Статья 'Система профессионального обучения во Франции ' - журнал 'NB: Административное право и практика администрирования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
NB: Административное право и практика администрирования
Правильная ссылка на статью:

Система профессионального обучения во Франции

Кананыкина Елена Сергеевна

кандидат юридических наук

помощник депутата, Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

628181, Россия, г. Нягань, ул. 4 Мкр, 24

Kananykina Elena Sergeevna

PhD in Law

Head of the Legal Department at State Duma of Nyagan for Khanty–Mansi Autonomous Okrug - Yugra

628181, Russia, g. Nyagan', ul. 4 Mkr, 24

ekanoni@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2306-9945.2013.11.781

Дата направления статьи в редакцию:

18-10-2013


Дата публикации:

1-11-2013


Аннотация: Специфическая черта французской системы народного образования – строгая централизация и административное единообразие в современном обществе уже потеряла свою актуальность. Учебные планы и программы, распорядок школьной жизни, назначение, перемещение и увольнение педагогического персонала государственных учебных заведений – все детально регламентированное когда–то циркулярами, инструкциями, постановлениями министерства национального образования, ныне уступают место процессам делегирования полномочий и самоуправления. Перераспределение компетенций между центральными и территориальными школьными властями привело к тому, что на Министерство национального образования и культуры легла ответственность в определении наиболее общих направлений образовательной политики, включая установление общенациональных стандартов, подготовку, набор и оплату школьного персонала. Децентрализация образования основывается на двух принципах: разделении полномочий и принципе дополнимости. Если государство передало местным территориальным органам полномочия, касающиеся организации школьного транспорта, функционирования, содержания и строительства школьных учреждений, то оно остается гарантом приема на работу и подготовки преподавателей, управления преподавательским составом. Оно определяет основные направления развития национального образования, а также программы обучения. Государство устанавливает статус и нормы функционирования учреждений, необходимые должности преподавательского и административного персонала. Министр образования принимает решения относительно дат каникулярного времени. Распределение полномочий по принципу дополнительности означает распределение не в зависимости от типа полномочий, а от ступени образования, что позволяет избежать перекрестного финансирования одного и того же учреждения несколькими территориальными коллективами. Каждой ступени образования соответствует свой уровень управления. Децентрализация образовательной системы, решение о которой было принято еще в 1982 г., предусматривала постепенное перераспределение полномочий от государственных к местным органам управления по трем основным направлениям.


Ключевые слова:

профессиональное обучение, высшее образование, французское образование, политика Франции, система обучения, право Франции, стратегия децентрализации, централизованное обучение, частное образование, платное обучение

Abstract: A specific feature of the French system of public education is strict centralization and administrative uniformity, and it lost its topicality in the modern society. The curriculums and programs, school order, assignment, movement, and dismissal of teachers of state educational institutions are regulated in much detail s by regulations, instructions, orders of the Ministry of National Education, and they currently give in to the processes of delegation of competence and self-government.  Redistribution of competences between central and territorial government lead to the situation in which the Ministry of National Education and Culture had to uptake the duty of defining the most general directions of education policy, including establishment of general national standards, training, selection and payment to the school personnel. Decentralization of education is based upon two principles: separation of competence and complement principle. While the state delegated the competence regarding school transportation, functioning, utilities and construction of school institutions to the local territorial bodies, it still guarantees hiring and training of teachers and management of teaching staff.  It defines the main directions of development of national education, as well as the education programs.  The state established status and norms for the functioning of institutions, necessary positions of teaching and administrative staff. The Minister of Education makes decisions regarding vacation dates. The distribution of competence according to complement principle means distribution based upon the stages of education, and not the type of competence, allowing to avoid cross-financing of the same institution by several territorial groups. Each stage of education has its own management level. Decentralization of the education system, on which the decision was made back in 1982, provided for the step-by-step redistribution of competence from state bodies to municipal self-government bodies on three main directions.


Keywords:

professional education, higher education, French education, politics of France, education system, law of France, decentralization strategy, centralized education, private education, paid education

С вступлением в силу Закона от 29.03.1982 «О децентра­лизации образования» были предприняты реальные шаги к развитию реги­ональной инициативы в сфере профессионального обучения. Изменение статуса регионов в данном направлении обучения было связано с увеличением финансирования бюджета департаментов и расширением их ответствен­ности.

