по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Рецензенты > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Правовая информация
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Освобождение от административной ответственности за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров: проблемы реализации в условиях функционирования Евразийского экономического союза
Севостьянова Екатерина Владимировна

аспирант, Российская таможенная академия, юрисконсульт ЗАО "Юнитрейд"

115114, Россия, г. Москва, 1-й Кожевнический переулок, 6, стр. 1, оф. 402

Sevostyanova Ekaterina Vladimirovna

post-graduate student of the Department of Administrative and Financial Law at Russian Customs Academy, law consultant at Unitrade

115114, Russia, g. Moscow, ul. 1-Yi kozhevnicheskii pereulok, 6 str.1, of. 402

sevostic@mail.ru

Аннотация.

Предметом данной статьи являются проблемы реализации института освобождения от административной ответственности за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров в условиях функционирования Евразийского экономического союза. Автором подробно проводится анализ таможенного и административного законодательства, а также правоприменительной практики по вопросу достаточности и объективности реализуемых условий амнистирования добросовестных участников таможенных правоотношений. Автор статьи исследует правовые основы введения дополнительного основания освобождения от административной ответственности в случае добровольного устранения последствий не заявления сведений либо заявления недостоверных сведений о товарах до выпуска товаров. Методология и методы исследования обусловлены использованием диалектико-материалистического метода познания и основанной на нем совокупности общенаучных и частных научных методов, определенных целями и задачами научно-квалификационной работы (исследования), включая, но не ограничиваясь следующими методами: системно-структурный анализ, логический, обобщение, формально-юридический, контент-анализ и др. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые на уровне научной публикации автором проведен комплексный анализ правовых оснований освобождения от административной ответственности за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров в условиях функционирования как Таможенного союза, так и Евразийского экономического союза, предложено дополнительное условие амнистирования добросовестного участника таможенных правоотношений от административной ответственности за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров.

Ключевые слова: административная ответственность, недекларирование, недостоверное декларирование, Евразийский экономический союз, административное правонарушение, выпуск товаров, освобождение, декларация, изменения, таможня

DOI:

10.7256/2306-9945.2017.5.25020

Дата направления в редакцию:

17-12-2017


Дата рецензирования:

22-12-2017


Дата публикации:

25-12-2017


Abstract.

The subject of this research is the problems of implementing the institution of relief from administrative responsibility for failure to declare or false declaration of goods in Eurasian Economic Union business environment. The author of the article carries out a detailed analysis of tax and administrative laws as well as law-enforcement practice in ensuring adequacy and objectivity of amnesty granting conditions for faithful participants of tax relations. The author of the article analyses the legal bases to introduce supplementary grounds for relieving from administrative responsibility in case of voluntary elimination of consequences of failure to declare or submission of false information about goods before release of goods. The methodology and methods of research include dialectic materialistic approach and a set of general and special research methods that are based on that approach. These methods have been defined by certain goals and tasks of the research including but not limited to structured system analysis, logical method, generalisation, legalistic method, content analysis, etc. The scientific novelty of the research is caused by the fact that for the first time in the academic literature the author carries out an integral analysis of the legal grounds for relieving from administrative responsibility for failure to declare or false declaratino of goods in both Customs Union and Eurasian Economic Union business environments and offers to introduce supplementary grounds for granting amnesty to a faithful participant of tax relations from administrative responsibility for failure to declare or false declaration of goods. 

Keywords:

exemption, release of goods, administrative offense, Eurasian economic Union, failure to declare, false declaration, administrative responsibility, declaration, changes, customs

В условиях функционирования качественно нового объединения экономической интеграции - Евразийского экономического союза (ЕАЭС), и завершения государствами-членами ЕАЭС внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу с 1 января 2018 г. Таможенного кодекса ЕАЭС (ТК ЕАЭС), сфера правового регулирования таможенных правоотношений претерпела значительных изменений. При этом, оставление за государствами-членами ЕАЭС полномочий по национальному регулированию правоохранительной деятельности таможенных органов с учетом особенностей, предусмотренных международными договорами в рамках Союза, свидетельствует о сохранении двухуровневости административно-правового регулирования порядка привлечения к административной ответственности за нарушения таможенных правил.

