Статья 'Административно-правовые аспекты экономической безопасности России ' - журнал 'NB: Административное право и практика администрирования' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
NB: Административное право и практика администрирования
Правильная ссылка на статью:

Административно-правовые аспекты экономической безопасности России

Костенников Михаил Валерьевич

доктор юридических наук

профессор, Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации

117437, Россия, г. Москва, ул. Академика Волгина, 14

Kostennikov Mikhail Valer'evich

Doctor of Law

Professor, Department of the All-Russian institute for the Advanced Training of the Staff of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

Russia, 142008, Moskovskaya obl., Domodedovo, mkrn. Aviatsionnyi, ul. Pikhtovaya, d.3.

m-2263768@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Максимов Сергей Николаевич

доктор юридических наук

профессор, кафедра административного права, Московский психолого-социальный университет

117437, Россия, г. Москва, ул. Рощинская, 12

Maksimov Sergei Nikolaevich

Doctor of Law

Professor at Moscow Psychological and Social University, Department of Administrative Law

117437, Russia, Moscow, ul. Roshchinskaya, 12

Maksimov1965@gmail.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2306-9945.2016.1.18713

Дата направления статьи в редакцию:

08-04-2016


Дата публикации:

11-04-2016


Аннотация:

Настоящая статья воспроизводит материалы параграфов 1.2.-1.3. диссертации: Максимов, Сергей Николаевич. Административно-правовое обеспечение экономической безопасности в Российской Федерации: концептуальные и методологические аспекты: диссертация ... доктора юридических наук: 12.00.14 / Максимов Сергей Николаевич; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов / Научный консультант: доктор юридических наук, профессор Дугенец А.С.]. - Москва, 2014.
Предметом статьи являются проблемы правового и организационного характера, связанные с административно-правовым регулированием безопасности экономки. Автором подробно проводится теоретико-правовой анализ концепций правового регулирования экономических отношений с позиции административно-правового регулирование обеспечения ее безопасности. Рассматриваются авторские позиции относительно понятия государственного регулирования экономики. Основное внимание в статье уделяется разработки методов и методологии административно-правового регулирования безопасности экономических отношений. Кроме того, в статье проводится теоретико-правовой анализ понятий концепций развития права и экономики в современных условиях. Рассматриваются авторские позиции относительно толкования и правовой регламентации данных категорий. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формально-логический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Основной вывод, который сделан по итогам исследования, состоит в том, что в настоящее время для обеспечения правопорядка в сфере экономки необходимо совершенствовать формы и методы административно-правового ее безопасности. Основным вкладом, который сделан авторами в настоящей статье это необходимость развития административно-правового регулирования безопасности экономики. Новизна статьи заключается в разработке предложений по развитию форм и методов государственного регулирования экономики, а также создание правовых и организационных гарантий законности в экономике нашей страны.


Ключевые слова:

безопасность, экономика, государство, вызовы, угрозы, аспекты, зона, право, закон, регулирование

Abstract: The research subject is the range of legal and organizational problems of administrative-legal regulation of the economic safety. The authors analyze the concepts of legal regulation of economic relations from the position of administrative-legal regulation of its safety guaranteeing. The paper demonstrates the authors’ positions on the concept of state regulation of the economy. The main attention is paid to the development of methods and methodology of administrative-legal regulation of the economic relations’ safety. Moreover, the authors analyze the concepts of development of law and economics in the modern conditions. The article presents the author’s positions on the interpretation and legal regulation of these categories. The research methodology is based on the modern achievements of epistemology. The authors apply general philosophical and theoretical methods (dialectics, the system method, analysis, synthesis, analogy, deduction, observation, and modeling), traditional legal methods (formal-logical), and the methods of specific sociological research (statistical, expert assessments, etc.). The authors come to the conclusion that at present, in order to ensure legality in the economic sphere, it is necessary to improve forms and methods of administrative-legal guaranteeing of its safety. The authors state the necessity to develop administrative-legal regulation of economic safety. The novelty of the study lies in the proposals about the development of forms and methods of state regulation of the economy, and guaranteeing legal and organizational bases of legality in the Russian economy. 


Keywords:

law, area, aspects, threats, challenges, state, economy, safety, law, regulation

Экономика и безопасность

Очевидно, что стабильность экономической ситуации в России будет сохраняться при соблюдении баланса национальных экономических интересов, а разбалансированность жизненно важных интересов личности, общества и государства приведет к нестабильности, обострению противоречий в различных сферах жизнедеятельности и к дисбалансу. В данном отношении можно заметить, что трансформации социально-экономической ситуации, как в национальном, так и в мировом масштабе обусловила возникновение принципиально новых, характеризующихся высокой степенью опасности, долговременных по своим последствиям угроз экономической безопасности (далее ЭБ) [1]. Категория «угроза» занимает особое место в теории национальной безопасности, следовательно, и в теории ЭБ. Анализ понятия «угроза» целесообразно начать с интерпретации обозначающего его термина в силу того, что именно термин представляет собой имя понятия, которое лингвистически и семантически выражает как его смысл, так и соотношение с рядом иных понятий конкретной области знания. Согласно Толковому словарю обществоведческих терминов угроза представляет собой «запугивание, обещание причинить кому-нибудь неприятность, зло, возможная опасность» [2]. Среди наиболее важных выделяется трактовка угрозы в энциклопедии глобалистики как «потенциальной возможности реализации опасности; возникает как результат действия отдельных факторов или их совокупности» [3]. Оптимальным правовым содержанием, наиболее полно отражающим правовую составляющую исследуемого термина, по нашему мнению, является следующая дефиниция: «Угроза ─ высказанное в любой форме намерение нанести физический, материальный или иной вред общественным или личным интересам». Действующее законодательство соотносит безопасность с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства, а именно, потребностей, удовлетворение которых стабильно обеспечивает как существование, так возможность их дальнейшего прогрессивного развития. Но в соответствии с такой интерпретацией могут ли разного рода деструктивные, включая и противоправные, действия, которые прямо не затрагивают жизненно важные интересы личности, общества и государства, относится к рассматриваемой категории «угроза»? Соответственно, даются различные определения понятия «угроза». То, что для одного государства является угрозой, для другого ─ целенаправленным действием по достижению определенного результата. Как отмечает В.Г. Вишняков, весьма сомнительным является поэтому подход к решению проблем национальной безопасности с позиций потенциальной возможности реализации опасности или намерения нанести физический или материальный ущерб. Как бы ни сужалось это понятие при помощи таких оценочных приемов, как «правильное понимание угроз», «их реалистическая оценка», «выбор основных угроз», в любом случае оно не может быть непосредственным основанием для принятия правовых мер по обеспечению национальной безопасности. По отношению к ЭБ существует возможность возникновения угроз двух видов: эндогенных (при которых источник угрозы или риска лежит внутри самого государства и национальной экономики) и экзогенных (когда источник находится за пределами национальной экономики). Оба вида угроз тесно связаны между собой. При этом исходными, угрозами все же следует считать эндогенные, так как угрозы внешнего характера зачастую выступают лишь как следствие имеющихся в национальной экономике внутренних проблем и противоречий. Различная степень вероятности угроз в различных сферах человеческой деятельности позволяет их классифицировать на реальные угрозы (то есть уже существующие или ожидаемые в ближайшем будущем) и потенциальные угрозы (предполагаемые в отдаленном будущем). В качестве внешних субъектов, оказывающих негативное влияние на ЭБ страны, определяют международные экономические организации, другие страны и их объединения; представителей международного бизнеса (транснациональные корпорации) и транснациональную преступность [4]. Деятельность государства, направленная на обеспечение ЭБ, также имеет многоуровневую структуру. Высшим уровнем обозначенного процесса является стратегический уровень, предусматривающий ликвидацию экономических противоречий в процессе принятия и реализации глобальных (для национальной экономики) системообразующих решений. Следующий за ним тактический уровень предполагает решение задач, связанных с ликвидацией возникших угроз или ослаблением их воздействия на экономическую сферу. В этом случае речь идет о разработке и внедрении системы превентивных мероприятий. При отсутствии или непродуктивности указанных мероприятий возникает необходимость устранения последствий угроз. Данный вид действий характерен для оперативного уровня ЭБ. В Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях), утвержденной Указом Президента РФ в 1996 году, в систему наиболее существенных и вероятных угроз экономической безопасности Российской Федерации (далее ─ ЭБ РФ) включены: 1. Возрастание дифференциации населения по имущественному признаку и рост уровня бедности, что может привести к нарушению общественного согласия. В данном отношении необходимо отметить наличие факторов, действие которых может нарушить достигнутый в определенной степени относительный баланс социальных интересов в России. Во-первых, это продолжающийся процесс расслоения общества на чрезвычайно узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, не уверенных в своем будущем людей; во-вторых, рост доли бедных слоев населения, обусловливающий социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения в России таких негативных явлений как наркомания, организованная преступность и т.д.; в-третьих, это рост безработицы, провоцирующий возникновение социальных конфликтов» и ряд других. 2. Деформированность структуры российской экономики, детерминированная: - усилением топливно-сырьевой направленности экономики; - отставанием разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; - недостаточно высокой конкурентоспособностью продукции ряда российских предприятий; - свертыванием производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении; - снижением результативности, разрушением технологического единства научных исследований и разработок, распадом сложившихся научных коллективов и на этой основе подрывом научно-технического потенциала России; - завоеванием иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления; - приобретением иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции, как с внешнего, так и с внутреннего рынка; - ростом внешнего долга России и связанным с ним увеличением расходов бюджета на его погашение. 