Основное место в деле управления системой профессионального обучения Франции отведено местным региональным комите­там по профессиональному обучению, социальной мобильности и занятости. Участие государственных структур в сфере непрерывного профессионального обучения после введения в действие данного закона ограничено правом установления наиболее общих стандартов и про­цедур, регулирующих его функционирование и развитие. Основной объем указанных полномочий возложен на подразделения национального министерства – Меж­профессиональный консультатив­ный комитет (CIC) и Управление профессионального образования, занятые разработкой мероприятий по приспособлению полученного образования к потребностям экономики, определяет потребность в рабочей силе и руководит системой профессиональной подготовки в национальном масштабе [9].

В 1960 г. Советом министров был издан Декрет «О реорганизации Министерства национального образования» повлекший создание Главных управлений школьной организацией и школьными программами, призванные координировать работу Управления начальным, средним и профессиональным обучением. Четырьмя годами позднее сфера воздействия Главного Управления распространилась на Управление педагогическими кадрами, общим, техническим и профессиональным образованием [2].

Кроме того, функционирует ряд полуправи­тельственных организаций, по­зволяющих осуществить более гибкое управление различными подсистемами профессионально­го обучения, таких как: Французская ассоциация по раз­витию технического оборудова­ния; Национальная ассоциация про­фессионального обучения взрос­лых, имеющая в составе 130 отраслевых и региональных центров; ассоциация профессиональной подготовки персонала; центр научных исследований квалификации; научно-исследовательский институт профессионального обуче­ния и социальной мобильности; служба информации и докумен­тации ученичества и профобучения и т. д.

В соответствии с положениями Закона «О профессиональном образовании» 1992 г. круг обязанностей Министерства образования составляют:

  1. общие вопросы управления образованием,
  2. области педагогического воздействия,
  3. внедрение программ обучения,
  4. учреждение видов дипломов университетского образования, определение сферы их действия на территории государства,
  5. вопросы рекрутинга, создания условий для развития рынка труда.

XX план экономического развития Франции, действующий в период с 1989 по 1994 гг., предусмотрел реализацию 12-ти приоритетных программ в сфере профессиональной подготовки, направленных на глубокое обновление всей системы образования. В соответствии с данной программой планировалось усиление координации структурных реформ систем образования, включающих специфические программы развития профессиональной подготовки и квалификаций. Подпрограммы предусматривали улучшение подготовки молодежи в обновленных и усовершенствованных технических потоках обучения [5].

В рамках Плана Правительство страны предложило закон-программу по профессионально-техническому образованию, предусматривающий, в частности, введение двухгодичной ступени профессионального обучения и получения диплома профессионального бакалореата после двухлетнего обучения в лицее. С этих пор лицеи данного профиля получили название профессиональных лицеев. Степень профессионального бакалореата являлась подтверждением высококвалифицированной подготовки рабочих, поскольку учебные программы курса разрабатывались с учетом мнения предпринимателей (их видения ситуации на производ­стве) и компетентных специалистов, квалификационных требований, долговременной пер­спективы развития национальной экономики, интересов общества и социальных аспектов.

Изменения коснулись и подготовки техников: свидетельства техников были заменены дипломами бакалавров техники, позволяющими продолжать образование в высшей технической школе. Вместе с тем существовали нормативные ограничения для поступления в высшую школу обладателей бакалореата. Так, лишь 20 процентов лиц, имеющих профессиональный бакалореат и 70 процентов имеющих технический бакалореат становились студентами университетов [12].

Профессионализация школьного обучения

Первым из нормативных актов, регламентирующих систему производственного ученичества, являлся Закон Астье от 25.07.1919, согласно положениям которого, все лица, занятые в промышленности, кустарном производстве и торговле обязаны были до 18-летнего возраста посещать производственные курсы.

Профессиональная подготовка молодежи начиналась с 14 лет, но не старше 16 лет по окончании семи классов начальной школы. Таким образом, образование, законченное в 13 лет создавал годовой перерыв, ликвидировать который предполагалось созданием подготовительного курса. Государство финансировало эти учебные заведения при условии организации учебного процесса в соответствии с программами.

Декретом от 26.09.1922 служба профессиональной ориентации подчиняется одному из ведомств Министерства образования – Подсекретариату профессионального образования. Тогда впервые в правовую сферу было введено понятие «профессиональной ориентации», предусматривающей выделение субсидий для обслуживающих данную сферу деятельности учреждений [7].

