NB: Административное право и практика администрирования - рубрика Административное и муниципальное право и безопасность
по
NB: Административное право и практика администрирования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "NB: Административное право и практика администрирования" > Рубрика "Административное и муниципальное право и безопасность"
Административное и муниципальное право и безопасность
Мошкина Н.А. - Правовая природа досмотра как формы контроля: административный и таможенный аспект c. 1-24

DOI:
10.7256/2306-9945.2013.3.655

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению правовой природы досмотра. Выбор исследования данной формы обусловлен особой значимостью указанного действия в деятельности органов исполнительной власти, в частности таможенных органов, поскольку именно в ходе досмотра вскрывается большая часть таможенных и административных правонарушений. Обосновывается вывод о том, что досмотр имеет два аспекта: административный и таможенный. С одной стороны он применяется как форма таможенного контроля, с другой - как мера административного принуждения. Автором представлена собственная классификация таможенного досмотра, определены его цели и задачи. В статье особое внимание уделено личному таможенному досмотру, поскольку данная форма контроля применяется лишь в исключительных случаях, что обусловлено обеспечением прав и свобод человека и гражданина. Автором предложены собственные научные дефиниции исследуемых понятий, что является несомненным достоинством данной работы. В результате сделан вывод о двойственности юридической природы досмотра.
Андреев П.Г. - Профилактика виктимизации в области дорожного движения c. 1-8

DOI:
10.7256/2306-9945.2021.4.36685

Аннотация: Предметом исследования в представленной статье являются профилактические мероприятия, направленные на ликвидацию виктимизации, образующейся в процессе реализации дорожного движения в Российской Федерации. Объектом исследования в данной статье выступают общественные отношения, складывающиеся в области виктимности со стороны всех участников дорожного движения. В статье автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как формы виктимности в области дорожного движения, мероприятия, подлежащие реализации для ликвидации виктимизации в сфере дорожного движения, приводит практический пример виктимности от ДТП. Особое внимание уделяется профилактическим мероприятиям по ликвидации виктимизации в области дорожного движения в Российской Федерации.   Основным выводом проведенного исследования является положение о том, что с практической точки зрения, эффективность профилактических мероприятий, направленных на решение проблемы виктимизации, состоит в заинтересованности участников дорожного движения к сохранению безопасности путем наглядности последствий дорожно-транспортных происшествий, ужесточения мер наказания за нарушение законодательных предписаний и возрождения чувства ответственности за себя и своих близких. Особым вкладом автора в исследование темы является определение двух форм виктимности в области дорожного движения: неосторожной, возникающей случайно по неопытности участников дорожного движения, обусловленной ситуативным поведением лиц, слабо ориентирующихся в пространственной обстановке; злостной, обусловленной игнорированием, пренебрежением Правилами дорожного движения, провокационным поведением в процессе движения. Новизна исследования заключается в использовании актуального судебного прецедента, указывающего на виктимную сторону участников дорожного движения.
Зайкова С.Н. - Приоритетные направления обеспечения транспортной безопасности (на основе анализа документов стратегического планирования) c. 13-25

DOI:
10.7256/2306-9945.2022.2.37787

Аннотация: Актуальность настоящего исследования обусловлена теоретическими и практическими потребностями в установлении согласованности целей, задач и комплекса мероприятий по обеспечению транспортной безопасности, как одной из составляющих национальной безопасности России. Целью исследования стала попытка определения приоритетных направлений развития государственного управления и российского законодательства в области обеспечения транспортной безопасности на основе механизмов стратегического планирования. Задачи исследования: проанализировать за период с момента принятия закона о транспортной безопасности по настоящее время (2008-2021 г.г.) документы стратегического планирования; определить взаимосвязанность стратегических и отраслевых целей и приоритетов обеспечения транспортной безопасности, содержащихся в различных правовых источниках; выработать предложения по уточнению положений стратегических и программных документов в сфере безопасности и транспортной отрасли. Проведенный анализ позволил сделать выводы о том, приоритетным направлением развития государственного управления и российского законодательства в области обеспечения транспортной безопасности до 2024 года является повышение уровня антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств путем внедрения и использования космических и информационных технологий, а также путем создания интеллектуальных транспортных систем, обеспечивающих транспортную связанность страны. Автором предложена разработка стратегии транспортной безопасности Российской Федерации, корректировка комплексной программы обеспечения безопасности на транспорте и плана-графика мероприятий Минтранса России по реализации документов стратегического планирования до 2024 г. Новизна исследования определяется постановкой проблемы и заключается в том, что оно представляет собой комплексный анализ документов стратегического планирования, принятых на федеральном уровне и направленных на решение задач по обеспечению национальной безопасности страны.
Королева Е.Г. - Правовое регулирование использования беспилотных транспортных средств в Российской Федерации c. 13-22