3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов, важнейшими факторами которой являются: - объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей; - нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных российских регионов; - увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами РФ. 4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная: - ростом безработицы, так как значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода; - сращиванием отдельной категории чиновников государственных органов с организованной преступностью; - возможностью доступа криминальных структур к управлению определенной частью производственной сферы и их проникновением в различные властные структуры; - ослаблением системы государственного контроля, что способствует расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сферах приватизации, экспортно-импортных операций и торговли. В соответствии с Указом Президента РФ «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» (1996 г.) к критериям ЭБ РФ отнесены: - способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства; - зависимость экономики от импорта важнейших видов продукции и продовольствия, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране; - уровень внешнего и внутреннего долга и возможности его погашения; - обеспеченность экономики стратегическими ресурсами и эффективность государственного контроля их обращения; - уровень бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы, максимально допустимые с позиции социально-экономической стабильности общества; - устойчивость финансовой системы; - рациональная структура внешней торговли; - доступность для населения сфер образования, культуры, медицинского и социального обслуживания, пассажирского транспорта и массовых видов связи, а также жилья и коммунальных услуг; - поддержание научного потенциала страны и сохранение отечественных научных школ, обеспечение эффективного функционирования особо важных объектов науки; - сохранение единого экономического пространства и межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций; - обеспечение необходимого уровня государственного регулирования экономических процессов в целях формирования условий для нормального функционирования рыночной экономики. Разработка концептуальных и методологических предпосылок АПО ЭБ позволила автору настоящего диссертационного исследования акцентировать внимание на идеях институционального подхода к данной деятельности, наиболее важными из которых будут являться: ▪ система законодательства, регулирующая сферу экономических отношений, соответствующая национальным экономическим интересам в условиях рыночного хозяйства и обеспечивающая свободу предпринимательской деятельности; ▪ нормы поведения субъектов права в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ должны соответствовать установленным правовым правилам. Обеспечение этих условий направлено на минимизацию административных барьеров, тормозящих решение задач обеспечения ЭБ. Угрозы экономической безопасности представляют собой следствие развивающихся противоречий как во внутреннем экономическом пространстве страны, так и за ее пределами. Главный вызов связан с тем, что позитивный и необходимый процесс «открытия» российской экономики при отсутствии надлежащей экономической политики сопровождается ослаблением экономической самостоятельности РФ, деградацией ее технологического и промышленного потенциала, закреплением за ней топливно-сырьевой ориентации в мировой экономике [6]. Автор этой работы в полной мере разделяет тезис В.И. Митрохина, согласно которому в современном мире имеет место принципиальный сдвиг акцентов в системе ключевых вызовов и угроз безопасности от политических к экономическим факторам [7]. Достаточно значительный ряд вызовов и угроз обусловливает корреляцию возрастающих неблагоприятных внутренних и внешних экономических, политических и социальных тенденций. Расстановка сил в развитых зарубежных странах происходит в направлении отказа от многих демократических норм и способствует стремлению ряда государств ослабить позиции России в политической, экономической и военной областях, ограничить ее влияние при решении кардинальных международных проблем. В свою очередь, ослабление российской экономики стимулирует эти стремления, что может представлять реальную угрозу ее национальной безопасности. Следует отметить, что угроза безопасности в экономической сфере современной России имеет комплексный характер и в существенной степени повышает значимость и востребованность надлежащих правовых механизмов. Дело в том, что ЭБ любого государства априори подвержена воздействию со стороны различных факторов, в том числе и традиционно считающихся внеэкономическими. Так, на нее серьезно влияют геополитические, социальные, экологические и другие факторы [8]. Представляется, что надо акцентировать внимание на важнейшем обстоятельстве: восприятие и понимание источников угроз и опасностей для нашей страны за последнее время (речь идет о 10-летнем периоде) кардинально трансформировались. Хорошо известно, что в Советском Союзе в качестве единственного источника угрозы для государственной безопасности воспринималась внешняя угроза. Например, председатель КГБ СССР Ю.В. Андропов в 1977 г. особо подчеркивал, что источник угрозы безопасности Советскому Союзу находится вовне. Именно оттуда, извне, по его мнению, «классовый противник» пытается перенести на территорию страны свою подрывную деятельность, активизировать осуществление идеологических диверсий, рассчитывая на отдельных неустойчивых личностей [9]. Своеобразие текущего момента заключается в том, что сейчас уже внутренние угрозы расцениваются в качестве основных угроз для РФ [10]. В сжатом виде касаясь ретроспективных аспектов рассматриваемой проблематики, целесообразно напомнить, что, например, для большевиков универсальным являлся следующий принцип: нет таких трудностей, которые последние не могли бы преодолеть. И чем сложнее были задачи, тем радикальнее применялись средства для их разрешения. Высокие цели, необычайная воля, жесточайшая дисциплина в своей совокупности обеспечивали достижение конкретных задач, зачастую любой ценой. Во главу угла ставилась государственная безопасность. Создавалась и соответствующая система органов (обороны, госбезопасности, внутренних дел), которая стала основным инструментом в сфере обеспечения государственной безопасности [11]. Говоря о «Стратегии национальной безопасности», нужно заметить, что проблемы криминализации хозяйственно-финансовых отношений названы среди главных стратегических рисков и угроз национальной безопасности РФ. Одними из самых актуальных в данной области являются преступления, связанные с рейдерскими захватами предприятий, что обусловливается отрицательной динамикой их распространения и значительной латентностью. Мишенями рейдеров становятся бюджетообразующие предприятия, банковская система, и, безусловно, стратегические для РФ отрасли (имеются в виду нефтедобыча и нефтепереработка, металлургия, оборонная промышленность, научные институты и т.п.). Отрицательное воздействие рейдерство оказывает на обеспечение информационной безопасности. Практически любой захват предприятия начинается со сбора данных о фирме-цели, что способствует созданию соответствующего теневого рынка. Распространение рынка недружественных поглощений посягает на такие основы конституционного строя РФ, как: ▪ свобода экономической деятельности; ▪ поддержка конкуренции; ▪ признание и защита всех форм собственности. Кроме того, данный негативный социальный феномен нарушает права человека на независимое применение собственных талантов и способностей, посягает на имущества для предпринимательской деятельности, подрывает уважение к правам частной собственности, а также к цивилизованным методам предпринимательства. Следовательно, рейдерство в полной мере можно рассматривать как комплексное явление, которое в условиях российской действительности приобрело системный характер и является реальной угрозой безопасности личности, общества и государства в различных сферах деятельности. Справедливым представляется утверждение, что рейдерство ─ одна из ключевых угроз национальной безопасности