На основании чрезвычайного Закона от 24.05.1938 работа по профессиональной ориентации была поставлена в тесную связь с подготовкой квалифицированной рабочей силы.

Этот закон составил юридическую основу профессиональной ориентации во Франции в послевоенный период. В соответствии с ним, Служба профессиональной ориентации, организованная при Центрах школьной и профессиональной ориентации, наделялась правом рекомендаций каждому подростку, направленному по окончании школы на работу промышленных предприятий. В 1964 г. последние перешли в ведение Педагогического управления школьным обучением и профессиональной ориентации. Деятельность служб распространяется на все учебные заведения, оказывающие бесплатные услуги по обучению. В рамках ее деятельности в начале 1940-х гг. была создана сеть обязательных центров профессиональной ориентации.

После процедуры национализации центров профессиональной ориентации Законом Беранже от 25.05.1951 в каждом учебном округе были созданы инспекции по профессиональной ориентации.

Рядом последующих нормативных актов, таких как, Декреты от 10.10.1955, от 14.09.1956 № 56-931 «О техническом образовании», от 06.01.1959 и Циркуляр от 03.05.1957 круг деятельности Центров профессиональной ориентации ужесточен и расширен, введено условие о необходимости установления тесной связи с общеобразовательными школами. Последний из Декретов продлил срок обязательного обучения с 6 до 10 лет. Вместе с тем, реализация норм документа затянулась до 1967 г. в связи с отсутствием учебных заведений и педагогических кадров.

Начиная с мая 1969 г. Высшим Советом Национального просвещения был принят ряд новых декретов, предусматривающих установление тесных контакты специалистов по профессиональной ориентации со школьными врачами. Позднее Циркуляром от 12.11.1969 были уточнены функции работников социального обеспечения, занимающихся трудовой деятельностью в центрах школьной и профессиональной ориентации.

Реформирование системы профессиональной подготовки нашло продолжение в серии документов, подготовленных в период с 1960 по 1970 гг.

К примеру, реформа Министра образования Фуше 1963 г. предусматривала серию следующих мероприятий:

1. унификация учебных программ первого цикла среднего образования, исключение из них элемента профессиональной подготовки;

2. предоставление выбора дальнейшего обучения детям, достигшим 15-летнего возраста;

3. увеличение уровня общеобразовательной подготовки с 7 до 9 лет;

4. введение форм краткосрочного и долгосрочного общего, технического образования;

5. перестройка I цикла среднего образования, посредством ликвидации дополнительных классов начальной школы и создания заменяющих их поливалентных колледжей.

К концу начальной школы, т. е. к 11-ти годам дети должны были распределяться на три категории: тех, кто способен продолжать долгосрочное обучение в лицеях (получение полного среднего образования); тех, кто будет проходить краткосрочное обучение в колледжах, отличающихся от долгосрочных минимальным набором общетеоретических предметов (неполное среднее образование) и тех, кто, не обладая необходимыми способностями, будет отсеян в переходном практическом цикле [9].

Декретом от 09.07.1968 предусматривалось создание секций одногодичной профессиональной подготовки с отрывом от производства. Подобные программы создавались для выпускников переходно-практического цикла, подростков, отсеивавшихся с других отделений колледжа, лиц, безуспешно пытавшихся подготовиться к получению свидетельства о профессиональной подготовке. Диплом о профессиональном образовании стал выдаваться с 18.01.1969 на основании Декрета «О прохождении полного курса II короткого цикла обучения».

Национальное межпрофессиональное соглашение от 09.07.1970 «О профессиональной подготовке и повышении квалификации» ввело в практику заключение договоров о производственном и ремесленном ученичестве сроком на три года. В соответствии с Соглашением обучающиеся приобретали право на получение вознаграждения в размере межпрофессионального гарантированного минимума заработной платы, но, чаще всего и, к сожалению, профессиональные организации не соблюдали этот порядок. В случае возникновения разногласий, которые в силу невыполнения большинства из условий Соглашения, Сторонам предлагалось определить величину пособий для учеников системы профессионального ученичества в размере 30 процентов от размера минимальной заработной платы на первом году обучения, в размере 50 процентов на втором году обучения и в размере 75 процентов на третьем году обучения.