DOI:
10.7256/2306-9945.2024.1.69837

EDN: IJTTNA

Аннотация: Объектом исследования работы выступила совокупность общественных отношений в области обеспечения безопасности дорожного движения при использовании беспилотных транспортных средств на дорогах общего пользования. Предметом исследования статьи являются международные и национальные правовые нормы, регулирующие общественные отношения, формирующиеся в связи с внедрением и использованием беспилотных транспортных средств на дорогах общего пользования. Целью данной работы изучение отечественного законодательства и практики использования беспилотных транспортных средств в дорожном движении, а также формулирование предложений и рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства в рассматриваемой сфере. Особое внимание уделяется на то что с момента возникновения идеи создания беспилотного транспорта и последующего использования его на дорогах общего пользования, как в Российской Федерации, так и в других странах, встает вопрос изменения нормативно-правовой базы, регулирующей процесс дорожного движения в условиях возрастающей повсеместной цифровизации.  При подготовке работы использовались общенаучные методы научного познания, такие как диалектический, логический, системный, а также специальные методы: сравнительно-правовой, формально-юридический. Автор приходит к выводу, что правовое регулирование использования беспилотных транспортных средств является актуальной и важной темой, ведь это инновационная сфера, которая имеет потенциал изменить транспортную индустрию и повлиять на существующие нормы и правила движения на дорогах. Для этого необходимо использовать комплексный подход к правовому регулированию использования беспилотных транспортных средств на дорогах общего пользования. В первую очередь следует разработать национальный стандарт «О беспилотных колесных транспортных средствах», который должен содержать как технические требования, предъявляемые к БТС, так и требования, касающиеся безопасности аппаратно-программного комплекса управления таким автомобилям. Кроме этого принять закон, содержащий основные понятия, термины, определения, права и обязанности разработчиков и эксплуатантов БТС, и уже на основе этого закона разрабатывать и вносить изменения в действующие нормативные правовые акты регламентирующие безопасности дорожного движения и юридическую ответственность.
Шейхов М.Э. - Современный подход к понятию национальной безопасности c. 15-22

DOI:
10.7256/2306-9945.2018.5.19204

Аннотация: На протяжении последних лет мы стали свидетелями кардинального изменения понимания безопасности, причем во многом эти изменения касаются каждого из нас лично. Сегодня Россия воюет в Сирии, российские военные присутствуют в Донбассе, крайне напряжены отношения с Турцией. Практически каждый день в новостных лентах появляются сообщения о столкновениях с участием мигрантов, особенно - в европейских странах. Боинг с российскими туристами, разбившийся в прошлом октябре над Синайским полуостровом, свидетельствует о том, что в любой момент и в любом месте возможен теракт с массовыми жертвами. Мы видим, что классическая война как угроза для национальной безопасности сегодня менее вероятна для простого обывателя в сравнении с опасностью стычки с мигрантами или возможностью террористического акта. Что сегодня входит в понятие безопасности? Как обеспечить безопасность не только на национальном, но и на обывательском уровне? Как отразить эти моменты в законодательстве? Эти и другие вопросы стали предметом анализа в данной статье.
Бережнова Н.Д. - Юридические, социальные и психологические функции влияния на социальную среду пенитенциарного сообщества, находящегося в особых условиях c. 18-27