Наличие указанной специфики требует от законодателя государств-членов ЕАЭС своевременного приведения национального законодательства в соответствии с правом ЕАЭС. Одной из целей такой деятельности является минимизация случаев возникновения противоречивых позиций властных и невластных субъектов таможенных правоотношений по вопросам привлечения к административной ответственности за нарушения таможенных правил, которые в результате приводят к невозможности соблюдения в полном объеме как интересов лиц, привлекаемых к административной ответственности, так и общественных интересов в сфере начисления и уплаты таможенных платежей.

В свете этого одной из актуальной задач является определения достаточности и объективности, закрепленных законодателем, правовых оснований освобождения от административной ответственности невластных субъектов таможенных правоотношений за нарушение таможенных правил в условиях функционирования Евразийского экономического союза. Проанализируем проблемы реализации данной задачи применительно к составу административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и рассмотрим возможность расширения условий освобождения от административной ответственности декларанта или таможенного представителя в случае устранения последствий не заявления сведений либо заявления недостоверных сведений о товарах до выпуска товаров.

Выбор именно этой конкретной проблематики обусловлен еще двумя важными обстоятельствами.

Во-первых, таможенным законодательством как Таможенного союза, так и Евразийского экономического союза устанавливается возможность декларанта совершить таможенные операции, связанные с изменением и дополнением сведений, заявленных в таможенной декларации как до выпуска товаров, так и после (ст. 191 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), ст. 112 ТК ЕАЭС). Однако, в настоящее время согласно п. 2, 4 примечаний к ст. 16.2 КоАП РФ декларант либо таможенный представитель освобождается от административной ответственности за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров по ч. 1 и ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, только в случае внесения указанных изменений после выпуска товаров, что лишает возможности освобождения от административной ответственности в случае внесений изменений в таможенную декларацию до выпуска товаров. При этом, последствия устранения недостоверности сведений как до выпуска товаров, так и после выпуска товаров, выраженные в доплате всех дополнительных таможенных платежей, не различаются.

Во-вторых, ролью и значением института освобождения от административной ответственности. Так, введение законодателем возможности освобождения лица, совершившего административное правонарушение, предусмотренное по ч. 1 и ч. 2 ст. 16.2. КоАП РФ, от административной ответственности позволяет индивидуализировать административную ответственность исходя из анализа и учета обстоятельств, характеризующих постпротивоправное поведение лица. Добровольная корректировка декларантом или таможенным представителем заявленных в таможенной декларации сведений с доплатой таможенных платежей свидетельствует об отсутствие общественной вредности для таможенных правоотношений.

Правовые основания освобождения от административной за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров. Перемещение невластным субъектом таможенных правоотношений товаров через таможенную границу Союза с недекларированием либо недостоверным декларирование товаров в соответствии с пп. 25 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС признается таможенным законодательством незаконным. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров, как административное правонарушение, совершаемое при перемещении товаров через таможенную границу Союза, относится к административным правонарушениям в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренные главой 16 КоАП РФ. Наименование и диспозиция ст. 16.2 КоАП РФ позволяет отнести данное правонарушение наряду с административными правонарушениями, предусмотренными ч. 3 и 4 ст. 16.1, 16.7, 16.12, 16.17, ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ, в отдельную группу административных деликтов, связанных с противоправными, виновными действиями (бездействием) субъектов в сфере таможенного декларирования [1].

Так, статьей 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров. Ввиду отсутствия законодательного закрепления указанных понятий, на основании системного толкования таможенного и административного законодательства, правоприменительной практики таможенных органов и судов для дальнейшего использования в рамках проводимого исследования сформулированы следующие определения:

- недекларирование товаров - перемещение товаров через таможенную границу Союза с заявлением декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании недостоверных сведений о количественных характеристиках товаров (единицы измерения, вес, объем, комплектность, номенклатура и др.), необходимых для таможенных целей;

- недостоверное декларирование товаров - перемещение товаров через таможенную границу Союза с заявлением декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании недостоверных сведений о качественных характеристиках товара (наименовании, количестве, свойствах и характеристиках), влияющие на классификационный код по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, о таможенной стоимости, о стране происхождения, а также представление недействительных документов, если такие сведений и документы послужили основанием для основанием для освобождения от уплаты таможенных платежей или занижения их размера (ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ) либо основанием для несоблюдения установленных законом запретов и ограничений (ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ).