Начавшееся быстро развиваться ученичество повлекло за собой необходимость разработки специального закона, принятого впоследствии с 1987 г. За­кон «Об ученичестве» был нацелен на повышение роли ученичества как формы профессиональной подготовки и предусмотрел расширение возможностей получения диплома техников, высококвалифицированных рабочих, младших инженеров через систему ученичества [16].

В настоящее время в рамках Закона № 89-486 от 04.08.1989 «О децентрализации» каждое учебное заведение разрабатывает свой «проект развития», который является составной частью Плана культурного и экономического развития региона. Специалисты отмечают, что в рамках общих национальных целей каждое учебное заведение имеет право выбора и определения своей политики. Составление данного проекта является прерогативой педагогического коллектива и администрации школы. В нем определяются основные мероприятия, связанные с внутришкольной и внешкольной деятельностью учащихся. Проект является юридической основой при заключении контрактов с местными органами народного образования для выделения дополнительных ассигнований на реализацию тех или иных его элементов.

В целом X план социально-экономиче­ского развития Франции составлен по принципу тесной увязки и взаимозависи­мости социального, экономического и куль­турного развития страны и ее системы обра­зования. Примером реализации такого мак­роэкономического подхода может служить деятельность комиссии по анализу развития квалификационного уровня населения до 2010 г. Разработка такого прогноза на десятилетие – чрезвычайно сложная за­дача, особенно в части его увязки со струк­турами занятости на перспективу. В ходе поиска были вычленены основные тенден­ции, характерные для всего цивилизованного мира: уменьшение количества рабо­чих мест для неквалифицированных кад­ров; значительное увеличение потребностей в высшем техническом персонале, инже­нерах и квалифицированных кадрах.

В связи с этим узким местом в ныне существующей системе образования счи­тается относительно небольшое количество учащихся в лицейских секциях естествен­но-математического направления. По подсчетам экономистов для нормального функциони­рования экономики требуется увеличить ежегодную подготовку инженеров с 14 до 25 тыс., поэтому заявлено о необходимости вернуться к пропорциям, существовавшим в 1960 г., и набирать в естественно-мате­матические секции до 55 процентов от общего числа учащихся. Содержание подготовки бакалавров по этим направлениям обучения должно иметь практическую направлен­ность и быть ориентировано на непосред­ственное знание производственных процес­сов и новейших технологий.

Кроме того, большинство секторов экономики нуждаются в специалистах, обладающих инициатив­ностью, любознательностью, коммуника­бельностью, способностью адаптироваться к непрерывно меняющейся обстановке на производстве и в быту. Термин «адаптация» используется во французской литературе в самом широком смысле, охватывая все элементы подготовки подрастающих поко­лений к разнообразному спектру жизне­деятельности в условиях постоянно разви­вающегося, видоизменяющегося и неста­бильного мира [22]. К 2010 г. во Франции запланировано сократить количество молодых лиц, оставивших учебу и не имеющих никакой квалификации [6].

Профессиональная подготовка и переподготовка взрослых

Национальная консультативная комиссия, созданная в соответствии с Постановлением Правительства от 08.10.1946 была призвана контролировать спрос на рабочую силу, организовывать новые учебные центры, распределять между ними субсидии. Окончательно система профессиональной подготовки взрослых получила нормативное обоснование в Декрете № 46-2511 от 09.11.1946 «Об организации центров профессиональной ориентации».

В 1966 г. в рамках структуры Министерства труда и социального обеспечения страны была создана Национальная Ассоциация профессиональной подготовки, в последующем отвечающая за весь спектр вопросов по профессиональной переподготовке взрослых.

Важным звеном в системе го­сударственного контроля профобучения во Франции являются департаментские подкомиссии профессиональной подготовки взрослых, они функционируют в рамках Комите­та по труду Департаментов образования, созываются департа­ментским директоратом по труду и занятости 1-3 раза в год, имеют паритетный характер: председательство обес­печивается трудящимися и предпринимателями. Мнение комиссии обязательно при рассмотрении проектов развития центров профобучения (пересмотр состава секций, введение новых профес­сий, закрытие). Существуют специальные ко­миссии признания результатов про­фессионального обучения и сер­тификатов, куда входят работода­тели и представители профсоюзов.

Позднее, законодательной основой деятельности системы профессиональной подготовки взрослых стали следующие нормативные акты: Закон № 59-960 от 31.07.1959 «О социальной мобильности», Декрет № 59-1424 от 18.12.1959 «О профессиональном продвижении, в рамках системы профессиональной подготовки взрослых» [17], Закон от 03.12.1966 «О профессиональном образовании» [13].