DOI:
10.7256/2306-9945.2013.4.570

Аннотация: В статье рассматриваются юридические, социальные и психологические функции влияния на социальную среду пенитенциарного сообщества. Обеспечение предупреждения особых факторов криминогенных ситуаций включает также ряд определенных функций. Автором предлагаются способы снижения уровня агрессивности осужденных. В статье рассматриваются возможности их использования, вместе с тем, предлагаются новые направления деятельности по повышению эффективности организации надзора. Социально-психологическое предупреждение пенитенциарного насилия сконцентрировано в статье на активной и целенаправленной нейтрализации антисоциальных явлений и процессов, происходящих в исправительных учреждениях. На основании этого автором предлагается ряд изменений в работу администрации исправительных учреждений. При психологическом обеспечении предупредительной деятельности должны учитываться особые условия пенитенциарной системы. При предупреждении насильственных преступлений в учреждениях исправительной системы в статье затронута проблема необходимости контроля проникновения к осужденным запрещенных предметов, поскольку в совершение подобных действий вовлекаются не только осужденные, их знакомые и родственники, но и персонал исправительных учреждений. Обеспечение предупредительной деятельности заключается в выполнении определенных направлений работы.
Костенников М.В., Трофимов О.Е. - Правовое регулирование транспортной безопасности и роль полиции в ее обеспечении c. 18-52

DOI:
10.7256/2306-9945.2013.9.10134

Аннотация: В современный период развитие транспорта и транспортной инфраструктуры выдвигает новые задачи к формированию комплексной системы транспортной безопасности. Так, в 2012 г. аварийность на автомобильном транспорте выросла на 10 %, на воздушном и водном транспорте на 3,4 %, железнодорожном на 5,6 %. Ежегодно в результате транспортных катастроф в Российской Федерации погибает около 100 тыс. людей. Все эти данные свидетельствуют, в том числе и о необходимости совершенствования административно-правового регулирования деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. Вопросы безопасности личности, общества и государства всегда находились в центре внимания государства и гражданского общества. Глобализация экономики, террористические угрозы, а также нестабильная финансовая и политическая ситуация во многих государствах заставляют по иному взглянуть на вопросы глобальной безопасности, в том числе и в сфере функционирования транспорта, работа которого в сложившихся условиях носит достаточно уязвимый характер.
Костенников М.В., Максимов С.Н. - Принципы обеспечения экономической безопасности в административном праве c. 21-29

DOI:
10.7256/2306-9945.2016.2.18754

Аннотация:
Настоящая статья частично воспроизводит материалы параграфов 2.1.-2.2. диссертации: Максимов, Сергей Николаевич. Административно-правовое обеспечение экономической безопасности в Российской Федерации: концептуальные и методологические аспекты: диссертация ... доктора юридических наук: 12.00.14 / Максимов Сергей Николаевич; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов / Научный консультант: доктор юридических наук, профессор Дугенец А.С.]. - Москва, 2014.
Предметом статьи являются проблемы правового и организационного характера, связанные с административно-правовым регулированием безопасности экономки. Автором подробно проводится теоретико-правовой анализ концепций правового регулирования экономических отношений с позиции административно-правового регулирование обеспечения ее безопасности. Рассматриваются авторские позиции относительно понятия государственного регулирования экономики. Основное внимание в статье уделяется разработки методов и методологии административно-правового регулирования безопасности экономических отношений. Кроме того, в статье проводится теоретико-правовой анализ понятий концепций развития права и экономики в современных условиях. Рассматриваются авторские позиции относительно толкования и правовой регламентации данных категорий. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что в настоящее время для обеспечения правопорядка в сфере экономки необходимо совершенствовать формы и методы административно-правового ее безопасности. Основным вкладом, который сделан авторами в настоящей статье это необходимость развития административно-правового регулирования безопасности экономики. Новизна статьи заключается в разработке предложений по развитию форм и методов государственного регулирования экономики, а также создание правовых и организационных гарантий законности в экономике нашей страны.
Андреев П.Г., Былинин И.А. - Правовые аспекты деятельности по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения при эксплуатации транспортных средств, некоторые проблемы и пути их решения c. 22-29

