по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Рецензирование за 24 часа – как это возможно? > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

Публикация за 72 часа - теперь это реальность!
При необходимости издательство предоставляет авторам услугу сверхсрочной полноценной публикации. Уже через 72 часа статья появляется в числе опубликованных на сайте издательства с DOI и номерами страниц.
По первому требованию предоставляем все подтверждающие публикацию документы!
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
NB: Административное право и практика администрирования
Правильная ссылка на статью:

Использование имени Василия Ивановича Сурикова в конструировании положительного образа города Красноярска
Кистова Анастасия Викторовна

кандидат философских наук

доцент, кафедра культурологии, Сибирский федеральный университет

660041, Россия, г. Красноярск, проспект Свободный, 79, оф. 452

Kistova Anastasiya Viktorovna

PhD in Philosophy

associate professor of the Department of Cultural Studies at Siberian Federal University

660041, Russia, Krasnoyarsk, str. Prospect Svobodniy 79, of.  452

akistova@bk.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Москалюк Марина Валентиновна

доктор искусствоведения

и.о. ректора, Красноярский государственный институт искусств

660041, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, проспект Свободный, 82а, оф. 452

Moskalyuk Marina Valentinovna

Doctor of Art History

Acting Chancellor of Krasnoyarsk State Art University

660041, Russia, Krasnoyarsk, ul. Prospekt Svobodnyi, 82a, of. 452

mawam@rambler.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Сертакова Екатерина Анатольевна

кандидат философских наук

доцент, кафедра культурологии, Сибирский федеральный университет

660041, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, проспект Свободный, 82а, оф. 452

Sertakova Ekaterina Anatol'evna

PhD in Philosophy

Associate Professor at the Department of Culturology of the Siberian Federal University

660041, Russia, Krasnoyarsk, shosse Prospekt Svobodnyi, 82a, of. 452

sertakova_e@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Дворецкая Анна Павловна

кандидат исторических наук

доцент, кафедра истории России, Сибирский федеральный университет

660041, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, проспект Свободный, 82а, оф. 452

Dvoretskaya Anna Pavlovna

PhD in History

Associate Professor at the Department of History of Russia of the Siberian State University 

660041, Russia, Krasnoyarsk, prospekt Svobodnyi, 82a, of. 452

akistova@bk.ru

DOI:

10.7256/2306-9945.2016.6.20967

Дата направления статьи в редакцию:

05-11-2016


Дата публикации:

08-01-2017


Аннотация.

В статье рассматриваются особенности формирования образа художника В.И. Сурикова в качестве брендовой фигуры города Красноярска. Для горожан имя В.И. Сурикова – символ признания, творческих успехов, сибирской самобытности. Благодаря творчеству великого живописца в Красноярске сформировалось своеобразное «суриковское культурное гнездо». Суриков сыграл заметную роль в формировании культурных (эстетических) воззрений местного сообщества. В первой трети ХХ века в рамках мемориальной суриковской традиции постепенно формируются знаки и символы, связанные с героем места. Методологией данного исследования выступил алгоритм создания геокультурного брендинга территории, обсуждаемый сегодня обществом, направленный на создание устойчивых позитивных ассоциаций, связанных с героем Места. Основным выводом проведенного исследования является тезис о том, что Красноярск легко вписывается в геокультурный брендинг России и мира. Статья демонстрирует как через проектную деятельность Музея-усадьбы им. В.И. Сурикова и Красноярского художественного музея формируется специфическая региональная идентичность, связанная с образом Сурикова.

Ключевые слова: муниципальные практики, брендинг города, Красноярск, художественный музей, культурный герой, Василий Суриков, культурная география, региональная идентичность, конструирование идентичности, культурное пространство

УДК:

316.77

Исследование поддержано Краевым государственным автономным учреждением «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности»

Abstract.

The article considers the peculiarities of the formation of the image of V.I. Surikov as a brand figure of Krasnoyarsk. For Krasnoyarsk dwellers, the name of V.I. Surikov is the symbol of recognition, creative success and Siberian uniqueness. Owing to the creative work of the great painter, a sort of a “Surikov’s cultural nest” has formed in Krasnoyarsk. Surikov played a significant role in the formation of cultural (aesthetic) views of the local community. In the first third of the twentieth century, the signs and symbols of the hero of the place had been forming within the memorial Surikov’s tradition. The research methodology includes the popular territorial branding algorithm, aimed at the creation of sustainable positive associations, connected with the hero of the Place. The authors of the study formulate the thesis that Krasnoyarsk easily fits in the geo-cultural branding of Russia and the world. The article demonstrates, how, via the project activity of the Museum-estate of Surikov and Krasnoyarsk Art Museum, the specific regional identity, connected with the image of Surikov, is being formed. 

Keywords:

cultural geography, Vasily Surikov, cultural hero, Art Museum, Krasnoyarsk, city branding, municipal practices, regional identity, construction of identity, cultural space

  1. Введение

Прославленный русский художник В.И. Суриков – уроженец г. Красноярска. Очевидно, что благодаря творчеству великого живописца в городе Красноярске в первой трети ХХ века начало формироваться уникальное смысловое пространство, своеобразное «суриковское культурное гнездо». До Сурикова, как отмечают красноярцы – современники художника, были культурные люди, но не было культурной среды. Имя Сурикова запустило процессы изменения. Эффект встречного движения (из столицы) дал мощный творческий импульс провинции. Появился образец иного поведения. Сформировались несколько слоев участников культуротворчества: кроме семьи, близкие друзья, образованные горожане. Из этой среды появились местные художники.