Последний их них выводит новый план объединения системы профессионального и социальной мобильности и профессионального обучения в единую систему. Система профессионального ориентирования теперь интерпретируется в виде профессиональных программ для подростков, еще не вышедших из возраста, предусмотренного Законом «Об обязательном десятилетнем сроке школьного обучения». Профессиональная подготовка взрослых, уже вовлеченных в активную трудовую жизнь нормой Закона определена как «профессиональная и социальная мобильность». С 1966 г. подготовка кадров поставлена в ряд общегосударственных задач, ответственность за выполнение которых возложена на всю систему образования. На уровне регионов Закон предусматривает создание разветвленной административной сети, обеспечивающей координацию деятельности по реализации новых программ профессионального образования кадров. Согласно положениям данного закона, подтвержденным 31.12.1968 расходы по профессиональной подготовке активного населения возложены на государство.

Пути развития профессионально-техниче­ского образования во Франции вызывают оживленные дискуссии не только среди деятелей просвещения. Французская ком­мунистическая партия (ФКП) всегда прояв­ляла большой интерес к вопросам образо­вания и предлагала реалистичные и ради­кальные пути его реорганизации, решения стоящих перед системой образования на том или ином этапе ее развития острых проблем. И сегодня программа ФКП в области образования и подготовки кадров содержит серьезный анализ состояния дел и оригинальную концепцию развития школы. Школа, которую коммунисты пред­лагают для современного французского об­щества, прежде всего должна быть «шко­лой высокой научной культуры и научного уровня, соединяющей науку и технику с всеобщей культурой через перестройку содержания общего образования», потому что именно «слабость общего образова­ния препятствует установлению достаточ­ного равновесия между научными, техни­ческими и другими потоками образования, значительно ограничивая число тех, кто имеет доступ к образованию высшего уров­ня» [14].

В октябре 1971 г. Центральный Комитет Французской коммунистической Партии принял «Программу демократических правил народного единства», которая предусматривала проведение демократических, отвечающих духу времени реформ национального образования от яслей до университета, борьбу с социальной сегрегацией, обеспечением всех профессией, предоставлением возможностей повышения квалификации. В совместной правительственной Программе от 27.06.1972 ставился вопрос о национализации в сфере образования [4].

Окончательное положение о стационарной профессиональной подготовки молодежи или «технологическом обучении», профессиональном ученичестве и профессиональной подготовки взрослых в рамках перманентного образования уточнены в четырех актах: Законе 1971 г. и ряде Декретов начала 1970-х гг., где получили силу закона многие положения Национального межпрофессионального Соглашения «О профессиональной подготовки и профессиональной квалификации» 1970 г. [20].

Настоящее соглашение упорядочило порядок оплаты учебных отпусков, предоставляемых с учетом стажа работы не менее 2 лет, либо 3 лет с момента получения диплома после прохождения последней теоретической стажировки с момента исполнения 12-ти лет, а также с учетом количества лет (не менее 5), оставшихся до выхода на пенсию, а также определило продолжительность профессиональной подготовки (стажировки), которая не могла теперь превышать одного года в случае полного отрыва от производства и 1200 часов в случае частичного отрыва. Действие данного Соглашения распространяется на все отрасли промышленности и ежегодно пролонгируется. Его интересы представлены в Национальном Совете французских предпринимателей.

Закон «О профессиональном техническом образовании» 1971 г., и Декреты от 10.12.1971, от 12.04.1971, от 15.06.1972 предусмотрели «политехнизацию» общего образования неполной и полной средних школ и зафиксировали многие положения, принятые на основании указанного Национального межпрофессионального Соглашения по инициативе Совета французских предпринимателей и профессиональной конференции.

Вслед за этим было издано Положение о финансировании системы профессионально-технического образования со стороны государства и частного предпринимательства 1972 г.