DOI:
10.7256/2306-9945.2019.2.29096

Аннотация: Предмет исследования: нормы законодательства обеспечивающие соблюдение требований в части технического состояния транспортных средств, контрольная и надзорная деятельность за проведением техосмотра автомобилей. Объект исследования: общественные отношения, складывающиеся при осуществлении федерального надзора по соблюдению требований юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, участниками дорожного движения в процессе технической эксплуатации автомобилей. Автором рассматривается осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к конструкции и техническому состоянию автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования. Методологическую основу исследования составили формально – правовой, аналитический и системный методы, анализ, синтез, моделирование, сравнение. Основные выводы исследования: действующее законодательство в области обеспечения безопасности дорожного движения, в части осуществления федерального государственного надзора по соблюдению требований при эксплуатации автомобилей еще не завершено, для обеспечения неотвратимости наказания необходимо предусмотреть ответственность для владельцев всех категорий транспортных средств за не прохождение технического осмотра. Следует конкретизировать понятие «государственного технического осмотра транспортных средств». В работе проведен анализ понятия «государственного технического осмотра» и «технического осмотра транспортных средств». Новизна исследования заключается в том, что в работе предлагается применение «государственного технического осмотра транспортных средств» к транспортным средствам находящихся во владении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей осуществляющих пассажирские и грузовые перевозки. В рамках научного исследования на основе всестороннего изучения соответствующих положений законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения внесены предложения по совершенствованию административного законодательства в рассматриваемой сфере.
Былинин И.А. - Контроль (надзор) за безопасностью дорожного движения в парадигме проводимой административной реформы c. 26-37

DOI:
10.7256/2306-9945.2022.2.37813

Аннотация: Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность органов государственной власти по осуществлению контроля (надзора) за безопасностью дорожного движения, правоприменительная практика, изучение авторских точек зрения по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности. Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при осуществлении контроля (надзора) за гражданами и организациями осуществляющими деятельность в части соблюдения обязательных требований в сфере безопасности дорожного движения. Целью исследования является совершенствование законодательства в области государственного контроля (надзора) со стороны государственных органов власти, для предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований, посредством профилактики нарушений, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, а также принятия мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований.   Научная новизна статьи заключается в предложении дополнений и изменений в действующее законодательство о государственном контроле (надзоре) и изложении статьи 2 Федерального закона № 248 -ФЗ «Государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль» в дополненной редакции. Внесенные изменения позволят сделать механизм осуществления государственного контроля (надзора) за лицами, осуществляющими деятельность в соответствии с требованиями более прозрачным и доступным в части досудебного обжалования. Контролируемое лицо должно иметь право на выбор подачи жалобы. При проведении исследования использовались всеобщий диалектический, логический, формально-юридический, сравнительного анализа, герменевтический методы.
Христинич И.В. - Меры прокурорского реагирования на нарушения законов в сфере пожарной безопасности c. 30-62

DOI:
10.7256/2306-9945.2013.1.580

Аннотация: В статье автором дается анализ современных мер прокурорского реагирования и их краткая характеристика. Помимо известных мер прокурорского реагирования, предусмотренных законами, перечисляются меры реагирования, предусмотренные организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации, которые также применяются в прокурорской практике, но о них редко упоминается в научной литературе и большинству эти меры не известны. Раскрывается роль прокурора в осуществлении правового мониторинга, и отмечаются недостатки, которые необходимо решить с регламентацией его проведения. На основе примеров последних прокурорских проверок в сфере надзора за исполнением законов о пожарной безопасности автором отмечается эффективность, специфика применения и недостатки мер реагирования. Делается вывод, что меры прокурорского реагирования на нарушения законов о пожарной безопасности отличаются от мер реагирования органов государственного контроля (надзора). Их особенность видится в том, что меры прокурорского реагирования имеют более широкий спектр применения, позволяют охватить правонарушения законов о пожарной безопасности, которые допускаются и хозяйствующими субъектами, и органами государственного контроля (надзора).
Нарутто С.В. - К вопросу об изменении государственной границы c. 35-50