Значимость имени Сурикова как ресурса продвижения региона формируется весь ХХ век. Первоначально связь с сообществом достигалась проведением различного рода выставок. Знаковым являлось открытие в 1909 году рисовальной школы. В 1920-е годы в местном краеведческом музее открылся «суриковский уголок». Позднее – в 1957 г. картинная галерея. Целенаправленный брендинг территории, связанный с именем Сурикова, берет свое начало в 1980-е годы и продолжается в наше время. Он связан с усилиями местных властей и гражданского сообщества по формированию положительного имиджа города Красноярска как культурной столицы Сибири.

2. Обзор источников

По мнению ряда ученых [1, 2, 3], в том числе антропологов и этнографов, индивидуальность, уникальность является одной из ключевых характеристик бренда, поэтому территории необходимо отказаться от комплекса типичных характеристик, присущих практически всем регионам (коммерческие, социальные, спортивные и т.д.), в пользу более узкой эксклюзивной специализации, а именно, историко-культурной составляющей.

Индивидуальность города, гений Места становится крайне важным узлом в схеме построения бренда [4]. Бренд города для целевой аудитории является сигналом о характеристиках экономической, социальной, культурной или иной интересующей ее стороне города. Тем самым, брендирование территории способствует ее экономическому росту и стимулирует приток потенциальных жителей.

Значение В.И. Сурикова было оценено еще современниками. Так, Максимилиан Волошин [5] считал, что Суриков сыграл заметную роль в формировании культурных (эстетических) воззрений не только русского общества (1900–1910-х гг.), но и сибиряков. Его картины воспитывали в зрителях чувство художественного качества, приобщали к культурной исторической традиции, имели широкое общественное значение, запустили процесс обновления культурной жизни. Волошин обратил также внимание на стремление Сурикова выстроить свой имидж в глазах потомков. Как указывает М.В. Москалюк [6], материалы Волошина – важнейший источник осмысления эстетических взглядов художника. Интерес к творчеству Сурикова возрос к концу 1920-х гг. В 1927 году в Третьяковской галерее и в Русском музее прошли посмертные выставки Сурикова, к ним были выпущены подробные каталоги его работ со статьями разных авторов. Заметны оказались статьи А.М. Эфроса, одним из первых обратившего внимание на место Сурикова не только в русском, но и мировом искусстве.

Роль Сурикова в мировом историческом процессе наиболее ярко обозначена в книге Д.В. Сарабьянова «Русская живопись XIX века среди западноевропейских школ» (1980). В работах В.С. Кеменова [7] обращено внимание на реконструкцию исторической обстановки, в которых писалась та или иная картина. Автор признает, что индивидуальность художника нельзя объяснить только происхождением Сурикова, существенную роль играла окружающая его социальная действительность. На локальные, сибирские элементы в творчестве Сурикова обратили внимание ряд авторов. Так С.Н. Дурылин [8] считал, что Сибирь в творчестве В.И. Сурикова является не только и не столько фактом биографии: «Вряд ли возможно художнику глубже и крепче внедрить свою родину в свое творчество, чем это сделал Суриков».

На значении суриковской коллекции в Красноярске для формирования эстетических и художественных пристрастий горожан акцентируют внимание авторы работы «Василий Иванович Суриков. Коллекция красноярских музеев» [9]. Л.Р. Строй и М.В. Москалюк [10] обратили внимание на роль Сурикова в формировании местной культуры (открытие рисовальной школы, пропаганда художественного творчества).

В работах последнего времени значительное внимание акцентируется на стремлении художника выйти за рамки локального и достичь некого универсального содержания. Отдельная картина здесь рассматривается как посредник между человеком и миром во всех проявлениях: от индивидуального до космического. А.В. Кистова и А.В. Кушнарева [11] считают, что различные элементы могут быть гармонизированы и рассмотрены как единое целое, учитывающее уникальные качества своих частей.

На примере одного из последних проектов, связанных с суриковским творчеством – выставки «Картина с сильным характером» (2015-2016 гг.) продемонстрировано, как можно и сегодня ощутить связь времен, окунуться в историю родной земли и земляков, в сибирскую традицию, энергия которой во время работы над картиной вернула к жизни и творчеству этого великого русского художника [12].

Методология исследования

Методологией данного исследования выступил алгоритм создания геокультурного брендинга территории, обсуждаемый сегодня обществом, направленный на создание устойчивых позитивных ассоциаций, связанных с героем Места. Всякая территория, как указывает Д.Н. Замятин, может быть репрезентирована как целенаправленный, детально структурированный образ. Этот образ территории может быть выстроен, сформирован как геокультурный бренд. В технологическом плане образно-географическая карта региона складывается из совокупности знаков, символов, архетипов и стереотипов определенной территории, которые потенциально могут достаточно просто репрезентироваться. В нашем случае таким протообразом становится фигура великого русского живописца В.И. Сурикова. Цель исследования – анализ процесса формирования региональной культурной политики, связанной с именем художника В.И. Сурикова.

В данной работе основным материалом для исследования стали документы Государственного архива Красноярского края, связанные с популяризацией наследия В.И. Суриков на протяжении ХХ века, интервью и отчеты Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова.