Переходя к вопросу об основаниях освобождения от административной ответственности за административное правонарушение, следует отметить, что любого рода правонарушение рассматривается как «виновное, противоправное, наносящее вред обществу деяние праводееспособного лица или лиц, влекущее за собой юридическую ответственность» [2], при этом сам факт посягательства, как утверждает, например, Б. М. Лазарев, предполагает нанесение ущерба общественным отношениям, правопорядку, а тем самым интересам общества и граждан [3].

В рамках заявленной проблематики, не затрагивая анализа точек зрения по сложившейся в связи с подготовкой нового проекта КоАП РФ дискуссии об общественной опасности или об общественной вредности административного правонарушения [4], следует отметить, что именно определение степени существенности ущерба, нанесенного общественным отношениям в результате административного правонарушения, является основополагающим критерием для освобождения виновного лица от необходимости претерпеть неблагоприятные последствия противоправного деяния.

Так освобождение от административной ответственности применяется к лицам, совершившим административное правонарушение, в случаях, когда все элементы состава административного правонарушения формально имеют место быть. В данном случае при наличии обстоятельств, перечисленных в части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, исключающих производство по делу об административном правонарушении, институт освобождение от административной ответственности не применим.

При этом, как верно отметил В.В. Степанов, такое освобождение производится, как правило, с учетом дополнительных условий в виде действий со стороны лица, совершившего деяние, или наличия событий, последовавших за совершенным деянием, или обстоятельств, положительно характеризующих личность деятеля [5]. Такие условия и обстоятельства могут быть как закреплены законодательно, например, в примечаниях к ст. 16.2 КоАП РФ, так и носить оценочный характер при определении признаков малозначительности совершенного деяния (ст. 2.9 КоАП РФ). Более того, законодательно закрепленные условия освобождения от административной ответственности применяются в большинстве случаев как исключение из общих правил исходя из соображений стимулирования добровольного отказа от совершения конкретных правонарушений.

Вопросам об освобождении от административной ответственности за административные нарушения таможенных правил в общем и за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров в частности стали уделять повышенное внимание в научных кругах уже при первых стыковых реформах законодательства об административных правонарушениях и таможенного законодательства. Так, Гречкина О. В. в своем исследовании уделила внимание применению при привлечении к административной ответственности такого понятия, как малозначительность, адаптировав его к таможенным правонарушениям [6]. После образования Таможенного союза более комплексно институт освобождения от административной ответственности по малозначительности правонарушений был исследован Клюшниковым И. А. [7]. Большой интерес в рамках исследования представляет работа Зарубина Н. Н., который в свою очередь, уже в 2013 г. обратил внимание на необходимость введения специальной нормы по освобождению от административной ответственности по ч. 2 и ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, предложив при этом следующую формулировку: «Лицо, обратившееся в таможенный орган с заявлением о внесении изменений в декларацию на товары до момента выявления таможенным органом административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 2 и 3 настоящей статьи, а также с заявлением об отзыве декларации на товары до выпуска товаров и/или обнаружения таможенным органом данных административных правонарушений, освобождается от административной ответственности за указанные правонарушения» [8]. Однако, его позиция нашла свое отражение на законодательном уровне намного позже.

До законодательного закрепления оснований для освобождения от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 и ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, данному вопросу была дана оценка в пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 № 79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства». Согласно данным разъяснениям уплата декларантом или таможенным представителем таможенных пошлин, налогов в надлежащем размере, а также представление документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений до выпуска товаров или до составления протокола об административном правонарушении не может рассматриваться как основание освобождения от административной ответственности, а согласно п. 2 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ может являться обстоятельством, смягчающим ее [9].

В последующем, на законодательном уровне последовательно с разницей в один год были введены основания для освобождения от административной ответственности в 2015 г. по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ [10], а в 2016 г. по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ [11].

Необходимость введения названных условий амнистирования добросовестного субъекта таможенных правоотношений, обусловлена в первую очередь стимулированием добровольного использования декларантом либо таможенным представителем закрепленного в таможенном законодательстве Таможенного союза права на совершение по своей инициативе таможенных операций, направленных на изменений и дополнение сведений, заявленных в таможенной декларации, и связанные с отзывом таможенной декларации. Во-вторых, отнесение данных условий к обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, не исключило бы дальнейшую возможность при повторном совершении однородного административного правонарушения, рассматривать совершенное административное правонарушение как обстоятельство, отягчающее административную ответственность, что, в свою очередь, отрицательно влияет на постпротивоправное поведение виновного лица.

