Статья 'Направления внедрения информационных технологий в деятельность органов прокуратуры Российской Федерации' - журнал 'NB: Административное право и практика администрирования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
NB: Административное право и практика администрирования
Правильная ссылка на статью:

Направления внедрения информационных технологий в деятельность органов прокуратуры Российской Федерации

Халиуллин Адель Ильфатович

Научный сотрудник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации

123022, Россия, г. Москва, ул. 2-я Звенигородская, 15

Khaliullin Adel Ilfatovich

Research Fellow at the Academy of the Prosecutor General of the Russian Federation

123022, Russia, 123022, g. Moscow, ul. 2-Ya zvenigorodskaya ul., 15

adel@lenta.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2306-9945.2017.2.22896

Дата направления статьи в редакцию:

03-05-2017


Дата публикации:

15-05-2017


Аннотация: В настоящей статье рассмотрены перспективные направления внедрения информационных технологий в целях повышения эффективности осуществления прокурорского надзора и организации деятельности органов прокуратуры Российской Федерации. Автором особое внимание уделено текущему состоянию нормативной базы осуществления электронного документооборота в органах прокуратуры Российской Федерации, констатируется необходимость его дальнейшего развития. В рамках научной статьи рассмотрен положительный опыт организации функционирования информационной системы органов прокуратуры Российской Федерации, автоматизированных информационных комплексов и специализированных информационных систем. методологической базой исследования выступили: функциональный метод, метод структурного анализа и контент-анализа. также применялись общелогические методы: анализ, синтез, дедукции и индукции. Основные выводы в рамках настоящей научной статьи предполагают внедрение отдельных элементов таких концепций государственного управления, как "государство как платформа для обработки информации" и "государство как сервис по предоставлению государственных услуг". В содержательном плане предполагается максимальное упрощение существующих процедур посредством автоматизации составления и обработки документов, минимизации участия человека в принятии и регистрации документов, реализации возможности обратного контроля движения документов заявителя.


Ключевые слова:

информатизация, электронный документооборот, прокурорский надзор, организация деятельности, государственные услуги, сетевое взаимодействие, информационные системы, государственное управлени, прокуратура Российской Федерации, полномочия прокурора

Abstract: The article considers the promising directions of use of information technologies for the purpose of raising the effectiveness of prosecutor’s supervision and organization of the work of prosecution agencies of the Russian Federation. The author gives special attention to the current state of the normative base of electronic document management in prosecution agencies, and states the necessity of its further development. The author considers the positive experience of organization of the information system of prosecution agencies, automatized information complexes and specialized information systems. The research methodology is based on the functional method, the method of structural analysis and content-analysis. The author also applies general logical methods: analysis, synthesis, deduction and induction. The author suggests launching the particular elements of such public administration concepts as “state as an information processing platform” and “state as structure providing government services”. The author suggests maximum simplification of the existing procedures by means of automatization of composing and processing of documents, minimization of human’s involvement in adoption and registration of documents, and the possibility of checkback of the applicant’s documents.  


Keywords:

prosecutor's authorities, prosecutor's office of the Russian Federation, public administration , information systems, network interaction, government services, organization of activity, prosecutor's supervision, electronic document management, informatization

В ежегодном послании Президента Федеральному собранию Российской Федерации (01.12.2016) В.В. Путин подчеркнуто: «… мы должны вписаться в общемировой тренд перехода к новой технологической революции. У нас для этого есть все шансы, учитывая высокий уровень наших науки и образования …» [1]. Стремительные темпы распространения информационных технологий в различных сферах общественных отношений и государственного управления требуют существенных усилий по разработке нормативной базы их использования.

Российский законодатель идет по пути «перебирания» существующих юридических механизмов, не учитывая, что часть из них уже не соответствует актуальному правовому «уровню информационных технологий». Использование информационных технологий меняет форму, но не содержание традиционных процедур, при этом полагаем, что разнообразие ситуаций, в которых компьютерная информация и дистанционные формы взаимодействия становится элементом правоотношений, требуют пристального внимания исследователей.