В статье был использован конкретно-исторический подход, позволяющий вписать конкретную модель местного сообщества в общеисторический контекст; применялись историко-генетический, историко-культурный и системный подходы.

4. Изложение основной точки зрения и дискуссия

Зимой 1916 года, когда умер Василий Иванович Суриков, на вечере, посвященном памяти великого русского живописца, с докладом выступил Г.Н. Потанин, который подчеркнул, что творчество такого художника «… не пройдет бесследно для Сибири, что оно еще отразится в произведениях будущих сибирских художников, это для нас, несомненно. Будем надеяться, что сибирское общество примет меры к популяризации в стране имени нашего славного земляка» [13]. Д. Лаппо [14] в своем некрологе указывает, что только Сибирь могла дать России такого художника. Именно ширь Сибири приучила взгляд Сурикова к необъятным картинам, безбрежным пространствам, где воля человека также не имеет границ, а герой-человек поглощается героем-массой, народом, которому одному под силу преодоление стихийных сил, стоящих на его пути.

Память о самом себе была заложена еще самим Василием Ивановичем. Картина «Милосердный самаритянин», подаренная самим художником известному красноярскому купцу и золотопромышленнику Петру Ивановичу Кузнецову, была передана его дочерью Юлией Петровной Матвеевой в краеведческий музей в год его основания в 1899 году. Какое-то время коллекция продолжала пополняться за счет кузнецовской династии. В 1916 году от другой дочери Петра Ивановича Елизаветы Петровны Пассек поступило четыре работы Сурикова.

Как пишет искусствовед П.Д. Муратов [15], красноярская публика (близкие к В.И. Сурикову лица не в счет) начала знакомство с творчеством земляка поздно, по сути в год его смерти. Весной 1916 года появились на местной выставке «Вид памятника» и «Милосердный самарянин», то есть самые ранние его работы, появилась потребность знать В.И. Сурикова так, как не знали его при жизни.

В 1920-е годы в краеведческом музее создается «суриковский» уголок с подлинными предметами быта семьи художника, в коллекции появляются первые рисунки и картины. 10-летие со дня смерти художника вылилось в широкомасштабное мероприятие с привлечением местной интеллигенции и горожан. Например, памятную выставку посетило за период с 7-го марта по 30-е апреля 1926 г. (при том, что экспозиция была открыта только по воскресеньям с 11 до 15 часов) 3485 человек, а непосредственно после открытия – 900 человек. В 1926 году в отделе музея находилось уже свыше 50 оригинальных работ, копий, репродукций, посмертной маски и вещей, поступивших не только от родных, но и красноярцев. В одном из ходатайств [16] называлась цифра 52.

Кроме этого, музей ходатайствовал перед горсоветом о размещении на доме Суриковых (ныне – музей-усадьба) мраморной или бронзовой доски с надписью: «Здесь родился и жил художник В.И. Суриков. 1846-1916 гг.»; об установлении охраны дома, стоящего на учете в отделе охраны памятников художественной старины Главнауки и освобождении наследников пожизненно от налогов на строение (с 1923 года А.И. Суриков ежегодно продлял эту привилегию). Предлагалось также ассигновать 500 руб. для закупки картин и вещей художника.

В 1920-е годы активизируется движение среди местной интеллигенции о превращении родного дома Сурикова в музей. Вновь идея об увековечении памяти великого земляка возникает перед войной. В 1939 году улица Крестьянская стала носить имени Сурикова. В 1941 году на свое заседание вынес вопрос о присвоении имени художника Красноярской школе живописи [17].

Ряд объектов мемориальной «суриковской» территории появляется в городе в связи с празднованием 100-летия со дня рождения живописца в 1948 году. Крайком партии постановляет поручить краевой юбилейной комиссии провести 24 января 1948 г. в г. Красноярске торжественное юбилейное заседание, посвященное столетию со дня рождения В.И. Сурикова, а также открыть бюст художника на усадьбе его дома и заложить камень на месте установки будущего памятника нашему выдающемуся земляку в сквере на улице Ленина.

24 января 1948 г. предполагалось открыть для посещения дом-музей В.И. Сурикова. На здании школы №1 по ул. Ленина (здание бывшего городского училища, где учился художник), к этому времени должна была быть установлена мемориальная доска, а 25 января начинала свою работу краевая художественная выставка. В доме после реставрации на первом этаже была восстановлена обстановка квартиры Суриковых: вновь воссозданы прихожая, гостиная, спальня и столовая. На втором этаже расположилась экспозиция, отражающая творчество мастера. В 1954 году на хранении находилось 22 работы живописи, 21 – графики, пять – скульптуры и 32 материальных предмета, большей частью мемориальных. Среди них знаменитая гитара художника. 22 июня 1954 года в Красноярске, наконец, открывается памятник В.И. Сурикову в сквере на ул. Ленина [18].

Дальнейшему формированию художественного сообщества и имиджа Красноярска[I1] как родины Сурикова способствовало открытие 31 мая 1957 г. на базе художественных коллекций Красноярского краеведческого музея художественной картинной галереи, а с 1 сентября 1958 г. на базе художественной школы им. В.И. Сурикова – художественного училища» [19].