РФ в целом и одна из самых актуальных проблем современной России [12]. В пункте 39 Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537, отмечены те факторы и конкретные меры, которые направлены на обеспечение государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу. Среди них: ▪ повышение эффективности работы правоохранительных органов и спецслужб; ▪ формирование единой госсистемы превенции преступности и других правонарушений, включая также мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики; ▪ выработка и применение специальных мер, нацеленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации социальных отношений. Проблема оценки результатов деятельности силового блока, особенно правоохранительных органов и специальных служб, является довольно сложной, но, по мнению специалистов, вполне решаемой задачей, требующей легитимного определения показателей ЭБ и использования потенциала аналитической деятельности при их оценке. Главными стратегическими рисками и угрозами национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу являются: ▪ сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики; ▪ снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры; ▪ потеря контроля над национальными ресурсами; ▪ ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики; ▪ неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудонедостаточность; ▪ низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы; ▪ сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, а также незаконной миграции. Правовую основу функционирования российской экономики, представляет комплекс нормативных актов: Конституция РФ, пакет федеральных законов по различным направлениям регулирования рыночной экономики, федеральные законы о бюджете на соответствующий период, ряд указов Президента РФ, оформляющих перспективы развития различных отраслей экономики и устанавливающих рубежи защиты экономической безопасности и национальной безопасности России в целом. Сформулированные в этих документах цели в экономике и социальной сфере имеют четко выраженное правовое содержание, поскольку именно правом установлены и закреплены формы и виды собственности, принципы регулирования экономических отношений, права и обязанности как субъектов экономической деятельности, так и государства. Соблюдение норм права лежит в фундаменте ЭБ РФ. На основе формально-юридического анализа массива правовых актов можно отметить, что нарушение содержащихся в законодательстве норм приводит к существенным деформациям в экономике, ущемлению прав и свобод человека и гражданина. В целом ряде нормативно-правовых актов зафиксировано положение, согласно которому состояние экономики, надлежащим образом отвечающее высоким требованиям ЭБ современной России, должно характеризоваться определенными качественными критериями и параметрами (так называемыми «пороговыми значениями»). Последние призваны обеспечивать приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, военно-политическую стабильность общества, а также целостность государства, потенциальную возможность эффективно противостоять воздействию внутренних и внешних угроз. В целях установления критериев и параметров, адекватно отвечающих требованиям ЭБ нашей страны, необходимо обязательно принимать во внимание: 1. Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства; 2. Приемлемый уровень жизни населения и возможность его сохранения; 3. Устойчивость финансовой системы; 4. Рациональную структуру внешней торговли; 5. Поддержание научного потенциала страны и сохранение ведущих отечественных научных школ; 6. Сохранение единого экономического пространства и широких межрегиональных экономических отношений; 7. Создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности; 8. Определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях. Надо заметить, что попытки определить объекты ЭБ предпринимались не только в документах государственного характера, но и на теоретическом уровне. Отдельные специалисты относят к ним народное хозяйство в целом, отдельные регионы страны, сферы и отрасли хозяйства, юридических и физических лиц как субъектов хозяйственной деятельности [13]. Исходя из контент-анализа Государственной стратегии экономической безопасности, можно сделать вывод, что в целом оценка состояния ЭБ осуществляется на основе: - характеристики внешних и внутренних угроз как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства; - определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства. В свою очередь, указанные факторы устанавливаются при помощи определения критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям ЭБ РФ. Обеспечение же ЭБ предполагает формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики. Все это должно осуществляться при помощи принятия системы четко определенных мер, реализация которых должна основываться на комплексе критериев, индикаторов или показателей ЭБ. В число таких показателей должны обязательно включаться макроэкономические критерии, демографические и ряд иных [14]. Таким образом, в процессе формирования концептуальных основ АПО ЭБ в РФ должны быть учтены определенные механизмы экономической политики, направленные на предотвращение различных угроз безопасности, которые разрабатываются как на федеральном, так и на региональном уровнях. Эффективность этих мер определяется на основе мониторинга факторов, определяющих угрозы экономической безопасности и путем разработка критериев и параметров ЭБ РФ. Рассмотрим более подробно мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации. Важнейшими элементами механизма обеспечения ЭБ нашей страны являются мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности. Мониторинг как оперативная информационно-аналитическая система наблюдений за динамикой показателей безопасности экономики имеет большое значение для переходного состояния экономики при наличии серьезных межотраслевых диспропорций и острой недостаточности ресурсов (прежде всего финансовых), сильной подвижности и неустойчивости социально-экономических индикаторов. Это определяет возрастание требований к государственной статистике в части комплексности, глубины и форм охвата объектов статистического наблюдения, качества и оперативности информации. Объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества с точки зрения ЭБ РФ должен проводиться на основе анализа конкретных количественных значений индикаторов экономической безопасности. Для осуществления мониторинга факторов, определяющих внутренние и внешние угрозы экономическим интересам личности, общества и государства, первоочередной задачей является создание организационно-информационной базы. Обратимся к вопросам разработки или конкретизации критериев и параметров (пороговых значений) ЭБ РФ. Для реализации Государственной стратегии должны быть разработаны количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу ЭБ страны, характеризующие: ▪ динамику и структуру валового внутреннего продукта, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и тому подобное; ▪ состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны; ▪ способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам (темпы инфляции, дефицит государственного бюджета, воздействие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутренняя и внешняя задолженность и тому подобное); ▪ состояние финансово-бюджетной и кредитной систем; ▪ качество жизни населения (ВВП на душу населения), уровень безработицы и дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, состояние окружающей среды и т.