применению огнестрельного оружия должны быть нацелены на конечный результат – законное и эффективное его применение. Для достижения этого результата предлагаются определенные процедуры, соответствующие фундаментальным аспектам кибернетики: соблюдение определенного информационного фона при проведении занятий (ситуационные мишени, антураж, свет, звуки и т.п.); адекватное отражение всех элементов системы подготовки в организационной документации, оптимальная расстановка акцентов в учебном процессе.
Мусаткина А.А. - К вопросу о институте административной ответственности c. 30-43

DOI:
10.7256/2306-9945.2015.3.15959

Аннотация: Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающие в сфере функционирования института административной ответственности и смежных с ним институтов мер защиты и мер безопасности. Предметом исследования является совокупность норм, закрепляющих институт административной ответственности и смежные с ним правовые институты. Автором исследуется структура института административной ответственности, определяется его юридическая природа, проводится отграничение от смежных правовых институтов. Обосновываются рекомендации, направленные на совершенствование законодательства и практики его применения. Доказывается иерархичность института административной ответственности. В процессе исследования использовался диалектический, сравнительно-правовой, формально-юридический метод. автор применял философские категории общего частного и отдельного, а также законы перехода количественных изминений в качественные, отрицания отрицания и другие. Автор обосновывает, что такие вид административного наказания как приостановление деятельности по своей юридической природе находится ближе к мерам административной защиты, нежели мерам юридической ответственности. Доказывается, что по своей структуре институт административной ответственности внешне схож с институтом уголовной ответственности, что обусловлено генетическим связями, а также связями координации и субординации
Бадулин А.Д. - Институт административной ответственности и его реализация в сфере производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции c. 49-70

DOI:
10.7256/2306-9945.2013.4.8830

Аннотация: Институт административной ответственности играет важную роль в деле обеспечения правопорядка в алкогольной сфере. Согласно официальным данным тревогу вызывает все более активное приобщение к потреблению алкоголя подростков и женщин, что значительно увеличивает риск развития алкогольных заболеваний и степень негативного воздействия алкоголизации на здоровье подрастающих поколений. Административная ответственность в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции – это мера административного принуждения, которая применяется за совершение административного правонарушения. К настоящему времени проделана значительная и плодотворная работа по исследованию этой важной правовой категории, но остается еще много нерешенных и дискуссионных вопросов относительно существа материальной ответственности военнослужащих. Административная ответственность за нарушение законодательства в алкогольной сфере реализуется в административно-процессуальном порядке путем применения санкций норм Особенной части КоАП РФ, а также предписаний законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Лапина М.А. - Оптимальные приемы юридической техники, обеспечивающие согласование системы юридических санкций административно-деликтного и уголовного законодательства c. 57-71

DOI:
10.7256/2306-9945.2015.2.15900

Аннотация: Предметом статьи являются проблемы правового и организационного характера, связанные с административно-правовым регулированием реализации правовых санкций. Автором подробно проводится теоретико-правовой анализ административных санкций. Система юридических санкций, предусмотренная КоАП РФ и УК РФ, не согласуется между собой с точки зрения выбора оптимальных мер государственного принуждения, обеспечивающих достижения цели восстановления справедливости в отношениях участников хозяйственной деятельности и экономических интересов государства. Имеющиеся санкции, с учетом роста числа экономических и финансовых правонарушений, не обеспечивают достижения цели специальной превенции в отношении экономических правонарушителей и общей превенции со стороны иных хозяйствующих субъектов. Основное внимание в статье обращается на определение принципов достижения согласования системы юридических санкций в административно-деликтном и уголовном законодательстве; предложены в качестве оптимальных средств юридической техники согласования уголовных и административных санкций: административная преюдиция, «привязка» к отраслевому законодательству, по ряду составов в экономической сфере отношений предложена безальтернативность санкций и др. Приведены рассуждения автора об уголовной ответственности юридических лиц. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что в настоящее время для обеспечения правопорядка в сфере экономки необходимо совершенствовать формы и методы административно-правового воздействия на государственный и не государственный сектор российской экономики. Автор делает вывод о необходимости уменьшения количества видов санкций, увеличения норм поощрительного характера и в уголовном, и в административно-деликтном законодательстве.
Упоров И.В. - Охрана общественного порядка нормами административного права: опыт законодателя периода Российской империи заслуживает большего внимания c. 79-88

DOI:
10.7256/2306-9945.2014.6.14179

Аннотация: В статье рассматривается проблема, связанная с недостаточным использованием современным российским законодателем опыта рос-российского государства периода Российской империи в сфере охраны общественного порядка нормами административного права. В этой связи анализируется Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, 1864 г., а также Кодекс об административных правонарушениях РФ, который действует в настоящее время. Затрагиваются также особенности правового регулирования охраны общественного порядка в действовавшем до 2001 г. Кодекс об административных правонарушениях РСФСР. Основным методом исследования является метод сравнительного исследования, посредством которого были изучены соответствующие нормы Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, 1864 г., и действующего КоАП РФ. В результате проведенного анализа выявлено, что современный российский законодатель в недостаточной степени использует законотворческий опыт Российской империи в части охраны общественного порядка нормам административного права. В этой связи выявлен ряд норм Устава, которые целесообразно использовать применительно к действующему в нашей стране административному законодательству. Это касается включения в КоАП РФ таких составов административных проступков, как нарушение порядка в публичных собраниях, бесстыдные или соединенные для других действия, прошение милостыни с дерзостью и грубостью, допущение к прошению милостыни детей и др. В этом контексте указывается, в частности, что содержащаяся в ст. 20.1 КоАП РФ формулировка диспозиции мелкого хулиганства носит слишком общий характер, она явно устарела и нуждается в конкретизации. Делается общий вывод о необходимости в большей мере использовать законотворческий опыт Российской империи в части охраны общественного порядка нормами административного права.
Лапина М.А. - Законодательство, регламентирующего юрисдикционную деятельность Счётной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации c. 109-128

DOI:
10.7256/2306-9945.2015.4.16508

Аннотация: Предметом статьи являются проблемы правового и организационного характера, связанные с административно-правовым регулированием финансового контроля. Автором подробно проводится теоретико-правовой анализ системы федерального законодательства, которое характеризует юрисдикционнные полномочия контрольно-счётных органов, осуществляющих внешний государственный аудит (контроль), не согласуется между собой с точки зрения применения бюджетных мер принуждения и возможности выявления, пресечения и привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области публичных финансов. Возможность с июля 2013 года применять бюджетные меры принуждения, а также составлять протокол об административном правонарушении и далее передавать его по подведомственности в органы исполнительной власти или в судебные инстанции, не обеспечивает в полной мере особый административно-юрисдикционный статус Счётной палаты Российской Федерации и котрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации. В статье обоснована необходимость совершенствования федерального законодательства для достижения согласования мер принуждения в бюджетной сфере и полномочий субъектов внешнего государственного аудита, содержащихся в БК РФ и КоАП РФ. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что в настоящее время необходимо дополнить законодательство о контрольно-счётных органах такими принципами деятельности, как плановости и результативности; ответственности; координации и согласованной деятельности с иными органами, осуществляющими финансовый контроль; компетентности должностных лиц и информационной открытости. Приведены рассуждения автора об увеличении срока давности привлечения к административной ответственности в области публичных финансов. Автор делает вывод о необходимости наделения контрольно-счетных органов правом рассмотрения дел об административных правонарушениях в бюджетной сфере.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"