Согласно п. 2 и 4 примечания к ст. 16.2 КоАП РФ декларант и (или) таможенный представитель освобождается от административной ответственности:

- по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ в случае добровольного сообщения декларантом и (или) таможенный представитель в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, о недекларировании товаров с одновременным представлением таможенной декларации или документа, необходимого для внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ранее поданной таможенной декларации, и содержащего сведения о товарах, таможенное декларирование которых не производилось, и документов, на основании которых указанные таможенная декларация или документ заполнены, предусмотренных правом Евразийского экономического союза;

- по ч. 2 ст. 16.2. КоАП РФ в случае добровольного представления декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров с приложением документов, предусмотренных правом Евразийского экономического союза [12].

При этом, для освобождения от административной ответственности согласно примечаниям к ст. 16.2 КоАП РФ как по ч. 1, так и по ч. 2 помимо фактического устранения последствий заявления недостоверных сведений в таможенной декларации, действия декларанта или таможенного представителя оцениваются по следующим критериям:

- критерий добровольности постпротивоправных действий, выраженный в отсутствие на дату, предшествующую дате регистрации обращения, выявленного таможенным органом административного правонарушения в отношении декларируемых товаров, а также отсутствие уведомления о проведении таможенного контроля после выпуска товаров, если такое уведомление предусмотрено законодательством;

- критерий платежеспособность лица, выраженный в отсутствии на дату, предшествующую дате регистрации обращения, задолженности по уплате таможенных платежей, не оплаченных после истечения сроков.

Именно при соблюдении всех названных условий, предусмотренных п. 2 и 4 примечания к ст. 16.2 КоАП РФ, влекущих освобождение лица от ответственности за административное правонарушение по ч. 1 и ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, по результату рассмотрения административного дела может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в соответствии с п. 4 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ.

Рассмотренные условия освобождения от административной ответственности, в итоге позволяют сделать вывод о том, что введение законодателем данных условий направлено не только на добровольное исполнение обязанности субъектами таможенных правоотношений по предоставлению таможенным органам полных и достоверных сведений о перемещаемых через таможенную границу товарах, но и на дополнительное обеспечение соблюдения таможенного законодательства, которое в силу принципа выборочности объектов и форм таможенного контроля должным образом не позволяет таможенным органам выявить все случаи нарушения таможенного законодательства.

Соотношение правовых оснований освобождения от административной ответственности за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров с положениями таможенного законодательства. В рамках проводимого исследования особо следует сделать оговорку о том, что законодателем предусмотрена возможность обращения декларанта и (или) таможенного представителя в таможенных орган с внесением изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию только после выпуска товаров. Так, например, п. 2 и 4 примечания к ст. 16.2 КоАП РФ предусмотрена возможность подать такое обращение в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, что свидетельствует о завершении таможенным органом таможенного контроля до выпуска товаров и выпуска товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

При этом необходимо отметить, что порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденный решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 [13], предусматривает внесение соответствующих изменений как на этапе до выпуска товаров, так и после выпуска товаров. В связи с этим вопрос отсутствия освобождения от административной ответственности декларанта и (или) таможенного представителя при внесении изменений в таможенную декларацию до выпуска товаров остается открытым.

Согласно действующему таможенному законодательству порядок внесения изменений и дополнений сведений, заявленных в таможенной декларации, до выпуска товаров носит разрешительный (п. 1 ст. 191 ТК ТС) либо уведомительный характер (п. 3 ст. 193 ТК ТС) [14]. Для рассмотрения возможности освобождения от административной ответственности за недекларирование либо недостоверное декларирование необходимо остановится именно на разрешительной форме.

Так условиями для совершения таможенных операций в разрешительном порядке являются положения, в соответствии с которыми:

1) вносимые изменения и дополнения не влияют на принятие решения о выпуске товаров и не влекут необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера сумм таможенных платежей, за исключением случаев корректировки таможенной стоимости товаров, и соблюдение запретов и ограничений (ч. 2 п. 1 ст. 191 ТК ТС);

2) если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил его о месте и времени проведения таможенного досмотра и (или) не принял решения о проведении иных форм таможенного контроля в отношении товаров.