В мировой юридической науке и практике постепенно появляются исследования, отражающие тесную взаимосвязь права, с одной стороны, с глубинными тенденциями в информационном обществе, с другой. Отечественные исследователи, к сожалению, недостаточно активно участвуют в глобальном процессе поиска новых правовых конструкций, согласующихся с особенностями цифровой эпохи. Полагаем, что следует избежать слепого копирования зарубежного опыта, который нам необходимо хотя бы принимать во внимания, чтобы сформулировать собственный ответ на новые вопросы в уголовном процессе.

Осуществление прокурорского надзора в новых условиях объективно связано с возникновением проблем в организации ее деятельности. Например, в силу вступили ряд федеральных законов, вносящих изменения и дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Федеральные законы от 03.07.2016 № 323-ФЗ, от 23.06.2016 № 220-ФЗ), первым из которых установлен порядок признания предметов и документов вещественными доказательствами по уголовным делам о преступлениях в сфере экономики (в том числе электронных носителей информации, содержащих электронные документы), а вторым введены отдельные элементы электронного документооборота на досудебной и судебной стадиях уголовного судопроизводства.

Законодатель весьма осторожно подошел к переводу в электронный формат процессуальных документов, ограничившись на первом этапе возможностью составления отдельных документов и только в ходе судебного разбирательства уголовного дела. При этом технические аспекты подачи и составления вышеперечисленных процессуальных документов получили подробную регламентацию [2].

Положительный опыт функционирования в Генеральной прокуратуре Российской Федерации внутренней информационная система органов прокуратуры, а также автоматизированных информационных комплексов и специализированных информационных систем позволяет предположить о существовании задела для формирования единой информационной системы, объединяющей, например, правоохранительные и органы, и суд в рамках уголовного процесса [3].

Вместе с тем в настоящее время не представляется возможным вести дискуссию о существовании целостной системы электронного документооборота либо о существовании электронной формы процессуальных документов по причине их фрагментарной легитимизации в отечественном законодательстве.

Стратегическими ориентирами использования информационных технологий в деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации выступают разработка:

нормативной основы использования электронного документа в деятельности органов прокуратуры и осуществления электронного документооборота при взаимодействии с физическими и юридическими лицами [4];

положений концепции «государство как платформа» (в т.ч. органы прокуратуры как технологическая платформа обработки информации), в рамках которой широко применяются технологии машинной обработки, анализа и построения прогнозов на основе информации, получаемой в ходе осуществления прокурорского надзора (машинное обучение, большие данные «big data», распределенные системы хранения «blochein»;

положений концепции «государство как сервис» (в т.ч. органы прокуратуры оказывают государственные услуги в рамках своей компетенции), в рамках которой предполагается развитие индивидуальной работы с каждым гражданином (система личных кабинетов граждан на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, позволяющей вести индивидуальную переписку и отслеживать состояние рассмотрения обращения, заявлений; получать данные по статистике; осуществлять запись на прием к прокурору и т.д.);

интерактивных сервисов, ориентированных на внешний обмен информацией с гражданами, общественными организациями, профессиональными сообществами и органами власти, например, он-лайн приемов граждан в режиме реального времени или консультационных вебинаров (через skype, мобильные приложения, и др.);

таргетированных электронных форм для подачи обращений в органы прокуратуры (обращение автоматически направляется к профильному специалисту органов прокуратуры, что исключает проблему переадресации и нарушения сроков рассмотрения обращения);

узкоспециализированных сервисов для отдельных социальных групп (например, для предпринимателей, журналистов, блогеров, студентов и людей с ограниченными возможностями, участников долевого строительства и т.д.), а также в целом развитие культуры «активного присутствия в сетевом пространстве», в том числе постоянное размещение информации в целях предупреждения правонарушений в социальных сетях;

системы широкомасштабной профильной переподготовки кадров органов прокуратуры уже сегодня на этапе разработки и внедрения новых технологических инициатив.

Библиография
1.
2.
3.
4.
References
1.
2.
3.
4.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.