Галерея открывает свои двери для посетителей 1 мая 1958 г. Она занимает в то время нижний этаж жилого дома по пр. им. газеты «Красноярский рабочий», д. 68. Общая площадь ее составляет 640 квадратных метров, площадь выставочных залов 410 квадратных метров. Основы собрания галереи составляет 300 произведений искусства русского дореволюционного и частично зарубежного искусства, переданных из Красноярского краевого краеведческого музея. «Изюминку» составила коллекция произведений великого русского художника В.И. Сурикова, которая насчитывала 60 живописных и графических работ [20].

В течение 1981-1985 годов были проведены подготовительные работы по преобразованию картинной галереи в Художественный музей имени В.И. Сурикова. Итоговым в череде многих мероприятий стало решение Совета Министров РСФСР (№316) от 17 июня 1983 г. о преобразовании Красноярской краевой художественной галереи в Красноярский государственный художественный музей имени В.И. Сурикова. К 1985 году музей пополнился двумя выставочными помещениями. Для нужд музея отреставрировали и передали в пользование старинный особняк. При участии Министерства культуры СССР и РСФСР, Союза художников СССР и РСФСР фонды музея были укомплектованы за счет целевой передачи произведений живописи, скульптуры, графики [21]. Значительную помощь оказали художники-сибиряки, передав часть своих полотен в безвозмездное пользование музея.

Время создания «суриковского» музея счастливо совпало с ускоренными темпами социокультурного развития региона, которое во многом носило уникальный характер. Огромное значение, конечно, имело превращение Красноярска в современный административный и промышленный центр, что давало возможность задействовать управленческие ресурсы и помощь крупных предприятий. Особенно наглядно данный процесс возможно проследить в формировании положительного имиджа территории в 1980-е годы в рамках движения «Превратим Сибирь в край высокой культуры». Узнаваемость территории, по мнению краевых властей, должна была быть достигнута благодаря имени великого земляка.

«Множить наследие Сибиряка» – такой лозунг был выдвинут первым секретарем Красноярского крайкома КПСС П.С. Федирко. Как указывается в его речи: «Творчество Сурикова не только вписало замечательную страницу в отечественную и мировую культуру, но и сыграло огромную роль в историческом и демократическом самосознании народа ... Суриков, как и другие русские художники, наша национальная гордость. Но красноярцы гордятся еще и тем, что этот замечательный певец народной жизни наш земляк, для которого Сибирь была не просто родиной, но источником творчества, поиска сильных и мужественных характеров и вдохновения» [22].

В 1983 году в рамках Суриковских дней в Красноярске были проведены пленум правления Союза художников РСФСР, Всероссийская художественная выставка «По родной стране», Неделя изобразительного искусства в РСФСР. Всего в работе пленума приняло участие более 250 художников и искусствоведов из разных городов страны.

На торжественном открытии Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова уже в новом здании в речах именитых гостей постоянно идет речь об уникальных качествах территории, где родился живописец. Как указывал в своей речи народный художник СССР, член-корреспондент Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии РСФСР, первый секретарь правления Союза художников РСФСР Е.И. Зверьков: «Мысли о Сибири на протяжении всей жизни ни на минуту не покидали его. И не только потому, что он тосковал по родным местам, но и потому, что мысль эта постоянно будоражила Сурикова творчески» [23].

Имидж «сибиряка» Сурикова постоянно подчеркивается через связь судьбы живописца с воспитанием, полученным в детстве: «Думаю, Максимилиан Волошин прав, утверждая, что «в творчестве и личности Василия Ивановича Сурикова русская жизнь осуществила изумительный парадокс: к нам в двадцатый век она привела художника детство и юность которого прошли в XVI и XVII веках русской истории». Былое живописец воспринимал в тесной связи с жизнью своей эпохи. Своеобразие феномена Сурикова заключается, на мой взгляд, еще и в том, что он уже имел сложившийся творческий потенциал к тому моменту, когда только приступил к овладению профессиональными знаниями» [24].

В эти же годы завершилась реконструкция усадьбы художника, произошла смена экспозиции. Как вспоминает директор Музея-усадьбы того времени Людмила Павловна Греченко о существовании его в 1970-е гг.: «Дух Сурикова здесь не витал... Были, конечно, подлинные суриковские вещи и произведения, но слишком много было копий и репродукций, в доме теснились и экспозиции, и администрация. Не было четкого соблюдения того принципа, что в музее все должно быть подлинным. Пришлось знакомиться с опытом ведущих российских музеев, много поездить по стране. Особенно многому я научилась в Репинском музее "Пенаты", в Абрамцево, в Пушкинском музее-заповеднике "Михайловское"... Постепенно я поняла, что у нашего музея очень большие перспективы. И мы начали активные поиски – и в краеведческом музее, и из частных коллекций. Приобретали подлинники, а также те вещи, которые хранили дух времени, аромат эпохи. Именно этот дух времени мы и стремились воссоздать в музее во все последующие годы... Экспонаты приобретались у старожилов, у семьи художника: акварели, этюды, всевозможные предметы для экспозиций. Во многом благодаря усилиям внучки художника Н.В. Кончаловской в 1983 году, когда был закончен первый этап реставрационных работ, получен статус музея-усадьбы» [25].