В 1969 и 1970 гг. были изданы Декреты министра образования Оливье Гишарда от 07.08.1969 и от 10.02.1970 об изменениях в системе педагогического образования. Издание декретов было направлено на модернизацию педагогического образования, улучшению их практической деятельности, сокращение срока обучения до двух лет, учебные программы которых полностью посвящались педагогическому образованию. Но проведению в жизнь положений декретов мешал ряд моментов как субъективного порядка (инертность административно­го персонала, низкая квалификация мно­гих преподавателей нормальных школ, отсутствие единства мнений по принципи­альным вопросам между педагогическим персоналом нормальных школ, департа­ментскими инспекторами и учителями базовых школ), так и объективного харак­тера (недостаточность материальных средств, слабая теоретическая и методи­ческая разработанность нововведений, отсутствие необходимых нормативных документов).

В 1970-е гг. в результате постоянных поисков путей совершенствования педаго­гического образования среди педагогиче­ской общественности складывается важ­ная для этой категории учителей концеп­ция подготовки – педагогическое обра­зование университетского типа.

Идея эта не была абсолютно новой. Она выдвигалась еще 19.07.1947 в изве­стном Плане Ланжевена-Валлона «О ко­ренной реформе системы просвещения во Франции на демократических началах» [1] и позже неоднократ­но звучала на национальных конференци­ях, посвященных как реформе школы в целом, так и перестройке педагогическо­го образования [3]. Эти взгляды разде­ляли видные французские педагоги Ж. Виаль, Л. Легран, М. Дебесс, Г. Миаларе и другие, многие годы занятые проблемами подготовки учителей. Но в официальных кругах они не находили поддержки. Лишь в 1979 г. на основании Циркуляров Министра национального образования №№ 27-79, 79-075 от 23.02.1979 в подготовку учителей начальных школ было введено важное новшество, положившее начало ее реальному сближению с подготовкой пре­подавателей для средних школ: в ней стали принимать участие университеты. Между университетами и нормальными школами устанавливалось сотрудничество путем привлечения профессоров вуза к реализации общеобразовательной про­граммы для студентов нормальных школ. Одновременно нормальные школы по­лучили статус высших учебных заведений. Длительность обучения в них увеличилась с двух до трех лет [11]. В последующие годы роли нормальной школы и университета в подготовке учителей начальных школ уточнялись и варьировались.

На выработку окончательной концепции оказала влияние работа комиссии по руководством А. де Перетти, одного из руководителей Национального Педагогического института. В Докладе комиссии, опубликованном в 1982 г., изложена новая двухфазовая модель подготовки учителей начальной школы: двухлетнее обучение в университете с получением соответствующего диплома, а затем – профессионально-педагогическая подготовка в нормальной школе в течение двух лет [19]. Декрет от 14.03.1986 закрепил эту систему, создав тем самым предпосылку для перехода к единой системе педагогического образования во Франции.

Такой решительный шаг был сделан с принятием в 1989 г. Закона «Об ориентации школьной системы, который определил основные национальные приоритеты в области образования до 2000 г. и дальше [15]. Среди них важнейшим было названо создание единого специализированного педагогического вуза, университетских институтов подготовки учителей, где все будущие учителя и воспитатели от материнских школ до лицеев смогли бы получать профессионально-педагогическую подготовку.

Такие институты, а сегодня их уже больше сорока, создаются при одном или двух университетах в каждом учебном округе. Срок обучения в них – два года. Здесь принимаются лица с дипломами лицензиата, т. е. с трехлетним университетским образованием. Для тех, кто не имеет такого диплома, в институте создан одногодичный подготовительный курс.

Как указывала статья 17 закона данный вид учебных заведений должен был заменить существующие педагогические учебные заведения – нормальные школы и региональные педагогические центры, которые постепенно ликвидировались. Одновременным Распоряжение Министерства образования было решено называть учителей начальных школ так же, как и их коллег по средней школе – преподавателями [18].

Новая модель педагогического образования становится гибкой и динамичной во многих отношениях: с двух до трех лет увеличился срок базовой подготовки всех будущих студентов институтов; появилась возможность доступа к педагогической профессии у выпускников первых циклов других вузов.

В рамках автономии, предоставленной всем учебным заведениям страны Законом «О децентрализации» 1983 г., каждый институт имеет план учебного заведения – собственный проект подготовки специалистов, необходимых для конкретной территории.

Обеспокоенное возможностью возникновения си­туации, когда лица, не имеющие ника­кого диплома, будут чувствовать все бо­лее шаткое положение в связи с наплы­вом на рынок рабочей силы квалифици­рованных кадров, французское прави­тельство начало реализовывать в 1989 г. программу «Кредит-образование», предназначенную для 100 тыс. молодых лю­дей в возрасте до 25 лет, получающих дополнительные кредиты на профессиональную подготовку. Основ­ная цель Программы – включить в активную тру­довую жизнь лиц, не имеющих никакой квалификации, и таким образом способ­ствовать преодолению растущей безрабо­тицы среди молодежи [8].