При этом законодатель указал, что изменение и дополнение сведений, заявленных в зарегистрированной таможенной декларации, не может повлечь за собой заявление сведений о товарах иных, чем те, которые были указаны в зарегистрированной таможенной декларации. Под иными товара, согласно разъяснениям ФТС России, понимаются товары, отличные по своему составу, техническому описанию, качеству, предназначению [15].

Таким образом, наличие указанных выше условий осуществления таможенных операций, предусмотренных п. 1 ст. 191 ТК ТС, существенно сужает перечень изменений и дополнений сведений в таможенную декларацию, которые могут внесены до выпуска товаров. Возможность введения условий освобождения от административной ответственности за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров до выпуска товаров при данных обстоятельствах весьма ограничена.

Так добровольное изменение и дополнение декларантом либо таможенным представителем заявленных сведений о количественных и качественных характеристик товара, недекларирование либо недостоверное декларирование которых является основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 16.2 КоАП РФ, направлено на соблюдение таможенного законодательства по уплате таможенных платежей и на соблюдение запретов и ограничений.

Например, внесение изменений сведений о химическом составе товара в связи с увеличением удельного веса полиэтилена с 0,939 г/см³ до 0,942 г/см³ влечет за собой переклассификацию товара в подсубпозицию 3901 20 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС с доплатой ввозной таможенной пошлины в размере 6,5%.

То же касается соблюдение запретов и ограничений. Обнаружение до выпуска товара необходимости применения к ввозимому товару (оборудование тепловое газовое для предприятий общественного питания и пищеблоков) мер технического регулирования, установленные Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 016/2011 «О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 875, влечет за собой изменений сведений в таможенной декларации о соблюдении установленных таможенным законодательством ограничений в отношении товара.

Несмотря на то, что внесение таких изменений является добровольным постпротивоправным действием, такие изменения не могут быть внесены в таможенную декларацию исходя из положений п. 1 ст. 191 ТК ТС.

Однако, законодатель в качестве исключения из п. 1 ст. 191 ТК ТС указывает, что только в случае корректировки таможенной стоимости при одновременном соблюдении всех названных условий возможно внесение изменений и дополнений сведений в таможенную декларацию, влияющие на принятие решения о выпуске товаров и определение размера сумм таможенных платежей и соблюдение запретов и ограничений.

Так одним из оснований принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товаров до выпуска товаров в силу п. 1 ст. 68 ТК ТС является выявленный декларантом факт недостоверного заявления сведений об их таможенной стоимости, в том числе в связи с неправильным выбором метода определения таможенной стоимости. В качестве примера недостоверного заявления таможенной стоимости товаров являются недостоверные сведения о транспортных расходах, которые дополнительно начисляются к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, согласно первому методу определения таможенной стоимости (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.05.2013 г. по делу № А53-17570/2011 [16]). В данном случае отказ таможенного органа во внесении изменений и дополнений сведений, заявленных в таможенной декларации, по данному основания может быть признан незаконным.

Исходя из системного толкования ст. 68 ТК ТС, п. 1 ст. 191 ТК ТС, ст. 16.2 КоАП РФ, можно сделать вывод о том, что декларант либо таможенных представитель по аналогии с п. 2 и 4 примечания к ст. 16.2 КоАП РФ может быть освобожден до выпуска товаров только по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ в случае добровольного внесения изменений и дополнений сведений в таможенную декларацию о таможенной стоимости товаров, при одновременной соблюдении условий предусмотренных п. 1 ст. 191 ТК ТС.

В то же время разработчики нового ТК ЕАЭС внесли существенные изменений в таможенные операции, связанные с внесением изменений и дополнений сведений в таможенной декларации (п. 1 ст. 112 ТК ЕАЭС [17]). В проекте ТК ЕАЭС первое положение исключено как рудимент, препятствующий торговле, а также были уточнены формы таможенного контроля и меры, обеспечивающие его проведение, начало которых является основанием для отказа во внесении изменений в сведения до выпуска товаров [18].

Однако, положение, предусмотренное абз. 4 п. 1 ст. 191 ТК ТС, регулирующее запрет на внесение изменений и дополнений сведений в таможенную декларацию об иных товарах, осталось неизменным.