К концу 2000-х годов в родном доме Сурикова уже насчитывалось около сотни подлинных работ. Это живопись и акварель, в основном пейзажи, связанные с жизнью в Красноярске, с Сибирью, портреты близких родственников – матери, сестры, брата. Дочь художника Ольга Васильевна заранее определила, кому что оставляет, на каждой картине есть её собственноручная надпись: "Дому-музею в Красноярске". А непосредственно эту волю исполняла Наталья Петровна Кончаловская, самое большое количество работ к нам поступило именно из её семьи. Конечно, подарки усадьба получала не каждый день – обычно к каким-то датам, юбилеям. В последний раз – к 150-летию со дня рождения живописца от Никиты Михалкова, сына Натальи Петровны и правнука Василия Ивановича. Удалось сохранить и сам дом. Ведь усадьба – небольшой уголок старого Красноярска – оказалась зажатой большим и шумным миллионным мегаполисом со всех сторон [25].

Углубленный научный интерес к наследию мастера исторической живописи стимулировали регулярно с 1984 г. проводимые в Красноярске научно-практические конференции Суриковские чтения. Программа чтений тесно связана с проблемой взаимоотношений столичной и провинциальной культур России в процессе их исторического развития. Как указывает в своем интервью заместитель директора по науке Красноярского художественного музея А.В. Кистова: «Такие конференции обязательно должны быть, они помогают профессиональному сообществу жить, общаться. Людей привлекает статус конференции, наработанный имидж, возможность пообсуждать научную работу, ее результаты, особенно в регионах».

Поддержанию имиджа художественного музея способствуют выставки и сопровождающая их программа мероприятий. Традиционно к юбилею Сурикова проводятся выставки его картин, в том числе и привозные. В 2016 году экспонировалась выставка «Картина с сильным характером», беспрецедентная для художественного музея. Никогда до этого ни проводилась выставка без самой картины. На выставке были представлены только этюды из Третьяковской галереи, музея-усадьбы Сурикова и художественного музея. Живопись и графика дополнялись значительным уникальными произведениями ручного ковроткачества из Музейного комплекса имени И.Я. Словцова (г. Тюмень), этнографическим материалом из местного краеведческого музея и Шушенского музея-заповедника, историческим материалом и фотографиями краеведческого музея. В выставочную экспозицию была включена реконструкция интерьера.

Зритель мог сфотографироваться, увеличить или уменьшить элементы картины на тачпанели, поиграть в интерактивных зонах: доска-мозаика, куб-конструктор, электронная игра-викторина «Угадай шедевр», реконструкция фрагмента картины из музейных экспонатов. Выставка стала более сложной, многогранной. Музейщики в ходе выставки просили пройти по выставке студентов различных вузов и рассказать о своих впечатлениях. Студенты несколько раз знакомились с выставкой, и каждый раз у них получался другой срез: то это выставка о сибирской жизни, то о том, чем вдохновлялся Суриков, то о творчестве художника. И в итоге: целостный образ выставки у них собрался только тогда, когда они заговорили о сущности самой картины, ее сибирском характере.

В художественном музее на постоянной основе реализуются интерактивные образовательные программы и проекты, связанные с именем и творчеством Сурикова: «Когда книжка оживает», квест «Суриков и Красноярск», интерактивная экскурсия «Передвижники: сохраняя традиции», квест-игра «Как Ермак Сибирь покорял». Проводятся конкурсы «Я люблю Сурикова» (в социальных сетях в рамках текущих выставок), «Раскрой сердце красоте. Учитель и музей». В рамках проекта социальной рекламы в г. Красноярске «Раскрой сердце красоте» запущенны три автобуса с рекламой произведений В.И. Сурикова из фондов музея и размещено 10 баннеров с социальной рекламой в сити формате.

Таким образом, с помощью организации пространства, связанного с именем прославленного живописца, сибирское самобытное сообщество живет, создает новые произведения искусства, ведет диалог с посетителем о прошлом и значении Сибири в творчестве художника. С целью формирования имиджа музеев как одних из лидеров культурной политики Красноярского края разрабатываются уникальные брендовые мероприятия.

5. Выводы

Вокруг фигуры Василия Ивановича Сурикова и сейчас, в огромном современном городе, каким стал Красноярск, кипит жизнь. И не только по праздникам. Жива и традиция суриковской живописи, которая выражается в бурлении идей и творческих замыслов современных красноярских деятелей культуры. Как показывает история, имя Сурикова находит отклик в душах горожан, внушает гордость за свою малую Родину. Оно становится символическим ресурсом Красноярска, что позволяет формировать монобрендинговый образ региона, включать в информационное поле значимые события, связанные с великим живописцем, и тем самым укреплять связь с жителей с городской средой. Формирование образа места связано с положительными уникальными ассоциациями, которые предоставляют в первую очередь Музей-усадьба и Красноярский художественный музей.

Через проектную деятельность музеев в целях формирования и продвижения социально значимого и эффективного территориального образа формируется специфическая региональная идентичность, связанная с образом Сурикова. Это и художественное наследие живописца, архетипические сибирские образы, локальные мифы и культурные ландшафты. На основании отдельных элементов биографии – исторических фактов и событий, эпизодов жизни, связанных с городом, создаются устойчивые ассоциации и простые нарративы. Благодаря имени великого живописца город Красноярск легко вписывается в геокультурный брендинг России и мира.