DOI:
10.7256/2306-9945.2013.12.1069

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы изменения государственной границы за счет уменьшения и увеличения территории государства. Автор отмечает, что для государства естественно стремление к незыблемости государственных границ и стабильности установленного для них режима, потому что это служит гарантией его безопасности государства, предотвращения территориальных споров и конфликтов, развития сотрудничества с другими государствами. Вместе с тем территориальные споры существуют и нередко используются для вмешательства во внутренние дела других стран. Обращается внимание на то, что в настоящее время процесс договорного оформления отдельных участков Государственной границы Российской Федерации не завершен и территориальные проблемы остаются. Автор выделяет спорные территории Российской Федерации. Раскрывая вопрос об изменении государственной территории, автор рассматривает в качестве правового основания такого изменения суверенное волеизъявление населения всего государства или части переходящей территории, а также соглашение между заинтересованными государствами. Для изменения территории субъекта РФ до заключения международного договора обязательной стадией процедуры является выяснение мнения населения, проживающего на территории, административная граница которого подлежит изменению.
Михалева И.С., Сергунова А.С. - Субъект ответственности в дорожно-транспортном происшествии с участием высоко или полностью автоматизированного транспортного средства c. 36-47

DOI:
10.7256/2306-9945.2021.1.35493

Аннотация: Объектом исследования явилась система общественно-правовых отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Предметом исследования выступили правовые нормы, регламентирующие административно-правовой статус водителя автоматизированного транспортного средства в случае совершения им правонарушения ставшего причиной дорожно-транспортного происшествия. Цель работы состояла в проведении анализа нормативной правовой базы, регламентирующей порядок эксплуатации, движения автоматизированного транспортного средства в условиях дорожного движения, а также административно-правовой статус водителя автоматизированного транспортного средства. Авторами проводится анализ зарубежного опыта, федерального законодательства, подзаконных и ведомственных актов на предмет закрепления правового положения водителя автоматизированного транспортного средства в случае совершения им правонарушения ставшего причиной дорожно-транспортного происшествия. Высказаны предложения по закреплению административного правового статуса водителя автоматизированного транспортного средства. Новизна работы определяется практической и научной значимостью проблем правоприменительной деятельности правоохранительных органов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, а также необходимостью совершенствования правовых основ, регламентирующих полномочия подразделений и служб полиции России. Методологическая основа работы: фундаментальные положения теории права; обобщение практического опыта, применение методов логического, монографического и системного анализа. Область применения результатов: положения работы могут быть использованы в законодательной деятельности государственных органов, правоприменительной деятельности правоохранительных органов, образовательном процессе образовательных организаций, научных исследованиях специалистов по проблемам обеспечения безопасности дорожного движения, совершенствования отраслей российской правовой системы.
Зайкова С.Н. - Транспортная безопасность в структуре национальной безопасности Российской Федерации c. 37-47

DOI:
10.7256/2306-9945.2021.4.37328

Аннотация: В связи с сохраняющейся привлекательностью транспорта и транспортных объектов для совершения противоправных деяний, в том числе террористических актов, совершенствование форм и методов управления в транспортной отрасли продолжает оставаться актуальной темой для проведения научных исследований. Генезис российского административно-правового механизма обеспечения транспортной безопасности имеет свои особенности, связанные с зарождением и развитием государственного управления как в сфере безопасности, так и в отрасли транспорта. Исследование основных тенденций и объективных закономерностей этого процесса позволит корректировать современное правовое регулирование по вопросам защищенности транспортного комплекса с учетом имеющегося опыта, исторических проб и ошибок. В статье предпринята попытка определения места транспортной безопасности в структуре национальной безопасности страны. Целью исследования явилось сопоставление национальной и транспортной безопасности как целого и частного, выявление общего и особенного в государственном управлении и правовом регулировании.    Проведенный анализ позволил сделать выводы о том, транспортная безопасность является составной частью национальной безопасности страны, поэтому установленные цели государственного управления в области транспортной безопасности являются обеспечительными в системном достижении целей национальной безопасности. Несмотря на исключительную компетенцию Российской Федерации в области безопасности, наличествует практическая правовая регламентация региональными законами отдельных вопросов обеспечения безопасности, в том числе транспортной. Особое внимание уделено различиям в нормативном правовом регулировании национальной и транспортной безопасности. На основе проведенного анализа предложено авторское определение понятия «законодательство Российской Федерации в области транспортной безопасности», обоснована необходимость внесения соответствующих дополнений в Федеральный закон «О транспортной безопасности». Научная новизна исследования определяется постановкой проблемы и заключается в том, что исследование представляет собой специальный анализ правового регулирования отношений в области обеспечения национальной и транспортной безопасности.
Калинин Г.И. - К вопросу об организации противодействия терроризму и обеспечения биологической безопасности в сфере ветеринарии c. 44-49