Вследствие этого в рассматриваемой части новые правила ТК ЕАЭС позволяют вносить изменений и дополнений сведений в таможенной декларации до выпуска товаров независимо от того, влияют ли эти изменения на решение о выпуске товаров или на определение размера сумм таможенных платежей и соблюдение запретов и ограничений.

Таким образом, добровольное устранение декларантом и (или) таможенным представителем последствий не заявления сведений о товарах либо заявления недостоверных сведений о товарах до выпуска товаров при соблюдении условий, предусмотренных п. 1 ст. 112 ТК ЕАЭС, с доплатой таможенных платежей и соблюдением запретов и ограничений направлено на добросовестное соблюдение правил и норм таможенного законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

При данных обстоятельствах данные постпротивоправные действия можно расценивать как меру по соблюдению правил и норм таможенного законодательства, что исходя из положений ст. 2.2 КоАП РФ исключает вину декларанта и (или) таможенного представителя в виде причинения реального ущерба в связи с неуплатой таможенных платежей или несоблюдение запретов и ограничений, до выпуска товаров.

Учитывая изложенное, целесообразно внести п. 5 примечания ст. 16.2 КоАП РФ, в следующей редакции: «В случае добровольного представления декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, зарегистрировавший таможенную декларацию, мотивированного обращения о внесении изменений (дополнений) сведений в таможенную декларация до выпуска товаров при соблюдении в совокупности условий, предусмотренных п. 1 ст. 112 ТК ЕАЭС, лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение».

Подводя итог проведенного исследования, необходимо отметить, что внесение существенных изменений в таможенное законодательство в связи с действием Евразийского экономического союза, анализ сложившейся судебной практики, а также со наличие двухуровневость административно-правового регулирования порядка привлечения к административной ответственности за нарушения таможенных правил в совокупности позволили осознать и пересмотреть исходные положения таможенного законодательства о таможенных операциях по внесению изменений и дополнений сведений в таможенную декларацию до выпуска товаров, влияющих на освобождение от административной ответственности за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров. В связи с чем было предложено дополнительное условие амнистирования добросовестных участников внешнеэкономической деятельности. Представляется, что введение соответствующих изменений в национальное законодательство об административных правонарушениях позволит создать дополнительные условия для соблюдения добросовестными участниками внешнеэкономической деятельности таможенного законодательства, которое в силу принципа выборочности объектов и форм таможенного контроля должным образом не позволяет таможенным органам выявить все случаи нарушения таможенного законодательства.