Библиография
1.
Келлер К.Л. Стратегический бренд-менеджмент. Создание, оценка и управление марочным капиталом. 3-е изд. Нью-Джерси, 2008. C. 87.
2.
Нагимов А.Р. Брендинг территории как современный и эффективный инструмент развития. European Social Science Journal, 2013, (11-2), 389-395.
3.
Левочкина Н.А. Региональные культурные бренды как тренд развития территорий. Экономика и социум, 2015, 3-2 (16), 95-100.
4.
Булина А.О. Бренд территории как ключевой фактор ее развития. Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований, 2013, 5, 23-29.
5.
Волошин М. Суриков. Ленинград, Художник РСФСР, 1985.
6.
Москалюк М.В. Суриков и русское искусство начала XX века. Екатеринбург, АСМ-офсет, 1996. 90 с.
7.
Кеменов В.С. В. И. Суриков: историческая живопись, 1870-1890. Москва, Искусство, 1987. 567 с.
8.
Дурылин С.Н. Сибирь в творчестве В.И. Сурикова. Москва, 1930. 56 с.
9.
Василий Иванович Суриков. Коллекция красноярских музеев. Красноярск, 2002. 223 с.
10.
Строй Л.Р., Москалюк, М.В. Художественная жизнь Сибири 1870-1920-х годов. Красноярск, Красноярский краевой научно-учебный центр кадров культуры, 2010. 187 с.
11.
Кистова А.В., Кушнарева, А.В. Формирование российской национальной идентичности в процессе развития художественного образа. Анализ произведения В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2011, 4 (12), 1669-1683.
12.
Картина с сильным характером: к 125-летию картины В. И. Сурикова «Взятие снежного городка»: альбом-каталог выставки. Красноярск, Поликор, 2016. 80 с.
13.
Муратов П.Д. Изобразительное искусство Томска. Новосибирск, Западно-Сибирское книжное изд-во, 1974. 79 с.
14.
Лаппо Д. Поминки В.И. Сурикова. Вестник Приенисейского края помощи больным и раненым воинам, пострадавшим от войны, беженцам и выселенцам и промышленности по снаряжению армии, 1915. С. 39-41.
15.
Муратов П.Д. Суриков в Красноярске. Date Views 11.03.2015. http://www.pdmuratov.org/surikov/surikov.html.
16.
КГКУ «ГАКК». Ф.Р-795. Оп.1. Д.2а. Л.22, 34, 34 об, 36, 38, 44, 47, 62-63.
17.
Дворецкая А.П. Суриковская традиция в Красноярске // Культура и искусство Сибири. Всероссийская научно-практическая конференция. Красноярск, 2016. 320 с. С.162-170.
18.
Дворецкая А.П. С именем Сурикова. Формирование мемориальной зоны в городе Красноярске // Суриковские чтения. Научно-практическая конференция, 2013. Красноярск, 2015. 236 с. С. 105-108.
19.
КГКУ «ГАКК». Ф.П-26. Оп.30. Д.32. Л.310. Д.34. Л.24. Ф.Р-1386. Оп.1. Д.1667. Л.165. Д.1773. Л.13; ГАРФ. Ф.А-259. Оп.1. Д.939. Л.269
20.
ГАКК. Ф.Р-2084. Оп.1. Д.473. Л.18-21
21.
ГАРФ. Ф.А-259. ОП.1. Д.4441. Л.101
22.
ГАКК. Ф.Р-2486. Оп. 1 . Д. 15. Л. 1
23.
ГАКК. Ф. П-17. Оп. 25. Д.32. Л.100
24.
ГАКК. Ф. П-17. Оп. 25 Д. 32. Л. 100-102
25.
Греченко Л. Гитара Сурикова до сих пор звучит! //Красноярский рабочий. 2003. 1 апреля. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.krasrab.com/archive/2003/04/01/08/view_article – Дата обращения: 03.04.2013.
26.
Копцева Н.П., Середкина Н.Н. Конструирование позитивной этнической идентичности в поликультурной системе. Красноярск: СФУ, 2013. 184 с.
27.
Копцева Н.П., Бралкова А.А., Герасимова А.А. и др. Новая арт-критика на берегах Енисея. Красноярск, 2015. 340 с.
28.
Либакова Н.М., Сертакова Е.А., Колесник М.А., Ситникова А.А., Ильбейкина М.И. Современные стратегии социального позиционирования сибирских регионов // Социодинамика. — 2016.-№ 1.-С.162-189. DOI: 10.7256/2409-7144.2016.1.17420. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_17420.html
29.
Резникова К.В., Пименова Н.Н., Кистова А.В., Середкина Н.Н., Замараева Ю.С. Управление брендингом сибирской территории в свете "нового регионализма" // Социодинамика. — 2016.-№ 1.-С.137-161. DOI: 10.7256/2409-7144.2016.1.17395. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_17395.html
30.
Сертакова Е.А., Замараева Ю.С., Ситникова А.А. Социологическое исследование культурных потребностей жителей города Красноярска // Урбанистика. — 2015.-№ 3.-С.16-42. DOI: 10.7256/2310-8673.2015.3.16495. URL: http://e-notabene.ru/urb/article_16495.html
31.
Kistova A.V., Zamaraeva J.S., Pimenova N.N., Reznikova K.V., Koptseva N.P., Seredkina N.N. Regional Peculiarities in Modernization Processes within the Territories of Central Siberia // International Review of Management and Marketing, 2016, 6(4), 857-865.