DOI:
10.7256/2306-9945.2014.3.11897

Аннотация: В последние два десятилетия перед Российской Федерацией остро встала проблема организации противодействия террористической угрозе в различных её проявлениях. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет надзор за физической защитой источников особо опасных организмов. Однако с практической реализации данного полномочия возникли проблемы. Территориальные управления Россельхознадзора вынуждены были самостоятельно решать эту задачу и разрабатывать методику надзора за указанными объектами. Для таких опасных объектов, которые могут подвергнуться террористической атаке, осуществление контроля и надзора за ними раз в три года и более недостаточно. Неясно, что следует понимать под особо опасными организмами. Применение санитарных правил в этом случае не совсем корректно. В ветеринарном законодательстве понятие «физическая защита», а также её критерии применительно к объектам ветеринарного надзора отсутствуют. Следует чётко регламентировать порядок осуществления данного вида надзора.
Миронов А.Н. - Несовершенство законодательства об участии граждан в охране общественного порядка c. 61-69

DOI:
10.7256/2306-9945.2015.5.17184

Аннотация: Предметом исследования выступает законодательство Российской Федерации об участии граждан в охране общественного порядка. Автором проводится анализ принятого Федерального закона от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» на предмет возможности реализации отдельных его положений, предлагается авторское видение некоторых моментов, которые позволят усовершенствовать данный законодательный акт. Рассматриваются позиции автора в части усиления гарантий лицам, участвующим в охране общественного порядка в административном и уголовном законодательстве. Методологическую основу исследования составили общие методы познания, традиционные юридико-правовые методы. Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены выбором и применением апробированных методов исследования научной методологии, которые предусматривали системное, комплексное рассмотрение проблемы. Основным выводом статьи является то, что принятие ФЗ № 44 это пример непродуманного и необеспеченного как в организационном, так и финансовом плане нормативного правового акта, о реальности применения которого рассудит практическая деятельность в данном направлении. Использование положений, предлагаемых автором позволит устранить некоторые из имеющихся недостатков законодательства об участии граждан в охране общественного порядка
Винокуров А.Ю. - Безопасность профессиональной деятельности юриста c. 64-72

DOI:
10.7256/2306-9945.2014.2.11189

Аннотация: В статье предпринята попытка введения в оборот понятия «профессиональная безопасность» как одного из видов безопасности жизнедеятельности человека. Подчеркивается, что непрофессионализм или антиобщественные установки (взгляды) юристов могут представлять опасность для граждан, общества и государства, и говорится о возможных путях недопущения этого. Согласно официальным данным и отзывам граждан подавляющее большинство юристов на высоком профессиональном уровне выполняют возложенные на них служебные обязанности, обладают высокими моральными качествами, пользуются авторитетом у населения. Необходимые юристам профессиональные и моральные качества приобретаются в процессе обучения и воспитания студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Делается вывод о том, что юридическое образование нуждается в глубокой модернизации, в устранении всего негативного, мешающего повышению его качества. Все апробированные на практике формы и методы обучения и воспитания должны в полной мере использоваться для повышения профессионализма юристов, повышения качества их профессиональной деятельности как одного из средств укрепления законности в стране и ее регионах.
Дресвянникова Е.А. - Обеспечение безопасности дорожного движения – составляющая часть национальной безопасности страны c. 65-78