Определенные затруднения в реализа­ции запланированных показателей по под­готовке и набору педагогических кадров, в частности специалистов по естественно–математическим дисциплинам, возможны по двум причинам. Первая заключается в том, что в настоящее время в возрастном плане это самый старший контингент в составе учительского корпуса и многие работники в ближайшие годы уйдут на пенсию. Вторая причина – растущий спрос на этих специалистов со стороны эконо­мического сектора, где оплата труда выше и имеются лучшие перспективы в плане карьеры [21].

Чтобы обеспечить потребности заведений в кадрах, будет реализован специальный долгосрочный план, предусматривающий упрощенный конкурс устройства на работу, улучшение труда учителей. Одновременно при университетах создаются специальных Институты подготовки учителей начальных классов.

Закон «О направлениях развития об­разования» 1989 г. определяет качественные характеристики профессии педагога. Отмечается, что с повышением требований к уровню образования возрастает роль учителя, который обеспечивает весь комплекс внутришкольной деятельности и связей с внешними партнерами. Было выдвинуто требование, согласно которому учителя должны не только вести свои предметы и методы их преподавания, но и разбираться в психолого-педагогических аспектах усвоения знаний, изучать методы работы в группах, методику оценивания знаний учащихся в целом. Все специалисты, принимаемые на работу с 1992 г., должны проходить специальную профессиональную подготовку по трем направлениям: роль и оценка знаний учащихся; изучение школьной структуры, отношений с партнерами, экономического, социального и культурного окружения школы; использование различных технических средств [10].

Согласно Циркуляру Министерства национального образования № 92-118 от 20.03.1992, институ­там предоставлено право осуществлять подготовку иных, кроме преподавателей, специалистов: психологов, педагогических советников, советников по воспитанию, советников по ориентации, т. е. представи­телей практически всех педагогических категорий.

В соответствии с решением Министерства образования, обучение будущих учителей всех катего­рий должно иметь «общий ствол», т. е. одинаковую общую подготовку независи­мо от специализации. Она дается в объ­еме 120 ч. в год в разных формах в виде учебных курсов, семинаров или какой-либо другой учебной деятельности [5]. Пред­метом такой подготовки Министерство предлагает, например, следующие темы: согласованность учебных программ по отдельным предметам для разных уровней школы; сравнительный анализ оценки знаний учащихся разных типов школ; координация и преемственность обучения между всеми ступенями школы и другие направления исследований.

Курс обучения в институте включает общеобразовательные дисциплины и спе­циальные предметы, а также стажировки в школе. Соотношение между теоретиче­скими занятиями и практикой устанавли­вается каждым институтом самостоятель­но, однако Министерство рекомендует две трети учебного времени посвятить общеобразовательным и специальным дисциплинам и одну треть практической подготовке.

Для учителей начальных школ при­близительный учебный план, предло­женный Министерством, рассчитан на 1500-1700 ч. (1000-1200 ч. теории и до 500 ч., т. е. 18-19 недель стажировки). Соотношение между общеобразователь­ной и предметной подготовками на первом году составляет соответственно 40 и 60 процентов, на втором – 50 и 50 процентов. Для преподавателей средних школ из 700-1200 учебных часов от 300 до 450 отведено на общеобразовательные дис­циплины и 400-750 – на предметную подготовку, продолжительность стажиро­вок в школе – минимум 300 ч. в течение двух лет.

Большое значение придается повышению квалификации преподавателей и руководителей учебных заведений в рамках реализации X план социально-экономиче­ского развития Франции 1992 г. Местные органы народного образования установили порядок предоставления дополнительных ежегодных отпусков для 6 тыс. преподавателей. Помимо общегосударственных программ разрабатываются и годичные региональные планы повышения квалификации этих работников.

Вплоть до начала 1990-х гг. Франция являла классический образец страны со строго централизованной и административно единообразной системой образования. В тоже время постепенная административная децентрализация, сместившая акценты управления по направлению к регионам, по прежнему возлагает на государство главную ответственность за состояние образования и его развитие в рамках процессов глобализации и общеевропейской интеграции образовательных систем.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.