п. Количественные параметры должны быть разработаны не только для страны в целом, но и для каждого ее региона. При этом состав критериев и показателей ЭБ РФ по регионам должен корреспондировать с соответствующим составом критериев и параметров в части, касающейся экономики и национальных интересов России в целом. На основе сформулированных в Государственной стратегии национальных интересов в области экономики, критериев и параметров ЭБ РФ определяются меры и разрабатываются механизмы реализации экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности страны. Ключевые характеристики состояния национальной безопасности предназначаются для оценки состояния последней и включают в себя: - уровень безработицы (доля от экономически активного населения); децильный коэффициент (соотношение доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченного населения); - уровень роста потребительских цен; - уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта; - уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта; - уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники; - уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами [15]. Перечень критериев, определяющих уровень национальной безопасности, может быть уточнен в соответствии с итогами мониторинга состояния национальной безопасности. Представители экономической науки предлагают свой набор критериев для оценки ЭБ. В качестве важнейших показателей положения дел в экономике они считают целесообразным использование в качестве основных девятнадцать показателей, призванных отразить наиболее значимые области ЭБ в реальном и финансовом секторах экономики, в социальной сфере. К ним, в частности, относятся: - объем валового внутреннего продукта; - доля в валовом внутреннем продукте инвестиций в основной капитал; - доля в валовом внутреннем продукте расходов на оборону; - доля затрат на научные разработки гражданской направленности в валовом внутреннем продукте; - доля продукции инновационного характера в общем объеме промышленной продукции; - доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве; - доля лиц, имеющих денежные доходы ниже прожиточного минимума во всем населении; - отношение доходов десяти процентов наиболее обеспеченного населения к доходам десяти процентов наименее обеспеченного населения; - уровень безработицы; - уровень монетизации; - внешний долг; - внутренний долг; - доля расходов на обслуживание госдолга в общем объеме расходов федерального бюджета; - дефицит федерального бюджета; - уровень инфляции; - объем золотовалютных резервов; - отношение выплат по внешнему долгу к объему годового экспорта; - валовой сбор зерна; - доля импортного продовольствия в общем объеме ресурсов продовольствия. Отклонение от пороговых значений указанных индикаторов, которые представляют собой предельные, абсолютные либо относительные их значения, как раз и указывает на опасность перерастания отдельных угроз в затяжной, комплексный кризис, разбалансированность и дестабилизацию экономической, политической и социальной жизни российского общества [16]. Кроме критериев, характеризующих экономику в целом, в научной литературе рассматриваются и критерии оценки ЭБ отдельных субъектов экономики. С точки зрения диссертанта, весьма интересный анализ оценки ЭБ организаций в экономике России (то есть, речь идет о микроэкономике) содержится в работе Ю.В. Морозюка [17]. Названный автор выделяет несколько групп таких индикаторов. Первая группа ─ индикаторы финансовой составляющей ЭБ организации. Вторая группа критериев представляют собой индикаторы кадровой составляющей ЭБ организации. Третья группа критериев, по мнению Ю.В. Морозюка, индикаторы технико-технологической составляющей ЭБ организации. Они включают в себя: состояние технико-технологической составляющей ЭБ на основе оценки экономической эффективности принятых мер по обеспечению технико-технологической безопасности. Четвертая группа критериев ─ индикаторы правовой составляющей ЭБ организации. Что же касается макроэкономики, то нужно отметить, что, например, в своей докторской диссертации С.А. Тропин выделяет следующие показатели ЭБ страны: ▪ экономического роста (динамика и структура национального производства и ВВП; показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др.); ▪ характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны; ▪ характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутренняя и внешняя задолженность); ▪ качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т. д.) [18]. Угрозами экономической безопасности являются: ▪ во-первых, неэффективная, деформированная структура экономики, обусловленная такими факторами как ресурсно-сырьевая направленность экономики, высокий уровень ее монополизации; низкая конкурентоспособность большинства видов продукции; деградация производственного, научно-технического, кадрового потенциала; спад производства и потеря внутреннего и внешнего рынков наукоемкой продукции; слабая защищенность отечественных производителей; резкое усиление позиций иностранных производителей на внутреннем рынке; высокий внешний и внутренний долг; ▪ во-вторых, увеличивающаяся имущественная дифференциация населения; ▪ в-третьих, возрастающая неравномерность социально-экономического развития регионов, вызванная объективно существующими различиями в их уровне развития, наличие депрессивных, отсталых в экономическом отношении регионов; нарушение производственно-технологических связей между предприятиями; увеличением разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между субъектами РФ; ▪ в-четвертых, криминализация общества и экономики; ▪ в-пятых, периодически повторяющиеся экономические спады; ▪ в-шестых, форс-мажорные ситуации. Итак, государство является основой для обеспечения всех видов безопасности, в том числе и экономической. Они не могут гарантироваться без государства. Ограниченные возможности государства (наличие материальных, денежных, человеческих ресурсов) рождают проблему оптимизации систем и структур безопасности при данном объеме ресурсов, которые могут быть выделены на обеспечение государственной безопасности. В условиях жестких бюджетных ограничений оптимизация распределения имеющихся ресурсов становится ключевой проблемой совершенствования систем и структур, обеспечивающих различные виды безопасности. Проблема оценки результатов деятельности государства по обеспечению ЭБ привела к необходимости ввести критерии (индикаторы, показатели) экономической безопасности и активнее использовать потенциал аналитической деятельности. Необходимо отметить, что в процессе проведения практических исследований уровней и составляющих ЭБ, конкретный набор индикаторов или показателей может значительно варьироваться, что свидетельствует о динамическом, неравновесном состоянии системы ЭБ и обусловливает необходимость более подробного рассмотрения как особенностей применения системного подхода в его многообразных видах, так и решения в целом задачи выявления методологических оснований выстраиваемой в настоящем диссертационном исследовании концепции. Таким образом, публично-правовая конструкция обеспечения ЭБ требует ее дальнейшего концептуального и методологического осмысления на основе наиболее значимых доктринальных подходов, а также разработки и обоснования развернутой методологической основы его исследования.