Библиография
1.
Ныркова Н.А. Административные правонарушения в сфере таможенного декларирования: проблемы ответственности таможенного представителя в свете законодательства и судебной практики // СПС КонсультантПлюс. 2015.
2.
Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2013.
3.
Лазарев Б.М. Административная ответственность. М., 1976. С. 11-15.
4.
Зырянов С.М. Еще раз об общественной опасности административного правонарушения // Административное право и процесс. 2017. № 6. С. 43-46.
5.
Степанов В.В. Правовая природа норм о малозначительности правонарушения // Ленинградский юрид. журнал. 2007. № 1. С. 139-140.
6.
Гречкина О.В. Административное производство по делам о нарушении таможенных правил: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2004.
7.
Клюшников И.А. Совершенствование законодательства и правоприменительной практики об освобождении от административной ответственности по малозначительности правонарушений (по материалам таможенных органов): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.
8.
Зарубин Н.Н. Совершенствование административной ответственности за незаконное перемещение товара через таможенную границу : Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Люберцы 2013.
9.
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 № 79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства» // «Вестник ВАС РФ», № 1, январь, 2014.
10.
Федеральный закон от 12 февраля 2015 г. № 17-ФЗ «О внесении изменений в статьи 16.2 и 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // «Собрание законодательства РФ», 16.02.2015, № 7, ст. 1023.
11.
Федеральный закон от 23.06.2016 № 207-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // «Собрание законодательства РФ», 27.06.2016, N 26 (Часть I), ст. 3876.
12.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.06.2017) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661
13.
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 «О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии» // СПС «КонсультантПлюс».
14.
Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_94890/
15.
Письмо ФТС РФ от 09.09.2011 N 01-11/43756 «О применении положений пункта 1 статьи 191 ТК ТС» // СПС «КонсультантПлюс».
16.
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.05.2013 г. по делу № А53-17570/2011 // СПС «КонсультантПлюс».
17.
«Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «КонсультантПлюс».
18.
Искоскова М.В., Мозер С.В. Таможенное декларирование: основные новеллы проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза // Вестник Российской таможенной академии. 2015. № 3. С. 84-92.
References (transliterated)
1.
Nyrkova N.A. Administrativnye pravonarusheniya v sfere tamozhennogo deklarirovaniya: problemy otvetstvennosti tamozhennogo predstavitelya v svete zakonodatel'stva i sudebnoi praktiki // SPS Konsul'tantPlyus. 2015.
2.
Marchenko M.N. Teoriya gosudarstva i prava: Uchebnik. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Prospekt, 2013.
3.
Lazarev B.M. Administrativnaya otvetstvennost'. M., 1976. S. 11-15.
4.
Zyryanov S.M. Eshche raz ob obshchestvennoi opasnosti administrativnogo pravonarusheniya // Administrativnoe pravo i protsess. 2017. № 6. S. 43-46.
5.
Stepanov V.V. Pravovaya priroda norm o maloznachitel'nosti pravonarusheniya // Leningradskii yurid. zhurnal. 2007. № 1. S. 139-140.
6.
Grechkina O.V. Administrativnoe proizvodstvo po delam o narushenii tamozhennykh pravil: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Chelyabinsk, 2004.
7.
Klyushnikov I.A. Sovershenstvovanie zakonodatel'stva i pravoprimenitel'noi praktiki ob osvobozhdenii ot administrativnoi otvetstvennosti po maloznachitel'nosti pravonarushenii (po materialam tamozhennykh organov): Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2013.
8.
Zarubin N.N. Sovershenstvovanie administrativnoi otvetstvennosti za nezakonnoe peremeshchenie tovara cherez tamozhennuyu granitsu : Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Lyubertsy 2013.
9.
Postanovlenie Plenuma Vysshego Arbitrazhnogo Suda Rossiiskoi Federatsii ot 08.11.2013 № 79 «O nekotorykh voprosakh primeneniya tamozhennogo zakonodatel'stva» // «Vestnik VAS RF», № 1, yanvar', 2014.
10.
Federal'nyi zakon ot 12 fevralya 2015 g. № 17-FZ «O vnesenii izmenenii v stat'i 16.2 i 29.9 Kodeksa Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh» // «Sobranie zakonodatel'stva RF», 16.02.2015, № 7, st. 1023.
11.
Federal'nyi zakon ot 23.06.2016 № 207-FZ «O vnesenii izmenenii v Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh» // «Sobranie zakonodatel'stva RF», 27.06.2016, N 26 (Chast' I), st. 3876.
12.
Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh ot 30.12.2001 № 195-FZ (red. ot 01.06.2017) [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661
13.
Reshenie Kollegii Evraziiskoi ekonomicheskoi komissii ot 10.12.2013 № 289 «O vnesenii izmenenii i (ili) dopolnenii v svedeniya, ukazannye v deklaratsii na tovary, i priznanii utrativshimi silu nekotorykh reshenii Komissii Tamozhennogo soyuza i Kollegii Evraziiskoi ekonomicheskoi komissii» // SPS «Konsul'tantPlyus».
14.
Tamozhennyi kodeks Tamozhennogo soyuza (red. ot 08.05.2015) (prilozhenie k Dogovoru o Tamozhennom kodekse Tamozhennogo soyuza, prinyatomu Resheniem Mezhgosudarstvennogo soveta EvrAzES na urovne glav gosudarstv ot 27.11.2009 № 17) [Elektronnyi resurs]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_94890/
15.
Pis'mo FTS RF ot 09.09.2011 N 01-11/43756 «O primenenii polozhenii punkta 1 stat'i 191 TK TS» // SPS «Konsul'tantPlyus».
16.
Postanovlenie FAS Severo-Kavkazskogo okruga ot 30.05.2013 g. po delu № A53-17570/2011 // SPS «Konsul'tantPlyus».
17.
«Tamozhennyi kodeks Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza» (prilozhenie № 1 k Dogovoru o Tamozhennom kodekse Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza) // SPS «Konsul'tantPlyus».
18.
Iskoskova M.V., Mozer S.V. Tamozhennoe deklarirovanie: osnovnye novelly proekta Tamozhennogo kodeksa Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza // Vestnik Rossiiskoi tamozhennoi akademii. 2015. № 3. S. 84-92.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"