DOI:
10.7256/2306-9945.2014.6.14789

Аннотация: Предметом проведенного исследования являются актуальные вопросы национальной стратегии Российской Федерации в области безопасности дорожного движения. Цель исследования – оценка действующих механизмов национальной стратегии Российской Федерации в области дорожного движения. Задачи исследования: а) обзор нормативно-правовой базы, затрагивающей вопросы национальной стратегии Российской Федерации в области безопасности дорожного движения; б) оценка эффективности реализации государственной политики в рассматриваемой области; в) внесение предложений по совершенствованию отдельных направлений национальной стратегии Российской Федерации в области безопасности дорожного движения. Автор статьи особо остановился на некоторых вопросах, отражающих необходимость изменения общественного отношения к проблемам безопасности дорожного движения, и прежде всего к неравноправию на дорогах, являющимся мощным дестабилизирующим фактором. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись как общенаучные (анализ, синтез, дедукция), так и специально-научные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы. Научная новизна исследования, заключается в том, что автором предложены конкретные меры по совершенствованию действующего административно-деликтного законодательства, направленные не только на его дальнейшую оптимизацию в части правотворчества и правоприменения, но и реализацию государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Астанин В.В. - Противодействие коррупции и возмещение ущерба от нее c. 88-99

DOI:
10.7256/2306-9945.2013.7.9924

Аннотация: Рассматриваются актуальные вопросы противодействия коррупции, обусловленные современными законодательными и политико-правовыми решениями по обеспечению профилактики коррупционных проявлений и реализации правовосстановительных мер. Анализируются недостатки правоприменения, связанные с назначением виновным в качестве дополнительной меры наказания кратных штрафов. Отмечаются препятствия к применению гражданско-правовых мер ответственности за коррупционные правонарушения. Имеющееся несовершенство антикоррупционного законодательства рассматривается как один из источников детерминации и развития криминальных угроз (организованная преступность, наркопреступность, легализация преступно нажитых средств), а также иных явлений, тесно связанных с коррупцией (политика неплатежей, недофинансирование, неисполнение государственных контрактов). Перспективные подходы к предупреждению коррупции и реализации на широкой основе правовосстановительных мер, связываются с корректировкой законодательства, оптимизацией правоприменения (в том числе в контексте обеспечения взаимосвязи уголовно-правовых и гражданско-правовых мер). Говорится, что борьба с коррупцией в таком непривычном цивилистическом направлении является целевым капиталом, позволяющим эффективно противостоять иным криминальным вызовам и угрозам, финансовая база которых основана на использовании коррупционных связей.
Агамагомедова С.А. - Привлечение к административной ответственности в сфере дорожного движения на основе данных, полученных с применением фото- и видеофиксации c. 106-119

DOI:
10.7256/2306-9945.2023.4.40513

EDN: MHOLUV

Аннотация: Предметом исследования выступают процедуры привлечения к административной ответственности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на основе данных, полученных с применением фото- и видеофиксации. На основе анализа использования средств фото- и видеофиксации для выявления нарушений в области дорожного движения как наиболее распространенной на практике категории таких правонарушений автором выделяются специфические особенности процедур привлечения к административной ответственности на основе данных фото- и видеофиксации. Автором рассматриваются стратегические приоритеты и результаты использования фото- и видеофиксации в области дорожного движения, процессуальные особенности и проблемы такого использования, предлагаются пути решения выделенных проблем. В качестве методов исследования использовались диалектический, логический, исторический, статистический, формально-юридический методы. Результатами исследования стали положения автора о стратегических приоритетах и отечественной практике использования фото- и видеофиксации в области дорожного движения, особенностях процедур привлечения к ответственности на основе показаний таких средств. На основе анализа отечественной и зарубежной практики выделено два подхода к цифровизации в обеспечении безопасности дорожного движения: подход, основанный на технической помощи водителю в обеспечении безопасности, и подход, направленный на фиксацию ситуации на дорогах. Сделан вывод о том, что сформированная на сегодняшний день в России система обеспечения безопасности дорожного движения основана не на помощи водителю, а на механизмах выявления нарушений с целью привлечения к административной ответственности. Последняя в сфере дорожного движения имеет фискальную направленность, что противоречит базовым целям административного наказания.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.