Экономический правопорядок

Очевидно, что стабильность экономической ситуации в России будет сохраняться при соблюдении баланса национальных экономических интересов, а разбалансированность жизненно важных интересов личности, общества и государства приведет к нестабильности, обострению противоречий в различных сферах жизнедеятельности и к дисбалансу. В данном отношении можно заметить, что трансформации социально-экономической ситуации, как в национальном, так и в мировом масштабе обусловила возникновение принципиально новых, характеризующихся высокой степенью опасности, долговременных по своим последствиям угроз экономической безопасности (далее ЭБ) [1]. Категория «угроза» занимает особое место в теории национальной безопасности, следовательно, и в теории ЭБ. Анализ понятия «угроза» целесообразно начать с интерпретации обозначающего его термина в силу того, что именно термин представляет собой имя понятия, которое лингвистически и семантически выражает как его смысл, так и соотношение с рядом иных понятий конкретной области знания. Согласно Толковому словарю обществоведческих терминов угроза представляет собой «запугивание, обещание причинить кому-нибудь неприятность, зло, возможная опасность» [2]. Среди наиболее важных выделяется трактовка угрозы в энциклопедии глобалистики как «потенциальной возможности реализации опасности; возникает как результат действия отдельных факторов или их совокупности» [3]. Оптимальным правовым содержанием, наиболее полно отражающим правовую составляющую исследуемого термина, по нашему мнению, является следующая дефиниция: «Угроза ─ высказанное в любой форме намерение нанести физический, материальный или иной вред общественным или личным интересам». Действующее законодательство соотносит безопасность с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства, а именно, потребностей, удовлетворение которых стабильно обеспечивает как существование, так возможность их дальнейшего прогрессивного развития. Но в соответствии с такой интерпретацией могут ли разного рода деструктивные, включая и противоправные, действия, которые прямо не затрагивают жизненно важные интересы личности, общества и государства, относится к рассматриваемой категории «угроза»? Соответственно, даются различные определения понятия «угроза». То, что для одного государства является угрозой, для другого ─ целенаправленным действием по достижению определенного результата. Как отмечает В.Г. Вишняков, весьма сомнительным является поэтому подход к решению проблем национальной безопасности с позиций потенциальной возможности реализации опасности или намерения нанести физический или материальный ущерб. Как бы ни сужалось это понятие при помощи таких оценочных приемов, как «правильное понимание угроз», «их реалистическая оценка», «выбор основных угроз», в любом случае оно не может быть непосредственным основанием для принятия правовых мер по обеспечению национальной безопасности. По отношению к ЭБ существует возможность возникновения угроз двух видов: эндогенных (при которых источник угрозы или риска лежит внутри самого государства и национальной экономики) и экзогенных (когда источник находится за пределами национальной экономики). Оба вида угроз тесно связаны между собой. При этом исходными, угрозами все же следует считать эндогенные, так как угрозы внешнего характера зачастую выступают лишь как следствие имеющихся в национальной экономике внутренних проблем и противоречий. Различная степень вероятности угроз в различных сферах человеческой деятельности позволяет их классифицировать на реальные угрозы (то есть уже существующие или ожидаемые в ближайшем будущем) и потенциальные угрозы (предполагаемые в отдаленном будущем). В качестве внешних субъектов, оказывающих негативное влияние на ЭБ страны, определяют международные экономические организации, другие страны и их объединения; представителей международного бизнеса (транснациональные корпорации) и транснациональную преступность [4]. Деятельность государства, направленная на обеспечение ЭБ, также имеет многоуровневую структуру. Высшим уровнем обозначенного процесса является стратегический уровень, предусматривающий ликвидацию экономических противоречий в процессе принятия и реализации глобальных (для национальной экономики) системообразующих решений. Следующий за ним тактический уровень предполагает решение задач, связанных с ликвидацией возникших угроз или ослаблением их воздействия на экономическую сферу. В этом случае речь идет о разработке и внедрении системы превентивных мероприятий. При отсутствии или непродуктивности указанных мероприятий возникает необходимость устранения последствий угроз. Данный вид действий характерен для оперативного уровня ЭБ. В Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях), утвержденной Указом Президента РФ в 1996 году, в систему наиболее существенных и вероятных угроз экономической безопасности Российской Федерации (далее ─ ЭБ РФ) включены: 1. Возрастание дифференциации населения по имущественному признаку и рост уровня бедности, что может привести к нарушению общественного согласия. В данном отношении необходимо отметить наличие факторов, действие которых может нарушить достигнутый в определенной степени относительный баланс социальных интересов в России. Во-первых, это продолжающийся процесс расслоения общества на чрезвычайно узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, не уверенных в своем будущем людей; во-вторых, рост доли бедных слоев населения, обусловливающий социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения в России таких негативных явлений как наркомания, организованная преступность и т.д.; в-третьих, это рост безработицы, провоцирующий возникновение социальных конфликтов» и ряд других. 2. Деформированность структуры российской экономики, детерминированная: - усилением топливно-сырьевой направленности экономики; - отставанием разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; - недостаточно высокой конкурентоспособностью продукции ряда российских предприятий; - свертыванием производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении; - снижением результативности, разрушением технологического единства научных исследований и разработок, распадом сложившихся научных коллективов и на этой основе подрывом научно-технического потенциала России; - завоеванием иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления; - приобретением иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции, как с внешнего, так и с внутреннего рынка; - ростом внешнего долга России и связанным с ним увеличением расходов бюджета на его погашение. 3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов, важнейшими факторами которой являются: - объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей; - нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных российских регионов; - увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами РФ. 4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная: - ростом безработицы, так как значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода; - сращиванием отдельной категории чиновников государственных органов с организованной преступностью; - возможностью доступа криминальных структур к управлению определенной частью производственной сферы и их проникновением в различные властные структуры; - ослаблением системы государственного контроля, что способствует расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сферах приватизации, экспортно-импортных операций и торговли. В соответствии с Указом Президента РФ «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» (1996 г.) к критериям ЭБ РФ отнесены: - способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства; - зависимость экономики от импорта важнейших видов продукции и продовольствия, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране; - уровень внешнего и внутреннего долга и возможности его погашения; - обеспеченность экономики стратегическими ресурсами и эффективность государственного контроля их обращения; - уровень бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы, максимально допустимые с позиции социально-экономической стабильности общества; - устойчивость финансовой системы; - рациональная структура внешней торговли; - доступность для населения сфер образования, культуры, медицинского и социального обслуживания, пассажирского транспорта и массовых видов связи, а также жилья и коммунальных услуг; - поддержание научного потенциала страны и сохранение отечественных научных школ, обеспечение эффективного функционирования особо важных объектов науки; - сохранение единого экономического пространства и межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций; - обеспечение необходимого уровня государственного регулирования экономических процессов в целях формирования условий для нормального функционирования рыночной экономики. Разработка концептуальных и методологических предпосылок АПО ЭБ позволила автору настоящего диссертационного исследования акцентировать внимание на идеях институционального подхода к данной деятельности, наиболее важными из которых будут являться: ▪ система законодательства, регулирующая сферу экономических отношений, соответствующая национальным экономическим интересам в условиях рыночного хозяйства и обеспечивающая свободу предпринимательской деятельности; ▪ нормы поведения субъектов права в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ должны соответствовать установленным правовым правилам. Обеспечение этих условий направлено на минимизацию административных барьеров, тормозящих решение задач обеспечения ЭБ. Угрозы экономической безопасности представляют собой следствие развивающихся противоречий как во внутреннем экономическом пространстве страны, так и за ее пределами. Главный вызов связан с тем, что позитивный и необходимый процесс «открытия» российской экономики при отсутствии надлежащей экономической политики сопровождается ослаблением экономической самостоятельности РФ, деградацией ее технологического и промышленного потенциала, закреплением за ней топливно-сырьевой ориентации в мировой экономике [6]. Автор этой работы в полной мере разделяет тезис В.