32.
Kistova A.V., Pimenova N.N., Reznikova K.V., Zamaraeva J.S., Koptseva N.P., Seredkina N.N., Filko A. Place Management: Decoding the Visual Image of a Siberian City // Journal of Applied Economic Sciences, 2016, 11 (6), 1144-1156.
33.
Kolesnik M.A. Imaginary World as A Subject of “Eranos” Intellectual Group’s Research in the 30 – 80s of the XX Century // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2016, 1 (9), 79-90.
34.
Nemirovsky V.G. Dynamics of Residents’ Identity in the Krasnoyarsk Territory Settlements as a Basis For the Region’s Brand (2010-2014) // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2015, 4 (8), 809-817.
35.
Sertakova E.A., Koptseva N.P., Libakova N.M., Kolesnik M.A., Luzan V.S., Sergeeva N.A. Brand-management of Siberian Cities (Krasnoyarsk as a Case Study) // International Review of Management and Marketing, 2016, 6(S5), 185-191.
36.
Selivanenko A.M. Museum of Architecture and Ethnography “Angara Village”: Yesterday, Today, Tomorrow // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2016, 2 (9), 419-429.
37.
Smolina M.G. The Image of Indigenous Peoples of Siberia in D.I. Karatanov Creative Work // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2015, 1 (8) 175-195.
38.
Сертакова Е.А. Визуализация образа города и облика горожан в часовне Параскевы Пятницы в Красноярске // Урбанистика. - 2014. - 2. - C. 50 - 64. DOI: 10.7256/2310-8673.2014.2.13271. URL: http://www.e-notabene.ru/urb/article_13271.html
39.
Кирко В.И., Пак Н.И., Малахова Е.В. Принципы образования будущего и их реализация в педагогическом образовании Красноярского края // Педагогика и просвещение. - 2014. - 2. - C. 8 - 21. DOI: 10.7256/2306-434X.2014.2.12548.
40.
Ельцова К.К. «Качественные» медиа для «образованного меньшинства» : анализ дискурса об элитарности в российских новых медиа // Философия и культура. - 2014. - 8. - C. 1149 - 1175. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.8.12005.
References (transliterated)
1.
Keller K.L. Strategicheskii brend-menedzhment. Sozdanie, otsenka i upravlenie marochnym kapitalom. 3-e izd. N'yu-Dzhersi, 2008. C. 87.
2.
Nagimov A.R. Brending territorii kak sovremennyi i effektivnyi instrument razvitiya. European Social Science Journal, 2013, (11-2), 389-395.
3.
Levochkina N.A. Regional'nye kul'turnye brendy kak trend razvitiya territorii. Ekonomika i sotsium, 2015, 3-2 (16), 95-100.
4.
Bulina A.O. Brend territorii kak klyuchevoi faktor ee razvitiya. Labirint. Zhurnal sotsial'no-gumanitarnykh issledovanii, 2013, 5, 23-29.
5.
Voloshin M. Surikov. Leningrad, Khudozhnik RSFSR, 1985.
6.
Moskalyuk M.V. Surikov i russkoe iskusstvo nachala XX veka. Ekaterinburg, ASM-ofset, 1996. 90 s.
7.
Kemenov V.S. V. I. Surikov: istoricheskaya zhivopis', 1870-1890. Moskva, Iskusstvo, 1987. 567 s.
8.
Durylin S.N. Sibir' v tvorchestve V.I. Surikova. Moskva, 1930. 56 s.
9.
Vasilii Ivanovich Surikov. Kollektsiya krasnoyarskikh muzeev. Krasnoyarsk, 2002. 223 s.
10.
Stroi L.R., Moskalyuk, M.V. Khudozhestvennaya zhizn' Sibiri 1870-1920-kh godov. Krasnoyarsk, Krasnoyarskii kraevoi nauchno-uchebnyi tsentr kadrov kul'tury, 2010. 187 s.
11.
Kistova A.V., Kushnareva, A.V. Formirovanie rossiiskoi natsional'noi identichnosti v protsesse razvitiya khudozhestvennogo obraza. Analiz proizvedeniya V. I. Surikova «Boyarynya Morozova». Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2011, 4 (12), 1669-1683.
12.
Kartina s sil'nym kharakterom: k 125-letiyu kartiny V. I. Surikova «Vzyatie snezhnogo gorodka»: al'bom-katalog vystavki. Krasnoyarsk, Polikor, 2016. 80 s.
13.
Muratov P.D. Izobrazitel'noe iskusstvo Tomska. Novosibirsk, Zapadno-Sibirskoe knizhnoe izd-vo, 1974. 79 s.
14.
Lappo D. Pominki V.I. Surikova. Vestnik Prieniseiskogo kraya pomoshchi bol'nym i ranenym voinam, postradavshim ot voiny, bezhentsam i vyselentsam i promyshlennosti po snaryazheniyu armii, 1915. S. 39-41.
15.
Muratov P.D. Surikov v Krasnoyarske. Date Views 11.03.2015. http://www.pdmuratov.org/surikov/surikov.html.
16.
KGKU «GAKK». F.R-795. Op.1. D.2a. L.22, 34, 34 ob, 36, 38, 44, 47, 62-63.
17.
Dvoretskaya A.P. Surikovskaya traditsiya v Krasnoyarske // Kul'tura i iskusstvo Sibiri. Vserossiiskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya. Krasnoyarsk, 2016. 320 s. S.162-170.