И. Митрохина, согласно которому в современном мире имеет место принципиальный сдвиг акцентов в системе ключевых вызовов и угроз безопасности от политических к экономическим факторам [7]. Достаточно значительный ряд вызовов и угроз обусловливает корреляцию возрастающих неблагоприятных внутренних и внешних экономических, политических и социальных тенденций. Расстановка сил в развитых зарубежных странах происходит в направлении отказа от многих демократических норм и способствует стремлению ряда государств ослабить позиции России в политической, экономической и военной областях, ограничить ее влияние при решении кардинальных международных проблем. В свою очередь, ослабление российской экономики стимулирует эти стремления, что может представлять реальную угрозу ее национальной безопасности. Следует отметить, что угроза безопасности в экономической сфере современной России имеет комплексный характер и в существенной степени повышает значимость и востребованность надлежащих правовых механизмов. Дело в том, что ЭБ любого государства априори подвержена воздействию со стороны различных факторов, в том числе и традиционно считающихся внеэкономическими. Так, на нее серьезно влияют геополитические, социальные, экологические и другие факторы [8]. Представляется, что надо акцентировать внимание на важнейшем обстоятельстве: восприятие и понимание источников угроз и опасностей для нашей страны за последнее время (речь идет о 10-летнем периоде) кардинально трансформировались. Хорошо известно, что в Советском Союзе в качестве единственного источника угрозы для государственной безопасности воспринималась внешняя угроза. Например, председатель КГБ СССР Ю.В. Андропов в 1977 г. особо подчеркивал, что источник угрозы безопасности Советскому Союзу находится вовне. Именно оттуда, извне, по его мнению, «классовый противник» пытается перенести на территорию страны свою подрывную деятельность, активизировать осуществление идеологических диверсий, рассчитывая на отдельных неустойчивых личностей [9]. Своеобразие текущего момента заключается в том, что сейчас уже внутренние угрозы расцениваются в качестве основных угроз для РФ [10]. В сжатом виде касаясь ретроспективных аспектов рассматриваемой проблематики, целесообразно напомнить, что, например, для большевиков универсальным являлся следующий принцип: нет таких трудностей, которые последние не могли бы преодолеть. И чем сложнее были задачи, тем радикальнее применялись средства для их разрешения. Высокие цели, необычайная воля, жесточайшая дисциплина в своей совокупности обеспечивали достижение конкретных задач, зачастую любой ценой. Во главу угла ставилась государственная безопасность. Создавалась и соответствующая система органов (обороны, госбезопасности, внутренних дел), которая стала основным инструментом в сфере обеспечения государственной безопасности [11]. Говоря о «Стратегии национальной безопасности», нужно заметить, что проблемы криминализации хозяйственно-финансовых отношений названы среди главных стратегических рисков и угроз национальной безопасности РФ. Одними из самых актуальных в данной области являются преступления, связанные с рейдерскими захватами предприятий, что обусловливается отрицательной динамикой их распространения и значительной латентностью. Мишенями рейдеров становятся бюджетообразующие предприятия, банковская система, и, безусловно, стратегические для РФ отрасли (имеются в виду нефтедобыча и нефтепереработка, металлургия, оборонная промышленность, научные институты и т.п.). Отрицательное воздействие рейдерство оказывает на обеспечение информационной безопасности. Практически любой захват предприятия начинается со сбора данных о фирме-цели, что способствует созданию соответствующего теневого рынка. Распространение рынка недружественных поглощений посягает на такие основы конституционного строя РФ, как: ▪ свобода экономической деятельности; ▪ поддержка конкуренции; ▪ признание и защита всех форм собственности. Кроме того, данный негативный социальный феномен нарушает права человека на независимое применение собственных талантов и способностей, посягает на имущества для предпринимательской деятельности, подрывает уважение к правам частной собственности, а также к цивилизованным методам предпринимательства. Следовательно, рейдерство в полной мере можно рассматривать как комплексное явление, которое в условиях российской действительности приобрело системный характер и является реальной угрозой безопасности личности, общества и государства в различных сферах деятельности. Справедливым представляется утверждение, что рейдерство ─ одна из ключевых угроз национальной безопасности РФ в целом и одна из самых актуальных проблем современной России [12]. В пункте 39 Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537, отмечены те факторы и конкретные меры, которые направлены на обеспечение государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу. Среди них: ▪ повышение эффективности работы правоохранительных органов и спецслужб; ▪ формирование единой госсистемы превенции преступности и других правонарушений, включая также мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики; ▪ выработка и применение специальных мер, нацеленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации социальных отношений. Проблема оценки результатов деятельности силового блока, особенно правоохранительных органов и специальных служб, является довольно сложной, но, по мнению специалистов, вполне решаемой задачей, требующей легитимного определения показателей ЭБ и использования потенциала аналитической деятельности при их оценке. Главными стратегическими рисками и угрозами национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу являются: ▪ сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики; ▪ снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры; ▪ потеря контроля над национальными ресурсами; ▪ ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики; ▪ неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудонедостаточность; ▪ низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы; ▪ сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, а также незаконной миграции. Правовую основу функционирования российской экономики, представляет комплекс нормативных актов: Конституция РФ, пакет федеральных законов по различным направлениям регулирования рыночной экономики, федеральные законы о бюджете на соответствующий период, ряд указов Президента РФ, оформляющих перспективы развития различных отраслей экономики и устанавливающих рубежи защиты экономической безопасности и национальной безопасности России в целом. Сформулированные в этих документах цели в экономике и социальной сфере имеют четко выраженное правовое содержание, поскольку именно правом установлены и закреплены формы и виды собственности, принципы регулирования экономических отношений, права и обязанности как субъектов экономической деятельности, так и государства. Соблюдение норм права лежит в фундаменте ЭБ РФ. На основе формально-юридического анализа массива правовых актов можно отметить, что нарушение содержащихся в законодательстве норм приводит к существенным деформациям в экономике, ущемлению прав и свобод человека и гражданина. В целом ряде нормативно-правовых актов зафиксировано положение, согласно которому состояние экономики, надлежащим образом отвечающее высоким требованиям ЭБ современной России, должно характеризоваться определенными качественными критериями и параметрами (так называемыми «пороговыми значениями»). Последние призваны обеспечивать приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, военно-политическую стабильность общества, а также целостность государства, потенциальную возможность эффективно противостоять воздействию внутренних и внешних угроз. В целях установления критериев и параметров, адекватно отвечающих требованиям ЭБ нашей страны, необходимо обязательно принимать во внимание: 1. Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства; 2. Приемлемый уровень жизни населения и возможность его сохранения; 3. Устойчивость финансовой системы; 4. Рациональную структуру внешней торговли; 5. Поддержание научного потенциала страны и сохранение ведущих отечественных научных школ; 6. Сохранение единого экономического пространства и широких межрегиональных экономических отношений; 7. Создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности; 8. Определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях. Надо заметить, что попытки определить объекты ЭБ предпринимались не только в документах государственного характера, но и на теоретическом уровне. Отдельные специалисты относят к ним народное хозяйство в целом, отдельные регионы страны, сферы и отрасли хозяйства, юридических и физических лиц как субъектов хозяйственной деятельности [13]. Исходя из контент-анализа Государственной стратегии экономической безопасности, можно сделать вывод, что в целом оценка состояния ЭБ осуществляется на основе: - характеристики внешних и внутренних угроз как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства; - определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства. В свою очередь, указанные факторы устанавливаются при помощи определения критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям ЭБ РФ. Обеспечение же ЭБ предполагает формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики. Все это должно осуществляться при помощи принятия системы четко определенных мер, реализация которых должна основываться на комплексе критериев, индикаторов или показателей ЭБ. В число таких показателей должны обязательно включаться макроэкономические критерии, демографические и ряд