18.
Dvoretskaya A.P. S imenem Surikova. Formirovanie memorial'noi zony v gorode Krasnoyarske // Surikovskie chteniya. Nauchno-prakticheskaya konferentsiya, 2013. Krasnoyarsk, 2015. 236 s. S. 105-108.
19.
KGKU «GAKK». F.P-26. Op.30. D.32. L.310. D.34. L.24. F.R-1386. Op.1. D.1667. L.165. D.1773. L.13; GARF. F.A-259. Op.1. D.939. L.269
20.
GAKK. F.R-2084. Op.1. D.473. L.18-21
21.
GARF. F.A-259. OP.1. D.4441. L.101
22.
GAKK. F.R-2486. Op. 1 . D. 15. L. 1
23.
GAKK. F. P-17. Op. 25. D.32. L.100
24.
GAKK. F. P-17. Op. 25 D. 32. L. 100-102
25.
Grechenko L. Gitara Surikova do sikh por zvuchit! //Krasnoyarskii rabochii. 2003. 1 aprelya. [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.krasrab.com/archive/2003/04/01/08/view_article – Data obrashcheniya: 03.04.2013.
26.
Koptseva N.P., Seredkina N.N. Konstruirovanie pozitivnoi etnicheskoi identichnosti v polikul'turnoi sisteme. Krasnoyarsk: SFU, 2013. 184 s.
27.
Koptseva N.P., Bralkova A.A., Gerasimova A.A. i dr. Novaya art-kritika na beregakh Eniseya. Krasnoyarsk, 2015. 340 s.
28.
Libakova N.M., Sertakova E.A., Kolesnik M.A., Sitnikova A.A., Il'beikina M.I. Sovremennye strategii sotsial'nogo pozitsionirovaniya sibirskikh regionov // Sotsiodinamika. — 2016.-№ 1.-S.162-189. DOI: 10.7256/2409-7144.2016.1.17420. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_17420.html
29.
Reznikova K.V., Pimenova N.N., Kistova A.V., Seredkina N.N., Zamaraeva Yu.S. Upravlenie brendingom sibirskoi territorii v svete "novogo regionalizma" // Sotsiodinamika. — 2016.-№ 1.-S.137-161. DOI: 10.7256/2409-7144.2016.1.17395. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_17395.html
30.
Sertakova E.A., Zamaraeva Yu.S., Sitnikova A.A. Sotsiologicheskoe issledovanie kul'turnykh potrebnostei zhitelei goroda Krasnoyarska // Urbanistika. — 2015.-№ 3.-S.16-42. DOI: 10.7256/2310-8673.2015.3.16495. URL: http://e-notabene.ru/urb/article_16495.html
31.
Kistova A.V., Zamaraeva J.S., Pimenova N.N., Reznikova K.V., Koptseva N.P., Seredkina N.N. Regional Peculiarities in Modernization Processes within the Territories of Central Siberia // International Review of Management and Marketing, 2016, 6(4), 857-865.
32.
Kistova A.V., Pimenova N.N., Reznikova K.V., Zamaraeva J.S., Koptseva N.P., Seredkina N.N., Filko A. Place Management: Decoding the Visual Image of a Siberian City // Journal of Applied Economic Sciences, 2016, 11 (6), 1144-1156.
33.
Kolesnik M.A. Imaginary World as A Subject of “Eranos” Intellectual Group’s Research in the 30 – 80s of the XX Century // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2016, 1 (9), 79-90.
34.
Nemirovsky V.G. Dynamics of Residents’ Identity in the Krasnoyarsk Territory Settlements as a Basis For the Region’s Brand (2010-2014) // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2015, 4 (8), 809-817.
35.
Sertakova E.A., Koptseva N.P., Libakova N.M., Kolesnik M.A., Luzan V.S., Sergeeva N.A. Brand-management of Siberian Cities (Krasnoyarsk as a Case Study) // International Review of Management and Marketing, 2016, 6(S5), 185-191.
36.
Selivanenko A.M. Museum of Architecture and Ethnography “Angara Village”: Yesterday, Today, Tomorrow // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2016, 2 (9), 419-429.
37.
Smolina M.G. The Image of Indigenous Peoples of Siberia in D.I. Karatanov Creative Work // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2015, 1 (8) 175-195.
38.
Sertakova E.A. Vizualizatsiya obraza goroda i oblika gorozhan v chasovne Paraskevy Pyatnitsy v Krasnoyarske // Urbanistika. - 2014. - 2. - C. 50 - 64. DOI: 10.7256/2310-8673.2014.2.13271. URL: http://www.e-notabene.ru/urb/article_13271.html
39.
Kirko V.I., Pak N.I., Malakhova E.V. Printsipy obrazovaniya budushchego i ikh realizatsiya v pedagogicheskom obrazovanii Krasnoyarskogo kraya // Pedagogika i prosveshchenie. - 2014. - 2. - C. 8 - 21. DOI: 10.7256/2306-434X.2014.2.12548.
40.
El'tsova K.K. «Kachestvennye» media dlya «obrazovannogo men'shinstva» : analiz diskursa ob elitarnosti v rossiiskikh novykh media // Filosofiya i kul'tura. - 2014. - 8. - C. 1149 - 1175. DOI: 10.7256/1999-2793.2014.8.12005.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"