иных [14]. Таким образом, в процессе формирования концептуальных основ АПО ЭБ в РФ должны быть учтены определенные механизмы экономической политики, направленные на предотвращение различных угроз безопасности, которые разрабатываются как на федеральном, так и на региональном уровнях. Эффективность этих мер определяется на основе мониторинга факторов, определяющих угрозы экономической безопасности и путем разработка критериев и параметров ЭБ РФ. Рассмотрим более подробно мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации. Важнейшими элементами механизма обеспечения ЭБ нашей страны являются мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности. Мониторинг как оперативная информационно-аналитическая система наблюдений за динамикой показателей безопасности экономики имеет большое значение для переходного состояния экономики при наличии серьезных межотраслевых диспропорций и острой недостаточности ресурсов (прежде всего финансовых), сильной подвижности и неустойчивости социально-экономических индикаторов. Это определяет возрастание требований к государственной статистике в части комплексности, глубины и форм охвата объектов статистического наблюдения, качества и оперативности информации. Объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества с точки зрения ЭБ РФ должен проводиться на основе анализа конкретных количественных значений индикаторов экономической безопасности. Для осуществления мониторинга факторов, определяющих внутренние и внешние угрозы экономическим интересам личности, общества и государства, первоочередной задачей является создание организационно-информационной базы. Обратимся к вопросам разработки или конкретизации критериев и параметров (пороговых значений) ЭБ РФ. Для реализации Государственной стратегии должны быть разработаны количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу ЭБ страны, характеризующие: ▪ динамику и структуру валового внутреннего продукта, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и тому подобное; ▪ состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны; ▪ способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам (темпы инфляции, дефицит государственного бюджета, воздействие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутренняя и внешняя задолженность и тому подобное); ▪ состояние финансово-бюджетной и кредитной систем; ▪ качество жизни населения (ВВП на душу населения), уровень безработицы и дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, состояние окружающей среды и т.п. Количественные параметры должны быть разработаны не только для страны в целом, но и для каждого ее региона. При этом состав критериев и показателей ЭБ РФ по регионам должен корреспондировать с соответствующим составом критериев и параметров в части, касающейся экономики и национальных интересов России в целом. На основе сформулированных в Государственной стратегии национальных интересов в области экономики, критериев и параметров ЭБ РФ определяются меры и разрабатываются механизмы реализации экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности страны. Ключевые характеристики состояния национальной безопасности предназначаются для оценки состояния последней и включают в себя: - уровень безработицы (доля от экономически активного населения); децильный коэффициент (соотношение доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченного населения); - уровень роста потребительских цен; - уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта; - уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта; - уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники; - уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами [15]. Перечень критериев, определяющих уровень национальной безопасности, может быть уточнен в соответствии с итогами мониторинга состояния национальной безопасности. Представители экономической науки предлагают свой набор критериев для оценки ЭБ. В качестве важнейших показателей положения дел в экономике они считают целесообразным использование в качестве основных девятнадцать показателей, призванных отразить наиболее значимые области ЭБ в реальном и финансовом секторах экономики, в социальной сфере. К ним, в частности, относятся: - объем валового внутреннего продукта; - доля в валовом внутреннем продукте инвестиций в основной капитал; - доля в валовом внутреннем продукте расходов на оборону; - доля затрат на научные разработки гражданской направленности в валовом внутреннем продукте; - доля продукции инновационного характера в общем объеме промышленной продукции; - доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве; - доля лиц, имеющих денежные доходы ниже прожиточного минимума во всем населении; - отношение доходов десяти процентов наиболее обеспеченного населения к доходам десяти процентов наименее обеспеченного населения; - уровень безработицы; - уровень монетизации; - внешний долг; - внутренний долг; - доля расходов на обслуживание госдолга в общем объеме расходов федерального бюджета; - дефицит федерального бюджета; - уровень инфляции; - объем золотовалютных резервов; - отношение выплат по внешнему долгу к объему годового экспорта; - валовой сбор зерна; - доля импортного продовольствия в общем объеме ресурсов продовольствия. Отклонение от пороговых значений указанных индикаторов, которые представляют собой предельные, абсолютные либо относительные их значения, как раз и указывает на опасность перерастания отдельных угроз в затяжной, комплексный кризис, разбалансированность и дестабилизацию экономической, политической и социальной жизни российского общества [16]. Кроме критериев, характеризующих экономику в целом, в научной литературе рассматриваются и критерии оценки ЭБ отдельных субъектов экономики. С точки зрения диссертанта, весьма интересный анализ оценки ЭБ организаций в экономике России (то есть, речь идет о микроэкономике) содержится в работе Ю.В. Морозюка [17]. Названный автор выделяет несколько групп таких индикаторов. Первая группа ─ индикаторы финансовой составляющей ЭБ организации. Вторая группа критериев представляют собой индикаторы кадровой составляющей ЭБ организации. Третья группа критериев, по мнению Ю.В. Морозюка, индикаторы технико-технологической составляющей ЭБ организации. Они включают в себя: состояние технико-технологической составляющей ЭБ на основе оценки экономической эффективности принятых мер по обеспечению технико-технологической безопасности. Четвертая группа критериев ─ индикаторы правовой составляющей ЭБ организации. Что же касается макроэкономики, то нужно отметить, что, например, в своей докторской диссертации С.А. Тропин выделяет следующие показатели ЭБ страны: ▪ экономического роста (динамика и структура национального производства и ВВП; показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др.); ▪ характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны; ▪ характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутренняя и внешняя задолженность); ▪ качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т. д.) [18]. Угрозами экономической безопасности являются: ▪ во-первых, неэффективная, деформированная структура экономики, обусловленная такими факторами как ресурсно-сырьевая направленность экономики, высокий уровень ее монополизации; низкая конкурентоспособность большинства видов продукции; деградация производственного, научно-технического, кадрового потенциала; спад производства и потеря внутреннего и внешнего рынков наукоемкой продукции; слабая защищенность отечественных производителей; резкое усиление позиций иностранных производителей на внутреннем рынке; высокий внешний и внутренний долг; ▪ во-вторых, увеличивающаяся имущественная дифференциация населения; ▪ в-третьих, возрастающая неравномерность социально-экономического развития регионов, вызванная объективно существующими различиями в их уровне развития, наличие депрессивных, отсталых в экономическом отношении регионов; нарушение производственно-технологических связей между предприятиями; увеличением разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между субъектами РФ; ▪ в-четвертых, криминализация общества и экономики; ▪ в-пятых, периодически повторяющиеся экономические спады; ▪ в-шестых, форс-мажорные ситуации. Итак, государство является основой для обеспечения всех видов безопасности, в том числе и экономической. Они не могут гарантироваться без государства. Ограниченные возможности государства (наличие материальных, денежных, человеческих ресурсов) рождают проблему оптимизации систем и структур безопасности при данном объеме ресурсов, которые могут быть выделены на обеспечение государственной безопасности. В условиях жестких бюджетных ограничений оптимизация распределения имеющихся ресурсов становится ключевой проблемой совершенствования систем и структур, обеспечивающих различные виды безопасности. Проблема оценки результатов деятельности государства по обеспечению ЭБ привела к необходимости ввести критерии (индикаторы, показатели) экономической безопасности и активнее использовать потенциал аналитической деятельности. Необходимо отметить, что в процессе проведения практических исследований уровней и составляющих ЭБ, конкретный набор индикаторов или показателей может значительно варьироваться, что свидетельствует о динамическом, неравновесном состоянии системы ЭБ и обусловливает необходимость более подробного рассмотрения как особенностей применения системного подхода в его многообразных видах, так и решения в целом задачи выявления методологических оснований выстраиваемой в настоящем диссертационном исследовании концепции. Таким образом, публично-правовая конструкция обеспечения ЭБ требует ее дальнейшего концептуального и методологического осмысления на основе наиболее значимых доктринальных подходов, а также разработки и обоснования развернутой методологической основы его исследования.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.